Слайд 1
Познакомьтесь :
Наречие как часть речи.
Уроки по русскому языку в 6
(7) классе.
Слайд 2Ответьте (письменно ) на вопросы?
бояться
испугаться
спрятаться
защищаться
спасаться
Как?
Как?
Как?
Как?
Как?
Слайд 3
просить - когда?
увидеть - где?
звезд на небе - сколько?
поднимается
– куда?
уронить – с какой целью?
интересная – насколько?
быстро – насколько?
Слайд 4
Из истории слова.
Поговорим об этимологии названия.
Наречие- слово старое. Оно
было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч- . Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и «говорить»(глаголить). Это значение до наших дней сохраняется в корне - реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.
Древние римляне эту часть речи называли adverbum, что означает «приглаголие» - находится при глаголе.
Как же оно выглядит? В отличие от других частей речи оно не умеет считать, не бывает женским, мужским или средним, нет у него никакого лица (1,2,3), нет у него вида, время для него не существует.
Слайд 5О наречии говорят:
Самый трудный я, друзья,
Воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем
ни поведусь,
Все равно не изменюсь.
Слайд 6Ответьте ( письменно ) на вопросы
1. Наречие – это часть
речи или член предложения?
2.На какие вопросы отвечает?
3 С какими частями речи сочетается?
4.Наречие изменяется или не изменяется?
Слайд 7Наречие –это…
Часть речи
Отвечает на вопросы Как? Где? Когда? Куда? С какой
целью? Сколько? Насколько? И др.
Сочетается с глаголами, существительными, прилагательными, другими наречиями.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Слайд 8Письменно ответьте на вопрос:
Наречие обозначает признак (чего?)…
Слайд 9
1.Сегодня дует сильный ветер.
2.Лес выглядит очень унылым.
3.Мне стало особенно холодно.
4.Чтение
вслух для Мити было делом обычным.
Слайд 10Проверьте себя:
1. Признак действия.
2-3 Признак другого признака
4. Признак предмета.
Слайд 11Перепишите, подчеркните наречия как члены предложения:
Женщина рассмеялась и пошла (куда?) вниз.
У Георгия Федоровича
были глаза( какие?) навыкате и большой рот.
Слайд 12Составьте алгоритм нахождения в тексте наречия
1. Слово, которое сочетается с…
2.
? ,который задаем от…
3. Изменяется или нет?
4. В предложении является…
Слайд 13
Из текста выписать только наречия.
В лесу стояла необычная
тишина. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они постепенно превращались в чистые капли воды. День угасал торжественно, светло и тихо.
Наконец пошел густой снег. Он стремительно таял в черной воде озера, щекотал лицо, уверенно покрывал все вокруг.
Слайд 14Ключ к заданию :
Изредка
осторожно
постепенно
торжественно
светло
тихо
наконец
стремительно
уверенно
вокруг
Критерии оценивания:
Нет ошибок-“5”
1-2 ошибки-“4”
3 и более ошибки-“3”
Слайд 15Выпишите наречия.
Живи красиво, весело.
Люби людей светло и простодушно.
Ищи
свою дорогу с малых лет.
Уверенно вперед иди сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
свой яркий след, свои живые всходы.
Слайд 18Найдите наречие, задайте вопрос, определите группу наречия.
Портфель обиженно ворчал:
– Такой-сякой! Бездельник!
Куда
он без меня умчал?
Сегодня ж – понедельник!
Слайд 19
1 группа. Ясным днём сосульки плачут –
Солнце плавит им бока,
Ночью тёмной
слёзы прячут –
Предвесенняя тоска.
Ручейки повеселели,
Бодро, радостно журчат.
Ночью шепчут еле-еле
Или вовсе крепко спят.
Скоро с зимушкой прощаться –
Уж к концу идёт февраль.
Вам хочу, друзья, признаться:
Мне её немножко жаль.
2 группа Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
по двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Всё в природе правильно и мудро,
Поры года движутся подряд,
Я встречаю солнечное утро,
Ощущаю жизни аромат.
Слайд 20Синквейн
Тема (1слово сущ)___________________
Описание (два прилагательных)__________________________
Действие (три глагола)_________________________________
Чувство (фраза из 4-х слов)________________
Главное, идея (синоним темы)___________
Слайд 22Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи
группу наречий): (1 урок)
Я пош…л вправо, через кусты. Между тем ночь пр…бл…жалась и р…сла, как гр…зовая туча; казалось, вместе с в…черними парами отовсюду поднималась и лилась темнота. Мне попалась какая(то) (не)пролазная, заросшая доро…ка; я отправился по ней вперед.
Слайд 23Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи
группу наречий): (2 урок)
Всё кругом быстро чернело и ут…хало, — одни перепела изр…дка кр…чали. (Не)большая ночная птица, (не)слышно и ни…ко мчавшаяся на своих мя…ких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
Слайд 24Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи
группу наречий): (3 урок)
Я быстро отошел от тени высохш…о куста и побрел меж…й. Уже я с трудом разгляд…вал отдален(нн)ые предметы; поле (не)ясно б…лело вокруг.
Слайд 25Идеш (ь), и глухо, невесело отд…ются мои шаги в застывающем воздух...
Бл…стевшее небо стало опять с…неть — но то г…рела с…нева ночи. Звездочки начали заж…гаться. Посмотриш(ь) и н…чего не увид…ш(ь).
Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (4 урок)
Слайд 26Степени сравнения наречий
Солнце чуть повыше
Встало над двором,
Слёзы из-под крыши
Хлынули ручьём.
Бедные сосульки
Плакали
весной,
Делаясь всё меньше
С каждою слезой.
Слайд 27Напиши степени сравнения наречий:
Звонко-
Тонко-
Высоко-
Радостно-
Бодро-
Крепко-
Тепло-
Хорошо-
Слайд 28Домашнее задание:
Составить рассказ с записанными наречиями.
Слайд 29Не и Ни в наречиях.
Назовите часть речи, объясните написание.
Ничто, некто, никого,
некому, нечему, не о чем, ни с кем.
Назовите части речи, сравните с левым столбиком, попробуйте объяснить написание
Нигде, несколько, некогда, никогда, ничуть.
сделайте вывод.
Слайд 30На место многоточий вставьте слова.
1) Знание – родник, который … не исчерпаешь.
2)
Языком и туда, и сюда, а делами не годится...
3) Приходится вертеться, если … деться.
4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было…
5) Она … не походила на свою сестру.
6) Вот отец выбежал на просеку, которую … сам прорубил.
Слова для справки : никуда, неоткуда, некуда, никак, никогда, некогда.
Слайд 31Написание не с наречиями.
Назовите часть речи, объясните написание.
(Не)лепый –
(Не)ласковый –
(Не)тихий,
а громкий-
Совсем (не)веселый,
Ничуть (не)вежливый.
Назовите часть речи, объясните написание.
(Не)лепо –
(Не)ласково –
(Не)тихо, а громко-
Совсем (не)весело-
Ничуть (не)вежливо-
Сделайте вывод
Слайд 32
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Н_)кому н_ известно, приблизиться (не)заметно, (не)искренне вздохнуть,
вести себя (не)принужденно, поступить (не)обдуманно, (не)медленно принять меры, н…где не видно, н_чем (не) измерить, н_когда (не) предполагал, н_чего (не) пойму, н_ с чем (не)соглашусь, н_как (не)удавалось преодолеть, н_откуда взять.
Слайд 33Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(1 гр)
1) (Не)легко дышится, когда ты не
на Родине.
2) На чужбине чу…ству…шь себя (не)лепо, путником, которому (н_)где приклонить голову.
3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.
Слайд 34Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(2 гр)
1) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.
2)) (Н_)чуть (н_)хочется
уходить.
3)На встречах с писателем н…когда (не) было (не)весело.
Слайд 35Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(3 гр)
(Н_)чуть (н_) боюсь.
(Н_)сколько (н_) страшно.
Совсем (не)грус…но,
Куплю
(не)дорого,
Засмеялся (не)громко, а как(то) ш…потом.
Слайд 36Домашнее задание:
Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым
из этих наречий предложения.
Негде – нигде.
Некуда – никуда.
Неоткуда – ниоткуда.
Некогда – никогда.
… – никак.
Слайд 37Написание наречий с приставками из-,до-,с- на - о,-е
Издавн(а,о)
Досух(а,о)
Слев(а,о)
Вправ(а,о)
Направ(а,о)
Приставки:
Из-
До-
С-
В-
На-
Слайд 38Написание наречий с приставками на –о,-е
Приставки:
Из-
До-
С-
В-
На-
Слайд 39О наречиях сказано много, но не все! А пока -
Спасибо
за внимание!