Слайд 1Обучение приёмам компрессии ( сжатия ) текста на
уроках русского языка
Слайд 2Изложение как жанр
Изложение – вид учебной работы, в основе которого лежит
воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста на основе данного
Слайд 3Основная задача сжатого изложения:
Максимально полное выражение необходимого смысла при минимальной затрате
речевых средств путём информационной переработки текста, отбора лексических и грамматических средств для передачи краткой информации.
Умение понять суть текста и воспользоваться для его передачи «вместительными» словами – неоценимый навык, необходимый каждому человеку на всю его жизнь.
Слайд 5Коммуникативно–речевые умения:
Умение отобрать в исходном тексте основное и существенное.
Умение сокращать текст
разными способами.
Умение правильно и логично излагать свои мысли.
Умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Слайд 6Основные приёмы компрессии (сжатия) текста
Слайд 7Содержательные элементы компрессии текстов разных типов речи
Слайд 8Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:
Сохранение последовательности в развитии событий
Наличие
предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части
Использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия
Установление смысловой связи между предложениями
Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания
Слайд 9Как писать сжатое изложение
(инструкция для учащихся)
Внимательно прослушайте текст.
Определите тему и основную
мысль текста (вдумайтесь в название, именно в нём обычно заключается тема или идея).
Определите ведущий тип речи данного текста (описание, повествование, рассуждение) и сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.
Разделите текст на композиционные и смысловые части. Составьте план и схему структуры текста.
Начинайте сжимать текст. Определите ключевые слова в каждой микротеме. Помните, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всём тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.
Обдумайте средства связи между частями.
Запишите этот сокращённый, «отжатый» текст сначала на черновике.
Слайд 10Ошибки учащихся
Неумение узнавать в тексте слова и выражения, отмечающие ключевые моменты
содержания, неумение отвлекаться от несущественной информации.
Тяготение к полному изложению, не требующего анализа содержания исходного текста.
Пропуск микротем или расширение информации исходного текста – отсутствие адекватности восприятия текста на слух.
Неумение отделять главную и второстепенную информацию. Сокращения носят случайный характер.
Неумение письменно передавать обработанную информацию (нарушение норм лексической, грамматической и стилистической сочетаемости).
Слайд 11Трудности
Понимание и запоминание текста, если ученик не увидел мысленно созданную
писателем картину.
Определение главной мысли
Деление текста на абзацы
«Сжать» текст – это значит сократить, отказаться от подробностей (А это и есть самое трудное!)
Отбор лексических и грамматических средств, способных связно и достаточно кратко передать полученную информацию
Слайд 12Развивать воссоздающее воображение
Научить видеть в тексте наиболее важные с содержательной точки
зрения слова
Анализировать их структурно – семантические связи
Членить текст на смысловые части
Обучить приёмам содержательной компрессии информации, языкового сжатия текста
Задача учителя:
Слайд 13Задание упр. 118: сжать текст до 3 – 5 предложений
А.П.Чехов писал:
«Знаки препинания служат нотами при чтении».
Убедимся в справедливости этого утверждения. Попробуем понять записанный без знаков текст: «Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу».
Всё ли ясно? А ведь когда–то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такую запись? Древние рукописи прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понято. Много «тёмных» мест осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.
Теперь поставим точку в тексте, записанном без неё: «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слов ЗА ДЕТЬМИ.
Слайд 14 1.Знаки препинания необходимы. 2.Без них трудно читать и понимать написанное. 3.Смысл
высказывания «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу» исказится, если мы поставим точку после слов ЗА ДЕТЬМИ.
Слайд 15Задание к упр. 137:сжать текст сказки до 5 – 8 предложений,
использовать сжатый текст в сочинении на тему «Гордость – это хорошо или плохо?»
Озаглавьте сказку: «Пень – зазнайка», «Гордый пень», «Гордым быть – глупым слыть»
План.
В лесу стоял старый пень. экспозиция
Люди кланялись пню. завязка
Старый пень возгордился. развитие
Деревья в лесу стояли молча. действия
«Кланяйтесь мне! Я ваш царь!» кульминация
«Ты не царь, а старый пень!» развязка
Слайд 16Сжатый текст
(1)В лесу стоял большой старый пень.
(2)Весь день к нему приходили
люди, кланялись и шли дальше.
(3)Возгордился пень и говорит деревьям: «Я здесь самый главный, и вы тоже должны мне кланяться»
(4)Но деревья молча стояли в своей гордой осенней красоте.
(5)Рассердился пень и ну кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»
(6)Тут прилетела синичка и защебетала: «Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. (7)И люди не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки, да и тех не находят».
Слайд 17Задания, нацеленные на тренировку определённого приёма работы с текстом
Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.
Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте.
Прослушайте или прочитайте начало текста, по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше.
Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).
Найдите предложения, в которых заключена главная мысль.
Найдите главное событие.
Расположите события по степени важности.
Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения, содержание остальных частей текста передайте сжато.
Слайд 18Задания, направленные на интерпретацию текста.
Объясните, как вы понимаете утверждение о том,
что…
Как вы относитесь к мысли автора о том, что…
Выскажите своё мнение в связи с прочитанным .
Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.
Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.
Задания, направленные на творческую переработку текста.
Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры, любимого времени года…, рассуждение о поступках героя, историю о…
Дополните текст похожими примерами
Изложите содержание текста в другом жанре (стиле)
Вынесите на первое место самую интересную информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.