Презентация, доклад по русскому языку Орфограммы в приставках и корнях (6 класс)

Содержание

МОЗГОВОЙ ШТУРМ(3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек –узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского

Слайд 1Проверим домашнее задание
Упр.19 Взаимопроверка:
А) на зЕмле, чЕрнееют, мЕлькают, по нЕбосводу, цвЕтными,

вЕтров
Б) ветров
Проверим домашнее заданиеУпр.19				 Взаимопроверка:А) на зЕмле, чЕрнееют, мЕлькают, по нЕбосводу, цвЕтными, вЕтровБ) ветров

Слайд 2МОЗГОВОЙ ШТУРМ
(3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек


узбечка, швейцар – швейцарка, казах – казашка, хорват – хорватка.
Какая из этих пар не вписывается в модель «лицо мужского пола по национальности – лицо женского пола по той же национальности»? Обоснуйте свой ответ толкованием слов в выбранной паре.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ(3 балла) Даны пары слов, обозначающие мужчину и женщину: узбек –узбечка, швейцар – швейцарка, казах –

Слайд 3ОТВЕТ
Не вписывается в модель пара швейцар – швейцарка (1 балл). Слово

швейцар
значит «сторож, привратник при подъездах, входах в учреждения» (1 балл), а слово швейцарка – «жительница Швейцарии» (1 балл).
ОТВЕТНе вписывается в модель пара швейцар – швейцарка (1 балл). Слово швейцарзначит «сторож, привратник при подъездах, входах

Слайд 4Сделайте морфемный разбор слова.
подводный

Сделайте морфемный разбор слова.подводный

Слайд 5Порядок морфемного разбора слова
Окончание и основа.
Подбор однокоренных слов; корень.
Приставка, суффикс

Порядок морфемного разбора словаОкончание и основа.Подбор однокоренных слов; корень.Приставка, суффикс

Слайд 6Тема урока
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Повторение.
Тема урокаМорфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Повторение.

Слайд 7Мы должны достичь…
Чему должны научиться…
Повторить…
Формировать умения…

Мы должны достичь…Чему должны научиться…Повторить…Формировать умения…

Слайд 8Теоретическим БУМ (Стр.16, п.5)
Ответ на «Пятёрку»

Теоретическим БУМ (Стр.16, п.5)Ответ на «Пятёрку»

Слайд 91,2). Морфема – это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
3). Чтобы

отделить окончание от основы, нужно подобрать форму этого же слова, в котором появляется другое окончание: (И.) вода – (Р.) воды – (Д.) воде – (В.) воду – (Т.) водой – (П.) (о) воде.
4). Нулевое окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая не выражена звуками:
дом□, чай□, лес□.
5). Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем: диво, удивительный, удивить.
6). Варианты морфем – это одна и та же морфема, но имеющая разный буквенный и звуковой состав: весной – весною.
1,2). Морфема – это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).3). Чтобы отделить окончание от основы, нужно подобрать форму

Слайд 10Задание № 1: 
подобрать по 1 примеру для каждой пары вариантов морфем

(морфемы выделите):
Образец: с (со) – стереть – соткать.
1) Пре- (пере-); 2) под-(подо-); 3)  -ник//-ниц-

(1) Преступить – переступить, 
(2) поднять – подогнуть, 
(3) сотрудник– сотрудница.
Задание № 1: подобрать по 1 примеру для каждой пары вариантов морфем (морфемы выделите):Образец: с (со) – стереть – соткать.1) Пре-

Слайд 11Задание № 2: упр.24

Задание № 2: упр.24

Слайд 12Задание № 3:
 вставьте пропущенные буквы, устно объясняя написание; во всех словах

выделите корень:
(1) Пос…дел от горя, (2) пос…деть у костра, (3) зар…дить ружье, (4) прор…дить морковь, (5)м...литься, (6) нар...диться, (7) а...тограф, (8) б...скетбол, (9) б...сейн, (10) б...ян.
Задание № 3: вставьте пропущенные буквы, устно объясняя написание; во всех словах выделите корень:(1) Пос…дел от горя, (2) пос…деть у костра, (3) зар…дить

Слайд 13Проверим
(1) Поседел от горя, (2) посидеть у костра, (3) зарядить ружье, (4) проредить морковь, (5)молиться, (6) нарядиться, (7) автограф, (8) баскетбол, (9) бассейн, (10) баян, 

Проверим (1) Поседел от горя, (2) посидеть у костра, (3) зарядить ружье, (4) проредить морковь, (5)молиться, (6) нарядиться, (7) автограф, (8) баскетбол, (9) бассейн, (10) баян, 

Слайд 14Приставки на -з, -с.
Раз- (рас-)
Без- (бес-)
Из- (ис-)
Воз- (вос-)
Вз- (вс-)
Низ-

(нис-)
Через- (черес-)

Обрати внимание на
здесь, здоровье, здание!
З нельзя в них изменить, чтобы смысл не повредить!

Приставки на -з, -с.Раз- (рас-)Без- (бес-)Из-  (ис-)Воз- (вос-)Вз-  (вс-)Низ- (нис-)Через- (черес-)Обрати внимание на

Слайд 15Буквы з и с на конце приставок
…З- + звонкий согласный

разрезать, безвкусный, взлететь

…С- + глухой согласный
расчертить, бескрайний, всходить
Буквы з и с на конце приставок…З-  + звонкий согласный  разрезать, безвкусный, взлететь…С-  +

Слайд 16№ з с
1 +
2 +
3 +
4

+
5 +
6 +
7 +
8 +

Ра..будить
Ра..сказывать
Бе..страшный
Во..дать
Из.гиб
В..потеть
И..сякнуть
Чре..мерный


№	  з	 с1	  +	 2	 	 +3	 	 +4	  +	 5	  +	 6

Слайд 17Задание № 4:
 образуйте цепочку однокоренных слов (существительное – прилагательное – наречие

– глагол), выделите в словах корни:
(1) Шум, (2) чернота, (3) мороз.

Задание № 4: образуйте цепочку однокоренных слов (существительное – прилагательное – наречие – глагол), выделите в словах корни:(1) Шум, (2) чернота, (3) мороз.

Слайд 18Проверим
(1) Шум (сущ.) – шумный (прил.) – шумно (нар.) – шуметь (гл.).

(2) Чернота (сущ.) – черный (прил.)

– черно (нар.) – чернеть (гл.).

(3) Мороз (сущ.) – морозный (прил.) – морозно (нар.) – морозить (гл.).

Проверим (1) Шум (сущ.) – шумный (прил.) – шумно (нар.) – шуметь (гл.).(2) Чернота (сущ.) – черный (прил.) – черно (нар.) – чернеть (гл.).(3) Мороз (сущ.) – морозный (прил.)

Слайд 19Задание № 5:
 придумайте слова, соответствующие схемам:
1)    -  прилагательное 
2)   -  глагол
3)  - 

существительное.
Проверим:
1). Книжный.
2). Потерялась.
3). Грибник.
Задание № 5: придумайте слова, соответствующие схемам:1)    -  прилагательное 2)   -  глагол3)  -  существительное.Проверим:1). Книжный.2). Потерялась.3). Грибник.

Слайд 20
Саморефлексия.
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…

Саморефлексия. Я вспомнил, что…Я узнал…Я понял…Было интересно…Особенно понравилось…Вызвало затруднение…

Слайд 21Домашнее задание
Параграф 5.
Упр.27 или 29.

Домашнее заданиеПараграф 5.Упр.27 или 29.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть