Слайд 1Однородные члены предложения
5 класс
Слайд 2Дорогой друг Ваня!
Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать
и отвечать на вопросы правильно.
Твой друг Йохан.
Слайд 3Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет.
Слайд 4Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.
Слайд 5Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.
Слайд 6ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.
Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.
Слайд 7Можно ли утверждать, что в предложении однородными являются второстепенные члены предложения?
Весна
выдалась теплой и сухой.
?
Слайд 8Составьте и напишите одно предложение:
с однородными главными членами предложения
с однородными второстепенными
членами предложения.
Слайд 9Дополните каждое предложение однородным второстепенным членом предложения.
Наступила хмурая, ……….. осень.
Этот
кот воровал и мясо, и ….., и сметану.
Он читал стихи выразительно и ……... .
Слайд 10Подберите к предложенным схемам соответствующие им предложения
Слайд 11Способы связи однородных членов
ИНТОНАЦИЯ
СОЮЗЫ
а) не соединены союзами:
В саду растут яблони,
вишни, сливы.
б) соединены союзами А, НО:
В саду растут яблони, а не сливы.
в) соединены повторяющимися союзами:
В саду растут и яблони, и вишни, и сливы.
Слайд 12
Не забудьте взять лопаты, экскаваторы, совки, вёдра и грузовики.
Мы ссорились, мирились,
но очень подружились.
В моем дневнике стояли и тройки, и пятерки, и четвёрки.
Слайд 13Можно ли утверждать, что в данном предложении бессоюзный способ связи однородных
членов предложения?
Я любил не кошек, а собак.
?
Слайд 14
К данным схемам подберите предложения из текста
=== и ===
___ , ___ , ___ , ___ , ___ , ___ .
_____ ===== - - - , - - - и - - - .
Слайд 15Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме:
Слайд 16Можно ли утверждать, что данное предложении соответствует схеме?
Шпуня нарядился не пиратом,
Слайд 17Дополните каждое предложение соответствующими членами предложения, используя предложенную схему..
О подводных чудесах,
о кораллах и …. знает путешественник.
Он кормит белок шишками, а Маша ……. птиц крошками.
_____ ======, а _____ ===== .
Избушка не стояла, а ……. к забору с крапивой.
Слайд 18Определите простые предложения с однородными членами.
Определите сложные предложения.
1. Николай
завернул за угол, а потом зашел в арку. 2. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 3. Над рекой слышались голоса возвращающихся косарей, но никто не прощался 4. Достали нот, баса, альта, две скрипки. 5. Слева, справа, впереди велось наступление.
Слайд 19Обобщающее слово
На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и
Слайд 20Является ли слово «цветом» обобщающим в данном предложении?
Белым цветом осыпаны
яблони, груши и черемуха.
?
Слайд 21Подберите к однородным членам в левой колонке обобщающее слово из правой
колонки и оформите это соответствие цифрами, например, 1-2.
Слайд 22Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах
В лесу
еще продолжают цвести кустарники: калина, малина, шиповник.
И птицы, и звери, и маленькие букашки – все слушали песню жаворонка.
Слайд 23Можно ли утверждать, что предложение имеет три однородных члена?
В корзину мы
не клали ядовитые грибы: ни мухоморы, ни поганки
?
Слайд 24ТИПЫ ТЕКСТОВ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
Слайд 25Можно ли утверждать, что данный текст является рассуждением?
Однажды Солнце и
сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге
?
Слайд 26Напишите текст и подчеркните слова, которые позволяют определить тип текста.
1. Перепёлка
из всего семейства куриных – самая маленькая курочка. Она быстро одомашнивалась, любила тихие слова и человеческие руки, из которых сыпались и катились к ней вкусные крупинки.
2. Ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебетанье птиц. Но тёплые ручьи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны.
Слайд 27Информативный вариант
Исправьте ошибки в предложении Йохана. Для этого, определите главное слово
и вспомните правило построения предложений с однородными членами.
Дорогой друг Ваня!
Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно.
Твой друг Йохан.
Слайд 28Импровизационный вариант
Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными
Слайд 29Эвристический вариант
Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений в русском
языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.
Слайд 30Самоанализ
Закончите предложения:
1 Мне важно правильно строить предложения с однородными членами, потому
что……
2. Чтобы составить предложение с однородными членами без ошибок, нужно ……
Слайд 31Самооценка
Закончите предложение:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) умением использовать правила построения предложений
с однородными членами в русском языке.
Я могу легко ………… (сложно, затруднительно) объяснить Йохану необходимость их использования, чтобы избежать ошибок.