Слайд 1Если ученик в школе не научился сам что-то делать, то и
в жизни он будет только подражать
Л.Н.Толстой
Слайд 2 согл..сова(н,нн)ые и (не)согл..сова(н,нн)ые определения, од..ноч(?)ные и ра..простр..нё(н,нн)ые обособле(н,нн)ые члены,
опред..лительное слово, выр..зительность, точ(?)ность, д..таль, п..ртрет, г..рой, х..рактер, дв..жения, м..неры, мим..ка, оп..сание, пов..ствование.
Словарь урока
Слайд 3Тема урока
Что нам могут рассказать обособленные определения, или портрет героя
Слайд 4 Согласованные и несогласованные определения, одиночные и распространённые обособленные
члены, определительное слово, выразительность, точность, деталь, портрет, герой, характер, движения, манеры, мимика, описание, повествование.
Критерии оценивания: «5» - нет ошибок; «4» – одна – две ошибки; «3» – три – четыре ошибки; «2» – пять и более ошибок!
Не забудьте себя проверить!
Слайд 51.Дать толкование слов: характер, герой, деталь, манеры, мимика.
2.Составить словосочетания с
этими словами, охарактеризовать эти словосочетания.
Индивидуальная работа.
Слайд 81.Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не выделяются.
2.Обособляются любые определения,
если они относятся к личному местоимению.
3.Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова.
4. Обособляются определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения.
5. Обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины.
6. Обособленными бывают только согласованные определения.
7. Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины.
8. Между двумя согласованными определениями, связанными одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, запятая не ставится.
Модуль актуализации
Слайд 91.Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, никогда не выделяются.
2.Обособляются любые определения,
если они относятся к личному местоимению.
3.Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова.
4. Обособляются определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения.
5. Обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины.
6. Обособленными бывают только согласованные определения.
7. Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины.
8. Между двумя согласованными определениями, связанными одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, запятая не ставится.
Модуль актуализации. Ответы.
Слайд 14Обособленные определения помогают не только увидеть, описать, но и рассмотреть _
_, _ _, _ _, _ _, _ _ героя, сделать их более значимыми, увеличить их смысловую нагрузку. Предложения с обособленными определениями _ _, _ _. Прежде всего такие предложения свойственны _ _ речи, поэтому очень широко применяются в _ _ литературе, что помогает писателю, поэту в _ _ форме подробно живописать предмет речи.
Лингвистическая минутка
Слайд 15 Я нарисую твой портрет
Штрихами легкого безумства.
Твой бесподобный силуэт
Когда-то назовут
искусством.
Я вылеплю тебя из снов
Под звуки медленного танца
И рифмою приятных слов
Заставлю нежно улыбаться.
Пройдут года, и пыль
столетий
Покроет мир у ног твоих.
Останется лишь вдохновенье,
Что написало этот стих.
Слайд 16Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа»,
был Андре Фелибьен, французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV, друг французского художника Николы Пуссена. Портре́т — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами.
История портрета.
Слайд 18
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение, повторение
в пластических формах, линиях и красках живого лица. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».
Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Это одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору.
Слайд 19 Я нарисую твой портрет
Штрихами легкого безумства.
Твой бесподобный силуэт
Когда-то назовут
искусством.
Я вылеплю тебя из снов
Под звуки медленного танца
И рифмою приятных слов
Заставлю нежно улыбаться.
Пройдут года, и пыль
столетий
Покроет мир у ног твоих.
Останется лишь вдохновенье,
Что написало этот стих.
Слайд 20 Образ Лизы обрисован автором подробно. Героиня чиста, наивна,
бескорыстна и потому плохо защищена от пороков, окружавших ее. Она скоро принимает в свое сердце Эраста.
Лиза сразу откликнулась на его просьбу собирать цветы только для него одного, так зародилось первое чувство в душе девушки. На следующий день, когда Эраст не пришел, она бросила их в Москву-реку.
Другая деталь - робкие взоры. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности: щеки.
Чувствительность является и центральной чертой характера Лизы. Она не смогла заметить обман вокруг себя.
Слайд 21 Образ Лизы, искренний, правдивый, обрисован автором подробно.
Героиня, унаследовавшая от родителей высокие моральные качества и убеждения, чиста, наивна, бескорыстна и потому плохо защищена от пороков, окружавших её. Она, открытая естественным чувствам, скоро принимает в свое сердце Эраста.
Добродетельная, Лиза сразу откликнулась на его просьбу собирать цветы только для него одного, так зародилось первое чувство в душе девушки. На следующий день, когда Эраст не пришел, она, никому весь не продававшая ландыши, бросила их в Москву-реку.
Другая деталь — робкие взоры, брошенные героиней на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности: щеки, пылавшие, как заря в ясный летний вечер. Чувствительность является и центральной чертой характера Лизы. Она, слишком доверившаяся и обнаружившая в изгибах своего сердца «нежнейшие чувствия», не смогла заметить обман вокруг себя.
Слайд 22 «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с
светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши,», - так пишет А.С. Пушкин о Маше Мироновой.
Постепенно между Петром Гриневым и Машей возникает взаимная симпатия, переросшая в любовь. Маша, внимательная к Гриневу, искренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным. После тяжелого ранения она, ни на минуту не отходившая от раненого, ухаживала за ним.
Пушкин подчеркнул высокие духовные качества своей героини. Дочь коменданта, воспитанная в строгости, послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Гринева против их брака, Маша, расстроенная, но смирившаяся с решением родителей любимого, не идёт против сложившихся традиций. В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры. Чувствующая ответственность за любимого, отказывается венчаться без родительского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».
Испытания, выпавшие на долю девушки, воспитывают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу, испугавшуюся пушечного выстрела на именинах Василисы Егоровны, трусихой. Но когда Швабрин под страхом смерти вынуждает ее выйти за него замуж, девушка предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшаяся сиротой, лишённая дома, она сумела выстоять, не утратив своих духовных качеств. Считающая себя виновницей ареста Гринева и понимающая безвыходное его положение, Маша решается ехать в Петербург просить милости у самой государыни.
Так А. С. Пушкину удалось показать, как в тяжелых испытаниях проявляются человеческие качества русской женщины, подчас скрытые за её скромной внешностью. Честная, высоконравственная, чистая, Маша Миронова сумела победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.
Слайд 23 Ася — один из самых поэтичных женских
образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Этим объясняется ее поведение. Застенчивая, она не умеет вести себя в обществе. После смерти отца девушка, оказавшаяся предоставленной самой себе, рано начинает задумываться над противоречиями жизни. В продолжение всего произведения Тургенев раскрывает ее образ: постепенно, не сразу рассказывает о ее человеческих качествах. Ася, худощавая, невысокого роста, со смугловатым круглым лицом и небольшим тонким носом, грациозно сложена и очень миловидна, но как будто не вполне еще развита. Во всем существе девушки проявляется энергия, какая-то безудержная, не позволявшая ей сидеть смирно. Ее поведение, вначале кажущееся странным, создает впечатление, что Ася каждый раз разыгрывает новый спектакль. Она предстает перед нами то как безудержная шалунья, то как чопорная и благовоспитанная барышня. Ее можно увидеть читающей книги, гуляющей по развалинам крепости, вышивающей. На самом деле это все — лишь отражение ее богатого внутреннего мира.
Более близкое знакомство с Асей дает возможность понять, что она — искренняя, добрая, правдивая, умная девушка. Чуждая лжи, фальши и притворству, она не приемлет рамок и ограничений. Естественная, она отличается от других девушек своего времени.
Полюбившая впервые, девушка не скрывает этого и признается своему избраннику в чувстве, захватившем ее душу и сердце.
Она, нравственно чистая, искренняя, способная к сильным страстям, мечтающая о подвиге, оказывается на голову выше мужчины, которого полюбила. Окрылённая любовью, героиня обретает новые силы, пытается верить в жизнь.
Слайд 241.В изобразительном искусстве для создания иллюстрации в произведении.
2. В кинематографе для
создания художественного общества.
Где может быть использован портрет героя?
Слайд 25
V-уже знал
+- узнал новое
- - думал иначе
?- не понятно, есть вопросы
Инсерт(внести
дополнения)
Слайд 26Домашнее задание: Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль обособленных определений в
создании портрета героя» с опорой на один из предложенных текстов.