Слайд 1
Пятнадцатое марта.
Классная работа.
Слайд 2Обособленные определения
и приложения
презентация к уроку русского языка
Слайд 3Словарно-орфографическая работа.
Записать словосочетания в два столбика, объяснить правописание
Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Ветре..ая погода, тума..ый день, вылепле..ый детьми снеговик , освещё..ый солнцем, размытый весе..ими водами, усея..ый цветами, овея..ые ветром, неезже..ые дороги, багря..ый закат, ледя..ой покров.
Слайд 43. Повторение.Тест №1.
1. Обособленными членами предложения называются
1) члены предложения, относящиеся к
одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;
3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится
1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.
Слайд 5
3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся
1)
перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.
4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если
1) они распространенные;
2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) они согласованные.
5. Приложения с как обособляются, если
1) как можно заменить «в качестве»;
2) как можно заменить так как;
3) всегда.
Слайд 6Ключ:
1.2);
2.2);
3.2);
4.2);
5.2).
Слайд 7Задание 1. Соотнесите характеристики и примеры.
Слайд 8Проверьте задание 1
Ключ 1Б, 2Г, 3А, 4В
Всего за это задание можно
получить 4 балла
Слайд 95. Объяснительный диктант.
1) Солнцем мартовским пригретый тает старый снег.
2) Ветер шевелил
молодые листочки яркие душистые и клейкие.
3) Мы ребятишки радовались первым весенним проталинам.
4) Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.
5) Яблонька цветущая красавица глядела в распахнутое настежь окно.
6) Спокойствием объятый вновь дремлет юный лес.
Слайд 106. Самостоятельная работа.
Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями,
рассказать о знаках препинания в этих предложениях.
Кое-где на лесных проталинах начинают зацветать подснежники - перелески. Они разрастаются ковром.
Цветок ландыша кажется маленьким прозрачным кувшинчиком. Он перевернулся горлышком вниз.
Слайд 117. Работа с текстом.
Прочитайте текст, выполните задания 1-5
Из предложений 10-11
выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Из предложений 8-9 выпишите слово, в котором правописание приставки регулируется правилом: «Буква з- на конце приставки пишется пред согласным, обозначающим звонкий звук».
Из предложений 1-3 выпишите причастия, правописание суффиксов которых регулируются правилом: «В суффиксах кратких причастий пишется одна буква -н- ». (2 балла)
Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным. распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 8- 10 найдите предложения с обособленными распространёнными определениями.
Слайд 128. Итоговый тест.
1. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Птицы не то
спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.
2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.
1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.
3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.
1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.
Слайд 13
4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и
кружились около фонаря.
1) определение стоит перед определяемым словом;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.
5. Укажите предложение с обособленным приложением:
1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.
6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:
1) Он сейчас работает (1) как техник.
2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.
7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:
1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.
2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.
8. Укажите, где нужно поставить запятые:
Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.
1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.
Слайд 14
0 ошибок – «5»,
1- 2 ошибки – «4»,
3- 4 ошибки – «3»,
5 и более ошибок – «2».
(самопроверка)
Ключ: 1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1); 8.1).