Презентация, доклад по русскому языку ОГЭ, 9 класс. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Содержание

Как должно быть построено сочинение?Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдатьтребования к построению текста именно указанного типа речи.Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис2. Основная часть – аргументы + примеры3. Заключение - вывод

Слайд 1
Сочинение на лингвистическую тему

( 15.1)
Сочинение на лингвистическую тему         ( 15.1)

Слайд 2Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то

необходимо соблюдатьтребования к построению текста именно указанного типа речи.

Рассуждение состоит из следующих частей:
 
1. Вступление - тезис
2. Основная часть – аргументы + примеры
3. Заключение - вывод



Как должно быть построено сочинение?Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдатьтребования к построению текста именно указанного

Слайд 3Как начать сочинение?
Надо начать сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно

доказать.
Вы можете написать собственное вступление, используя следующие синонимы и речевые клише: 


 

 
 
 

Как начать сочинение?Надо начать сочинение со вступления-тезиса.Тезис – это мысль, которую нужно доказать.Вы можете написать собственное вступление, используя

Слайд 4Синонимы
лингвист
учёный
языковед
автор высказывания
филолог
утверждал
считал
писал
рассуждал
 

Синонимылингвистучёныйязыковедавтор высказыванияфилологутверждалсчиталписалрассуждал 

Слайд 5Синонимы
высказывание
афоризм
мысль
утверждение
суждение
мнение
слова
изречение

 
 
справедливо
верно
неоспоримо
бесспорно
понятно
 

Синонимывысказываниеафоризммысльутверждениесуждениемнениесловаизречение  справедливовернонеоспоримобесспорнопонятно 

Слайд 6Речевые клише
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я

вынужден согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …


 

 
Автор убеждён, что... , и подобная уверенность небезосновательна.
Бесспорно мнение автора о том, что...
 

Речевые клишеЯ (полностью) согласен с …Не могу не согласиться с …Я вынужден согласиться с …Я разделяю точку

Слайд 7Речевые клише

докажем
покажем
продемонстрируем
подтвердим
проиллюстрируем
разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
 

Я думаю,


Я считаю, …
По моему мнению, …
На мой взгляд, …
Мне кажется, …
 
Безусловно, …
Разумеется, …
Конечно, …
 
Речевые клишедокажемпокажемпродемонстрируемподтвердимпроиллюстрируемразберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма Я думаю, …Я считаю, …По моему мнению, …На

Слайд 8Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше,

чем вступление и заключение.
 
В основной части вы должны:
объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.
 

Как писать основную часть?Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части

Слайд 9Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
 Помните о требованиях к примерам:
 
• примеров должно

быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и  
   грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
 

 
Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления Помните о требованиях к примерам: • примеров должно быть не менее 2;• примеры должны быть из

Слайд 10Речевые клише
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление 

можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . 
Речевые клише• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление  можно на примере …. предложения текста.•

Слайд 11
Что такое лексические и грамматические явления?

Что такое лексические и грамматические явления?

Слайд 12Лексические явления
Универсальные лексические категории
омонимы
синонимы
антонимы
паронимы


Лексика активного и пассивного запаса 
общеупотребительная лексика
диалектизмы
профессионализмы
жаргонизмы
арго
эмоционально окрашенные слова
ААрхаизмыАрхаизмы,историзмы
неологизмы
заимствованные

слова
старославянизмы
традиционно-поэтические слова
народно-поэтические слова
разговорная лексика
просторечные слова
книжная лексика, термины
Фразеологизмы, крылатые слова
эмоционально-экспрессивная лексика
Лексические явления Универсальные лексические категорииомонимысинонимыантонимыпаронимыЛексика активного и пассивного запаса общеупотребительная лексикадиалектизмыпрофессионализмыжаргонизмыаргоэмоционально окрашенные словаААрхаизмыАрхаизмы,историзмынеологизмызаимствованные словастарославянизмытрадиционно-поэтические слованародно-поэтические словаразговорная лексикапросторечные словакнижная

Слайд 13Лексические явления
Тропы
метафора
метонимия
ирония
гипербола
олицетворение
сравнение
синекдоха
литота
эпитет
аллегория
перифраза
художественный символ

Стилистические фигуры
градация
антитеза
оксюморон
лексический повтор
анафора
эпифора

Лексические явленияТропыметафораметонимияирониягиперболаолицетворениесравнениесинекдохалитотаэпитеталлегорияперифразахудожественный символ Стилистические фигурыградацияантитезаоксюморонлексический повторанафораэпифора

Слайд 14Грамматические явления

ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС
Словообразование - это раздел науки

о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
 
Морфема - это наименьшая значимая часть слова. 
 В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): 
корень
приставка
суффикс
окончание

Грамматические явленияГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИССловообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов

Слайд 15Морфология
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные
имя

существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
причастие
деепричастие
наречие
б) служебные
предлог
союз
частица
в) междометия (ой, ах и т.д.)
МорфологияМорфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельныеимя существительноеимя прилагательноеимя числительноеместоимениеглаголпричастиедеепричастиенаречиеб) служебныепредлогсоюзчастицав) междометия (ой, ах

Слайд 16 Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
а) самостоятельные
имя существительное
имя

прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
причастие
деепричастие
наречие


б) служебные
предлог
союз
частица
в) междометия (ой, ах и т.д.)

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.  а) самостоятельныеимя существительноеимя прилагательноеимя числительноеместоимениеглаголпричастиедеепричастиенаречиеб) служебныепредлогсоюзчастицав) междометия (ой,

Слайд 17
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Слайд 18Синтаксические понятия
· способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
· повествовательные,

побудительные, вопросительные предложения
· восклицательные и невосклицательные предложения
простые предложения, двусоставные и односоставные предложения
· типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
· неполные предложения, распространённые и нераспространённые предложения
· обращения, однородные члены
· обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
· уточняющие и поясняющие члены
· вставные конструкции, вводные слова и предложения
· прямая речь, косвенная речь, диалог
· сложносочинённые предложения
· сложноподчинённые предложения, бессоюзные предложения
Синтаксические понятия· способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)· повествовательные, побудительные, вопросительные предложения· восклицательные и невосклицательные

Слайд 19Синтаксические средства художественной изобразительности
риторические восклицания, риторический вопрос, риторическое обращение
·

параллелизм
· анафора, эпифора
· инверсия
· эллипсис
· умолчание
· парцелляция
· многосоюзие
· бессоюзие
· градация

Синтаксические средства художественной изобразительности риторические восклицания, риторический вопрос,  риторическое обращение· параллелизм· анафора,  эпифора· инверсия· эллипсис·

Слайд 20О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно

превышать по объёму основную часть сочинения.
 Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
О чём писать в заключении?Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно

Слайд 21В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
Итак, ...  Следовательно, ... Значит, ... Таким

образом, ... Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
 
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак, ...  Следовательно, ... Значит, ... Таким образом, ...

Слайд 22Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно

из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):• 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,
• 3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
• 4 абзац - вывод. 
Сколько абзацев должно быть в сочинении?Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения

Слайд 23Каким должен быть объём сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не

менее 70 слов.
 
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Каким должен быть объём сочинения?Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. При подсчёте слов не

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть