Презентация, доклад по русскому языку НЕ с разными частями речи

Содержание

НЕ с именами существительными

Слайд 1НЕ с разными частями речи
Материалы к уроку в 10 классе


Журбина Г.

П., учитель русского языка ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат»
НЕ с разными частями речиМатериалы к уроку в 10 классеЖурбина Г. П., учитель русского языка ГБОУ РО

Слайд 2НЕ с именами существительными

НЕ с именами существительными

Слайд 3Типовые задания
Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с

существительными.
 
(Не)доумение, (не)верие, (не)нависть, (не)знакомец, (не)поладки, (не)настье, (не)забудка, (не)годование, (не)друг, (не)былица, (не)вольник, (не)обходимость, (не)взгоды, (не)ряха, (не)лепость, (не)ожиданность.

(Не)счастье товарища, (не)зависимость Отчизны, (не)опытность помощника, (не)воспитанность собеседника, (не)решительность подростка, осенняя (не)погода, полная (не)грамотность, тяготиться (не)волей, (не)доверие к окружающим.
 
1.Показать (не)доверие, а сомнение. 2. Это (не)приятель, а мой давний знакомый. 3. (Не)счастье, а беда нас подстерегала. 4. Железо кузнец, а (не)молот кует. 5. (Не)пером пишут, а умом. 6. Это была (не)правда, а ложь. 7. (Не) печь кормит, а руки. (Пословицы)

Типовые заданияСпишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными. 	(Не)доумение, (не)верие, (не)нависть, (не)знакомец, (не)поладки, (не)настье,

Слайд 4НЕ с именами прилагательными

НЕ с именами прилагательными

Слайд 5НЕ с именами прилагательными
Запомни краткие прилагательные, которые пишутся с не раздельно:

не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не склонен, не рад, не нужно; слова состояния не надо, не жаль.



НЕ с именами прилагательными	Запомни краткие прилагательные, которые пишутся с не раздельно: не должен, не обязан, не намерен,

Слайд 6Типовые задания
Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с

прилагательными.
(Не)уклюжий человек, (не)прерывная трансляция, (не)приступная скала, (не)примиримые противоречия, (не)брежная запись, (не)винные развлечения, (не)вежественное суждение, (не)навистный противник, (не)людимый характер, (не)знакомый лейтенант, (не)давнее приобретение, (не)ясное изображение, (не)обычное разветвление, (не)легкое объединение.
 
В каких примерах один признак отрицается, а другой, ему противоположный, утверждается? В каких примерах отсутствуют противоположные признаки?
Эта песня (не)веселая, а грустная. Лето (не)холодное, а жаркое. День (не)солнечный, а пасмурный. Человек (не)злой, а добрый. Материя (не)яркая, но красивая. Яблоки (не)спелые, но очень вкусные. Повесть (не)большая, но интересная. Дорога (не)ровная, зато самая короткая. Лицо (не)красивое, но приятно.
 
Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
  1. Теперь перед нами были (не)высокие (не)приступные горы, а (не)большие холмы с (не)взрачной растительностью. 2. У него был далеко (не)безразличный взгляд. 3. Этот фильм вовсе мне (не)интересен. 4. У брата (не)московская прописка. 5. Вошли (не)известные мне люди. 6. Ничем (не)замечательный человек. 7. Я (не)готов к экзамену. 8. (Не)легкий для ребят поход. 9. Это строение совсем (не)похоже на жилье. 10. (Не)нужные для нас вещи. 11. Никому (не)нужные вещи.
Типовые заданияСпишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.	(Не)уклюжий человек, (не)прерывная трансляция, (не)приступная скала,

Слайд 7 НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями  

НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями  

Слайд 8Типовые задания
Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с глаголами и деепричастиями.
 
(Не)читал

постановления, долго (не)засыпал, (не)рисуй на заборах, (не)пребывай долго на солнце, мне (не)спится, тебе (не)уснуть, (не)мешай заниматься, (не)знаешь правил, (не)был в кино, ему (не)здоровиться, отец (не)домогал, (не)могу отгадать загадку, (не)знаем печали, (не)хотелось расставаться, (не)навидел за ложь, (не)взлюбил собаку, сидел (не)шевелясь, смотреть (не)мигая, ничего (не)соображая от ужаса, (не)дожидаясь ужина, остановилась (не)доумевая, шел (не)торопясь, (не)желая ни о чем думать, (не)прислушиваясь к крикам.


Типовые заданияСпишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с глаголами и деепричастиями. 	(Не)читал постановления, долго (не)засыпал, (не)рисуй на заборах,

Слайд 9Частица НЕ и приставка НЕДО- в глаголах
Различай частицу НЕ и приставку

НЕДО-!


Не - «отрицание действия»;
недо – «неполнота, недостаточность действия» (иногда можно проверить путем подбора антонима с приставкой ПЕРЕ-):
недовыполнить – перевыполнить
недосолить – пересолить
недобрать – перебрать
недоварить – переварить
недовесить – перевесить.

Частица НЕ и приставка НЕДО- в глаголахРазличай частицу НЕ и приставку НЕДО-!Не - «отрицание действия»; недо –

Слайд 10Типовые задания
Объясните написание не и недо- :
 
1.Ребенок не доел суп. Во

время войны люди недоедали. 2. Якорь не достает до дна. Времени всегда недостает. 3. Не досмотрел фильм до конца. Брат недосмотрел за сестрой. 4. Учитель не договорил до конца. Он многое недоговаривал.

Типовые заданияОбъясните написание не и недо- : 	1.Ребенок не доел суп. Во время войны люди недоедали. 2. Якорь

Слайд 11НЕ с наречиями на –о, (-е)
Проанализируйте примеры. Сформулируйте правило правописания не

с наречиями. Составьте таблицу.

1. Он поступил нелепо.
2. Ребята пели негромко (тихо).
3. Петя прыгнул не выше Саши.
4. Рассчитывать не точно, а приблизительно.
5. Идти к лесу осталось отнюдь не далеко.
6. Ответил далеко не любезно.
7. Работал вовсе не аккуратно.

НЕ с наречиями на –о, (-е)	Проанализируйте примеры. Сформулируйте правило правописания не с наречиями. Составьте таблицу.1.	Он поступил нелепо.2.	Ребята

Слайд 12Типовые задания
Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с

наречиями на –о (-е) и с другими частями речи.
 1. (Не)лепо выглядеть, (не)брежно одеваться, (не)ряшливо выполнить, (не)годующе воскликнуть, (не)уклюже оправдываться, (не)стерпимо яркий свет, (не)щадно палить, (не)выносимо жаркий день, (не)утомимо трудиться, (не)престанно улыбаться.

 2. Смотреть (не)ласково, уйти (не)далеко, говорить (не)убедительно, читать (не)громко, (не)возможно уехать, мыслить (не)точно, (не)верно решить задачу.

 3.Говорить (не)громко, а тихо. Прыгать (не)высоко, а низко. Встречать (не)дружелюбно, а холодно. Далеко (не)смело поступить. Вовсе (не)прочно построить дом. Разбудить лагерь совсем (не)далеко от реки. Работать в саду нисколько (не)трудно. Грибные места были вовсе (не)близко.

 4.(Не)исследованная местность; говорил (не)правду; (не)мигающий взгляд; еще (не)сделанные расчеты; (не)стерпимый зной; (не)проверив работу; (не)различая дороги; (не) с (кем) посоветоваться; скрывать (не)чего; (не)громкий шепот; (не)широкая, а узкая дорожка; (не)широкая, но рыбная река; приехать (не)ожиданно; говорил (не)громко, а тихо; (не)говоря ни слова; дома (не)освещены; ничего (не)сделали; (не)ослабевающий интерес; (не)решенные вопросы; (не)сговариваясь; (не)распечатанная мною корреспонденция.

Типовые заданияСпишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е) и с

Слайд 13 Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях
Рассмотрите

и изучите алгоритм. Вспомните и сформулируйте правило правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях.

Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях 	Рассмотрите и изучите алгоритм. Вспомните

Слайд 14 Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях

Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях

Слайд 15Типовые задания
Спишите, вставляя буквы и или е в неопределенные и отрицательные

местоимения.
 
1.Н..чего волноваться, н..чего спрашивать, н..кому позвонить, н..кого позвать, н..кому не говорить, н.. к кому подойти, н..кого не застать, н.. с кем посоветоваться, н..чем заменить, н..каких новостей, н..чего мы не знали, н..чего было с ним разговаривать, н.. для кого не секрет, н.. кому ухаживать за больным, н..кому не сделал добра, событие н..сколько не радостно, н.. что не забыто.

 2.Мне н..(на)чем к вам доехать. Ему н..(в)чем нельзя доверять. Его н..кто не заметил и (н..)чего не сказал. Мне (н..)чего скрывать от вас. Даже н..(о) чем не спрашивай. (Н..) что не трогает моего сердца. Помочь близким я (н..)чем не мог. Кто н..(в)чем не виноват, того и обвинять н..(в)чем. Н..(о)каком знакомстве (н..)чего было думать.

 3.Н..(от) чего не зависит, (н..)чему не обрадовался, н..(с)кем не встретиться, н..(для)кого не секрет, н..(у)кого поинтересоваться, н..(к)кому обратиться, (н..)кому не подражать, (н..)кому присмотреть, (н..)что великолепное, (н..)сколько миллионов, придумать (н..)что странное, (н..)чем не удивишь, не мог (н..)чего сделать, н..(с)кем не менялся, н..(за)что не преодолеть это препятствие, н..(о)чем не думал, н..(с)кем не встречался, в комнате (н..)кого не было, вернулись из лесу н..(с)чем, его заменить (н..)кем, бояться уже (н..)чего, н..(с)кем дружить.

Типовые заданияСпишите, вставляя буквы и или е в неопределенные и отрицательные местоимения. 1.Н..чего волноваться, н..чего спрашивать, н..кому позвонить,

Слайд 16Типовые задания
Определите разряд местоимений. Вспомните, как образуются неопределенные местоимения. Спишите, раскрывая

скобки.
  
В (не)которых городах, (не)сколько библиотек, какие(либо истории), сколько(нибудь) книг, в каком(то) путешествии, кое(о)ком из друзей, чьи(то) вещи, в каких(либо) произведениях, сделать кое(что), подружиться с кем(нибудь), обидеться на кого(то), решить (не)сколько задач, кое(кого) поссорить, присутствовать на каком(нибудь) совещании, где(то) громыхнуло, послышался чей(то) голос, пахнет каким(то) ароматом, обещали какую(то) помощь.

В приведенных словах и сочетаниях поставьте ударение. Объясните слитное и раздельное написание не и ни. Составьте и запишите с данными словами словосочетания.
Никто – некто; ничего – нечего; ни от кого – не от кого; ни с кем – не с кем.

Типовые заданияОпределите разряд местоимений. Вспомните, как образуются неопределенные местоимения. Спишите, раскрывая скобки.  	В (не)которых городах, (не)сколько библиотек, какие(либо

Слайд 17 Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях
Следует

различать сочетания
не кто иной, как
не что иное, как
никто иной
ничто иное.

Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания:
Это был не кто иной, как наш бывший сосед. – Это был не кто иной, а наш бывший сосед.

Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание:
Никто иной, кроме нас, так хорошо не знал эти места отдыха на Волге. Он ничем иным не интересовался.

Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях Следует различать сочетанияне кто иной,

Слайд 18тесты
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
 
Никем (не)замеченный, он пришел

домой.
(Не)вспаханные поля открывались нашему взору.
(Не)сложный, а простой вопрос поставил его в тупик.
Это было отнюдь (не)правильное решение.
 
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
 
(Не)подвижный, но четкий силуэт увидели мы в саду.
Так ничего и (не)узнав, он, огорченный, ушел.
Историческая грамматика – едва ли (не)самый трудный предмет у филологов.
Я уже ни во что (не)верю.
 
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
 
(Не)слушал никого, он продолжал говорить.
(Не)слышно было пения птиц.
Он был доволен, и в то же время ему (не)доставало чего-то.
(Не)просохшая от дождя дорога была очень скользкой.
 

тестыВ каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Никем (не)замеченный, он пришел домой.(Не)вспаханные поля открывались нашему взору.(Не)сложный, а

Слайд 19тесты
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
 
(Не)умеющие молчать не умеют

и слушать.
Роман есть (не)что иное, как беспощадная критика молодого поколения.
Он понял, что может сделаться наследником (не)знакомых богачей.
Это было вовсе (не)правильное решение.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
 
(Не)смотря на полную летней прелести жизнь, Левитан много работал.
Я пытался уверить себя, что ей нравится именно пурпурный, а (не)красный.
С мокрых камней еще (не)сходил хрустальный ледок.
Мудрость есть (не)что иное, как наука о счастье.
 


тестыВ каком предложении НЕ со словом пишется слитно? (Не)умеющие молчать не умеют и слушать.Роман есть (не)что иное, как

Слайд 20тесты
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
 
Вдохновение – (не)передаваемое состояние,

удел художников и поэтов.
Многие люди совершенно (не)способны представить свое будущее.
(Не)взирая на ливень, мы стали собираться домой.
Вдали виднелось (не)сеяное поле
 
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
 
Поэма состоит из отдельных (не)завершенных глав.
Очень (не)легкий выдался денек.
Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет теплый ветер.
Мачеха сразу (не)взлюбила падчерицу.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
  Нужная книга (не)прочитана.
(Не)высказанный упрек светился в глазах матери.
Справа над холмом сияла (не)мигающая звезда.
(Не)смотря на глубокую осень, дни стояли теплые и ясные.
 
тестыВ каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Вдохновение – (не)передаваемое состояние, удел художников и поэтов.Многие люди совершенно

Слайд 21тесты
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
В детстве Чехов был

(не)истощим на выдумки.
Жара стояла (не)сусветная.
Умей жить и тогда, когда жизнь становится (не)выносимой.
Мост еще (не)построен.

 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
(Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
В нескольких шагах раздавались (не)забываемые трели соловья.




тестыВ каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.Жара стояла (не)сусветная.Умей жить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть