Слайд 1Молодой человек назначил своей возлюбленной встречу, но та не пришла. Почему?
“Здравствуй,
Лиза. Давай вечером встретимся в метре на станции Геологической, затем выпьем по кофю и поговорим о кине, которое смотрели накануне. Я буду в своем бежевом пальте.
Твой Вася.”
Слайд 2Неизменяемые существительные
Подготовила: учитель русского языка Караульных Д. Г.
Екатеринбург
Слайд 3Давайте исправим ошибки и поможем Лизе с Васей встретиться.
“Здравствуй, Лиза. Давай
вечером встретимся в метре на станции Геологической, затем выпьем по кофю и поговорим о кине, которое смотрели накануне. Я буду в своем бежевом пальте.
Твой Вася.”
Слайд 4Вывод
Можем ли мы изменить падеж у слов кофе, пальто, кафе, метро?
А число?
Неизменяемые существительные не изменяются по падежам и числам!
Слайд 5Вася встретился с Лизой в зоопарке. Там они увидели много животных.
Попробуйте разделить их на две группы, соответствуя теме урока.
Слайд 6Как вы считаете, неизменяемые существительные являются исконно русскими или пришли к
нам из иностранных языков?
Вывод: имена существительные иноязычного происхождения будут неизменяемыми.
Слайд 7Попробуйте изменить данные аббревиатуры.
МГУ, ООН, ЮНЕСКО, УрФУ.
Получилось?
Вывод: сложносокращенные имена существительные являются
неизменяемыми, а значит не изменяются по числам и падежам.
Слайд 8Упражнение 103
Найдите в тексте неизменяемые имена существительные.
Выделите их окончания (можем ли
мы это сделать?)
Спишите словосочетания с неизменяемыми существительными, определите их род.
Слайд 9Ребята, что такое Тбилиси?
Опишите его
Слайд 10Что такое МГУ?
Какое слово главное в аббревиатуре?
Какого оно рода?
Вывод:
Слайд 12Найдите несклоняемые имена существительные.
Как-то рано по утру с другом сели
мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут пальта выдавать!
Слайд 13Вспомним изученное.
В каком ряду все имена существительные общего рода?
А)
умница, плакса, половодье, каучук;
Б) простофиля, неженка, чистюля, кастрюля;
В) сирота, забияка, неряха, Саша;
Г) Валя, грязнуля, белоручка, земля.
Слайд 14В каком ряду все имена существительные разносклоняемые?
А) время, бремя, дядя, семья;
Б) темя, племя, пуля, грязнуля;
В) семя, стремя, земля, песня;
Г) вымя, путь, имя, знамя.
Слайд 15В каком ряду все имена существительные собственные?
А) (Г,г) ород, (У,у) лица,
(Т,т)етрадь, (М,м)осква;
Б) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь;
В) (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень;
Г) (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.
Слайд 16В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?
А) нож.., мяч..,
помощь..;
Б) ноч.., печ..ка, рож..;
В) мыш.., мелоч.., печ..;
Г) реч.., много туч.., ключ..
Слайд 17Домашнее задание
Параграф 66.
Упражнения 101, 102, 106 (доделать).