2. Часть слова без окончания (Основа).
3. "Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов" (Приставка)
4."Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс).
5. "Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень).).
Задачи:
выявить способы образования знаменательных частей речи;
обобщить сведения о словообразовательных способах;
развивать и обогащать речь обучающихся.
Морфологические
Неморфологические
Суффиксальный
вес вес-ов-ой
Приставочный
тереть вы-тереть
Приставочно-суффиксальный
город при-город-н-ый
Бессуфиксальный
синий синь
Сложение основ и слов
возить воду вод-о-воз
Аббревиация
главный бухгалтер главбух
Переход из одной части речи в другую
Мороженое (прил.) мороженое (сущ.)
Сращение сочетания слов в одно слово:
с ума сшедший сумасшедший
Распад многозначных слов на омонимы
титан – серебристо – белый твердый металл
титан –водонагревательный прибор
ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ (ПРИСТАВОЧНЫЙ)
Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)
Бессуффиксным способом образуются только имена существительные. Существительные, образованные от глаголов, употребляются в научном и деловом стилях речи (отсев, прирост, отток, отвод, подрыв, обгон, объезд, разворот, поворот, выезд и т.д.).
От прилагательных образуются существительные только женского рода (глухой — глушь, тихий — тишь, синий — синь). Такие существительные употребляются обычно в художественной речи.
Зеленый
отлететь
повторить
отделить
побежать
бегать
резать
6. Усечение – сокращение производящей основы:
спец- специалист, мерс - мерседес
4.Переход в служебные части речи
благодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог)
что ты сказал? (местоимение) – сказал, что (союз) знает
возвратился один (числ.) – один (частица) он знал
5.Переход в междометия
кремлевский караул (сущ.) – караул!(междометие)
давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)
(междометие)
Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компо -нентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.
вышеуказанный – указанный выше
(приставочный способ).
2. Работать со словом только в начальной форме, обозначить формообразующие суффиксы.
3. Подобрать ближайшее родственное слово и выделить окончание или формообразующий суффикс.
4. Выделить у слов общую часть (совпадающие морфемы).
5. Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
Бездонный
1.Часть речи - имя прилагательное
2.Основа бездонн -ый имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
3.Образовано от слова дно. Производящая основа - дон- (-//о). Образовано с помощью приставки без- и суффикса –н-.
4. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом (бездомный,
бессонный, бесхарактерный).
5. Дно – бездонный.
Молодёжь ← молодой
2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А). сапожок, зубной, землянка;
Б). вбежать, красавец, глупыш;
В). дипломник, циркач, предыстория;
Г). вредитель, баловень, прародина.
2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А). сапожок, зубной, землянка;
Б). вбежать, красавец, глупыш;
В). дипломник, циркач, предыстория;
Г). вредитель, баловень, прародина.
5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
А).заглохший, залежь, законный;
Б).загородный, задушевность, закатиться;
В).заземлённый, замшевый, заикаться;
Г).заквасить, занозить, закадычный.
Нахлебник
наездник
наследник
побережье
6. Определите способ образования данных слов:
А) приставочный;
Б) суффиксальный;
В) приставочно – суффиксальный
Г) бессуффиксный
хлеб
езда
след
берег
Зелень
отлет
повтор
отдел
Зеленый
отлететь
повторить
отделить
Подзаголовок
неудача
привкус
преважный
8. Определите способ образования данных слов:
А) приставочный;
Б) суффиксальный;
В) приставочно – суффиксальный
Г) бессуффиксный
заголовок
удача
вкус
важный
земля
лебедь
быстрый
аптека
10. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
учить учитель ... учительствовать
А ) учительский В) учение
Б ) учительница Г) учительство
12. В каком ряду во всех словах выделяется окончание ?
А) Прямиком, берегом, творогом;
Б) одно, полотно, шестеро;
В) издавна, чиста, комната;
Г) четыре, поверье, вскоре
13. В каком слове есть суффикс –чик- ?
А) Пончик;
Б) зайчик;
В) ключик;
Г) грузчик
Столовая открывается в 8 часов.
А) сущ-ое наречие ;
Б) причастие прилаг;
В) прилаг. сущ-ое ;
Г) числит. прилаг.
15. Определи, из какой части речи в какую произошел переход:
Медленным шагом
Ехали шагом
А) сущ-ое наречие ;
Б) причастие прилаг;
В) прилаг. сущ-ое ;
Г) числит. прилаг.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть