МБОУ гимназия № 10 ЛИК г. Невинномысска Ставропольского края,
учитель русского языка и литературы
Гонтаренко Л.В.
2016г.
МБОУ гимназия № 10 ЛИК г. Невинномысска Ставропольского края,
учитель русского языка и литературы
Гонтаренко Л.В.
2016г.
Совместное определение целей и задач урока
Повторить типы речи, стили речи;
познакомиться с понятием интерьера;
ознакомиться с деловым и художественным описанием помещения;
научиться описывать помещение в художественном стиле;
развивать языковое чутье и умение описывать интерьер.
Повторим!
Назовите типы речи ___________________?
Назовите стили речи ____________________?
Интерьер (Википедия)
ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера:
общественный и жилой.
А знаете ли вы?
Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном стиле
Характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).
Характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения)
Прочитайте текст, определите,
в каком стиле он написан
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер ...
Анализ прочитанного
Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?
- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.
Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан. Найдите авторское отношение к описанию.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый морской волк. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное, революционное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа... Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
(В.Крапивин.)
Вопросы и задания к тексту:
- К какому стилю речи относится этот текст?
- Найдите языковые средства выразительности, характерные для данного стиля.
- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?
- Найдите в тексте описательный оборот, который служит для устранения неоправданных повторов.
- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.
- Объясните правописание подчеркнутых прилагательных.
Анализ текста
(Благодаря какому средству выразительности передается характер дома?)
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
Прочитайте отрывок из повести И.С. Тургенева «Муму». Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
Текст 4. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся…
Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”
Памятка
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.
В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
План к описанию помещения
Примерный план
1. Само помещение: (какое?)...
Стены – (какие?)...
Дверь – (какая?)...
Полы – (какие?)...
Окна – (какие?)...
2. Мебель, обстановка.
Стол – (какой?)...
Стулья – (какие?)...
Гардероб, шкаф – (какой?)...
Диван – (какой?)...
Другие предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок
Текст №4
Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.
Мне моя комната очень нравится.
Вопросы для анализа:
- Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?
- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?
- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.
Орфографическая работа
для использования слов в сочинении
Вставь пропущенные буквы:
Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..лефон, п..лас, т..ршер, к..вер, к..ртина, п..т..лок, ..бои.
Раскрой скобки:
Письме(н, нн)ый; зеркало, справ (о,а), слев(о,а), направ(о,а), налев(о,а) (не)подалёку, (з, с)десь, (з,с)десь (же), тут (же), (по)среди, (по)средине.
Работаем на уроке
Напишите сочинение-описание помещения (70 -90 слов), включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять характер его жильцов.
ТЕМЫ:
«Моя комната»
«Наша квартира»
«Комната, где я люблю проводить время»
ЭТУ Тему ты можешь предложить сам.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть