Презентация, доклад по русскому языку на темуСловообразование

Содержание

Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со взгля- дом в завтра…

Слайд 1Преподаватель:
Половинкина Ирина Вячеславовна
Словообразование.
Словообразовательный разбор.

Преподаватель:Половинкина Ирина Вячеславовна Словообразование.Словообразовательный разбор.

Слайд 2

Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь

с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со взгля- дом в завтра…
В. Песков
Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним

Слайд 3Определите тему урока

Определите тему урока

Слайд 41."Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова

и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание).

2. Часть слова без окончания (Основа).

3. "Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов" (Приставка)

4."Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс).

5. "Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень).).

1.

Слайд 5Цель урока -
активизировать знания обучающихся о способах словообразования;
совершенствовать умения определять способ

образования слова, выделять словообразовательные аффиксы;
закрепить навык словообразовательного разбора слов

Задачи:
выявить способы образования знаменательных частей речи;
обобщить сведения о словообразовательных способах;
развивать и обогащать речь обучающихся.

Цель урока -активизировать знания обучающихся о способах словообразования;совершенствовать умения определять способ образования слова, выделять словообразовательные аффиксы;закрепить навык

Слайд 6План:
1.Словообразование.
2.Классификация способов образования слов.
3.Морфологические способы
образования слов.
4. Неморфологические способы
образования слов.
5.Словообразовательный разбор слова.

План:1.Словообразование.2.Классификация способов образования слов.3.Морфологические способыобразования слов.4. Неморфологические способыобразования слов.5.Словообразовательный разбор слова.

Слайд 7Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет

некогда, а говорить и писать с ошибками всегда стыдно. Осознанному пониманию системы русского языка поможет словообразовательный словарь. Он показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. Пользуйтесь словарем и запоминайте! Станьте грамотными людьми!
Стать грамотным человеком нужно обязательно в школе - потом уже будет некогда, а говорить и писать с

Слайд 8Морфемы
Корень
Аффиксы

приставка(префикс) интерфикс суффикс окончание(флексия) постфикс
МорфемыКорень Аффиксы

Слайд 9Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов
Способы

образования слов

Морфологические

Неморфологические

Суффиксальный
вес вес-ов-ой
Приставочный
тереть вы-тереть
Приставочно-суффиксальный
город при-город-н-ый
Бессуфиксальный
синий синь
Сложение основ и слов
возить воду вод-о-воз
Аббревиация
главный бухгалтер главбух

Переход из одной части речи в другую
Мороженое (прил.) мороженое (сущ.)

Сращение сочетания слов в одно слово:
с ума сшедший сумасшедший

Распад многозначных слов на омонимы
титан – серебристо – белый твердый металл
титан –водонагревательный прибор

Словообразование  – раздел науки о языке, изучающий способы образования словСпособы образования словМорфологическиеНеморфологическиеСуффиксальный вес

Слайд 10
краснеть покраснеть производящая основа

производная основа
бежать перебежать
производящая основа производная основа
школьный пришкольный производящая основа производная основа

ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ (ПРИСТАВОЧНЫЙ)

краснеть      покраснеть  производящая основа

Слайд 11Помните!
Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим).
2.

Приставочным способом образуются слова той же части речи, что и производящие.
Помните!Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим).2.  Приставочным способом образуются слова той

Слайд 12СУФФИКСАЛЬНЫЙ
осина

осиновый
производящая основа производная основа

чай чайник
производящая основа производная основа


дом домик
производящая основа производная основа

домище
производная основа

СУФФИКСАЛЬНЫЙосина           осиновый производящая основа

Слайд 13СУФФИКСАЛЬНО- ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ
тайна

втайне
производящая основа производная основа

пара напарник
производящая основа производная основа

прежний по – прежнему
производящая основа производная основа

СУФФИКСАЛЬНО- ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ тайна         втайне производящая основа

Слайд 14БЕССУФФИКСНЫЙ
повторить повтор
производящая основа

производная основа

доярка дояр
производящая основа производная основа


высокий высь
производящая основа производная основа

БЕССУФФИКСНЫЙповторить     повтор производящая основа

Слайд 15Бессуфиксным способом образуются только имена существительные
от глаголов:

завозить – завоз
записать – запись
прорубить – прорубь

от имён прилагательных: глухой – глушь
рваный – рвань

от имён существительных зонтик – зонт

Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)

Бессуфиксным способом образуются только имена существительныеот глаголов:     завозить – завоз

Слайд 16Зелень …
отлет


повтор …
отдел …
побег …
бег …
резь …

Бессуффиксным способом образуются только имена существительные. Существительные, образованные от глаголов, употребляются в научном и деловом стилях речи (отсев, прирост, отток, отвод, подрыв, обгон, объезд, разворот, поворот, выезд и т.д.).
От прилагательных образуются существительные только женского рода (глухой — глушь, тихий — тишь, синий — синь). Такие существительные употребляются обычно в художественной речи.

Зеленый
отлететь
повторить
отделить
побежать
бегать
резать

Зелень        …отлет

Слайд 17Сложение- образование новых слов путем соединения двух или более

1.Сложение самостоятельных знаменательных

слов без помощи интерфикса:
Диван –кровать, кресло – качалка, плащ-палатка
2.Сложение основ при помощи интерфикса:
Снегокат, самолет, русскоязычный
3.Сложение основ с самостоятельным словом:
Газонокосилка, драмкружок, полдома, бледно – желтый
4.Сложение компонента, имеющего интернациональное значение, с самостоятельным словом:
Блиц- опрос, рок- фестиваль, суперпакет

Сложение- образование новых слов путем соединения двух или более1.Сложение самостоятельных знаменательных слов без помощи интерфикса:Диван –кровать, кресло

Слайд 18Сращение – соединение двух самостоятель ных знаменательных слов, связанных подчинительной связью



1.Существительное+прилагательное

или причастие:
солнцезащитный, газопроводящий


2.Наречие +прилагательное или причастие:
Маломощный, теплоизолирующий

Сращение – соединение двух самостоятель ных знаменательных слов, связанных подчинительной связью1.Существительное+прилагательное или причастие:солнцезащитный, газопроводящий2.Наречие +прилагательное или причастие:Маломощный,

Слайд 19Аббревиация (от лат. brevis «краткий»– сложение сокращенных элементов слов:
1.Звуковая аббревиация –

сочетание начальных звуков
сокращенных слов:

ЛЭП-линия электропередач, бомж- некто без определенного места жительства.

2.Буквенная аббревиация- сочетание начальных букв сокращенных слов:

РФ – Российская Федерация, МГУ – Московский государственный университет.

3.Слоговая аббревиация- сочетание элементов слов:
начмед –начальник медицинской части, военпред – военный представитель


Аббревиация (от лат. brevis «краткий»– сложение сокращенных элементов слов:1.Звуковая аббревиация – сочетание начальных звуковсокращенных слов:ЛЭП-линия электропередач, бомж-

Слайд 204.Слого - словная аббревиация- сочетание целого слова и сокращенных элементов:

авторалли –

автомобильное ралли


5. Смешанная аббревиация- сочетание сокращений различных типов:

ИМЛИ- Институт мировой литературы

6. Усечение – сокращение производящей основы:

спец- специалист, мерс - мерседес

4.Слого - словная аббревиация- сочетание целого слова и сокращенных элементов:авторалли – автомобильное ралли5. Смешанная аббревиация- сочетание сокращений

Слайд 21Распределите слова в соответствии со способом словообразования
Подход, забег, пение, испуг,

безбрежный, образованный,
образовательный, заплыть, пловец, раствор, теплозащитный, полноводный, пригород, чайник, напарник, бесполезный, МГУ, генерал- майор, по – весеннему, примирение
Распределите слова в соответствии со  способом словообразованияПодход, забег, пение, испуг, безбрежный, образованный,образовательный, заплыть, пловец, раствор, теплозащитный,

Слайд 22 Неморфологический способ
Морфолого-синтаксический
Лексико-семантический
Лексико-синтаксический

Неморфологический способМорфолого-синтаксическийЛексико-семантическийЛексико-синтаксический

Слайд 23Морфолого-синтаксический – переход одной части речи в другую
1.Переход прилагательных в существительные:
больной

(прил.) малыш – больной (сущ.) выздоровел,
мороженое (прил.) мясо – мороженое (сущ.) растаяло

2.Переход причастия и числительного в прилагательное:
Любимый (причастие) мной суп – любимая (прил.) брошь.
Первый (числит.) этаж – первый (прил.) ученик
3.Переход существительного и деепричастия в наречие:
Теплым вечером (сущ.) – отправиться вечером (наречие) в гости
Прощались, не спеша (дееприч.) расстаться – двигались не спеша (наречие)
Морфолого-синтаксический – переход одной части речи в другую1.Переход прилагательных в существительные:больной (прил.) малыш – больной (сущ.) выздоровел,мороженое

Слайд 24Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в

контексте – в составе словосочетания или предложения


4.Переход в служебные части речи

благодаря (дееприч.) за помощь – благодаря помощи (предлог) что ты сказал? (местоимение) – сказал, что (союз) знает возвратился один (числ.) – один (частица) он знал


5.Переход в междометия

кремлевский караул (сущ.) – караул!(междометие) давай (гл. в повелит. накл.) вещи – давай! (=пока)
(междометие)

Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в контексте – в составе словосочетания или

Слайд 25Лексико-семантический - распад многознач- ных слов на омонимы:
Столпотворение –
библейский

сюжет о построении башни;
многолюдное мероприятие, толпа народу.

Дурно –
Плохо, отвратительно поступать;
Впасть в болезненное состояние.

Свет
1) – вселенная,
2)лучистая энергия

Лексико-семантический - распад  многознач- ных слов на омонимы:Столпотворение – библейский сюжет о построении башни;многолюдное мероприятие, толпа

Слайд 26Лексико-синтаксический способ - сращение сочетания слов в одно слово:

с ума

сшедший - сумасшедший

вечно зелёный – вечнозеленый
тяжело раненный – тяжелораненый

ума лишённый – умалишённый

Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компо -нентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений.
вышеуказанный – указанный выше

Лексико-синтаксический способ  - сращение сочетания слов в одно слово:с ума сшедший  -

Слайд 27ОШИБКИ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ:

ОШИБКИ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ:

Слайд 28Помните!
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:

- От какого слова

образовано данное?

- Каким способом образовано данное?

Помните!Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:   - От какого слова образовано данное? - Каким способом образовано

Слайд 29Правило №1.
Работать только с начальной формой слова 
Переписал - ?
 переписал , н.ф. 

переписать – писать

(приставочный способ).

Правило №1.Работать только с начальной формой слова Переписал - ? переписал , н.ф.   переписать – писать (приставочный способ).

Слайд 30Определите способ образования
вход
ход
Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное

слово!

Правильно: вход входить

(бессуффиксный)
Определите способ образованиявходходОшибка!   Ход – не самое близкое однокоренное слово!Правильно: вход

Слайд 31Правило №2.
Если в слове есть приставка, постарайтесь найти прежде всего однокоренное

слово с приставкой. 
Правило №2.Если в слове есть приставка, постарайтесь найти прежде всего однокоренное слово с приставкой. 

Слайд 32Алгоритм
Определить часть речи. Вспомнить какими способами может быть образована данная часть

речи.

2. Работать со словом только в начальной форме, обозначить формообразующие суффиксы.

3. Подобрать ближайшее родственное слово и выделить окончание или формообразующий суффикс.

4. Выделить у слов общую часть (совпадающие морфемы).

5. Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

АлгоритмОпределить часть речи. Вспомнить какими способами может быть образована данная часть речи.2. Работать со словом только в

Слайд 33Словообразовательный разбор слова
1.Определи, к какой части речи относится слово.
2.Определи основу и

лексическое значение
3. Определи производящую основу, укажи морфему, которая послужила образованию производной основы.
4.Укажи способ словообразования.
5.Запиши словообразовательную цепочку, доведя ее до вершины словообразовательного гнезда.

Бездонный
1.Часть речи - имя прилагательное
2.Основа бездонн -ый имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
3.Образовано от слова дно. Производящая основа - дон- (-//о). Образовано с помощью приставки без- и суффикса –н-.
4. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом (бездомный,
бессонный, бесхарактерный).
5. Дно – бездонный.

Словообразовательный разбор слова1.Определи, к какой части речи относится слово.2.Определи основу и лексическое значение3. Определи производящую основу, укажи

Слайд 34Подслеповатый 

1.Часть речи – имя прилагательное.
2.Основа слова подслеповат – ый, имеет лексическое

значение "не очень хорошо видящий".
3. Слово образовано от прилагательного "слепой" (основа - "слеп-") с помощью  приставки "под-" и суффикса "-оват-", т.е. приставочно-суффиксальным способом.
 
Подслеповатый - слепой (приставочно-суффиксальный способ).
Подслеповатый 1.Часть речи – имя прилагательное.2.Основа слова подслеповат – ый, имеет лексическое значение 

Слайд 35Молодежь
1.Часть речи – имя существительное, собирательное.
2.Основа молодежь, молодые люди
3.Производящая основа
4.Способ

словообразования: суффиксальный
Средство словообразования: суффикс – ёжь-
Процесс, сопровождающий словообразование: чередование согласных [д] // [д']

Молодёжь ← молодой

Молодежь1.Часть речи – имя существительное, собирательное.2.Основа молодежь, молодые люди3.Производящая основа 4.Способ словообразования: суффиксальныйСредство словообразования: суффикс – ёжь- Процесс,

Слайд 36Словообразовательные цепочки слов:
Смех смешить

посмешить посмешище;

вера верить поверить
поверенный;

глаз глазной глазница; глаз глазунья.
Словообразовательные  цепочки слов:Смех      смешить     посмешить посмешище; вера

Слайд 371. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
А). надомник, приусадебный,

пресмешной;
Б).подбородок, бесстыдник, разнесчастный;
В). по-братски, подводник, переувлажнить;
Г). подснежник, разбежаться, приморский;

2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А). сапожок, зубной, землянка;
Б). вбежать, красавец, глупыш;
В). дипломник, циркач, предыстория;
Г). вредитель, баловень, прародина.

2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:
А). сапожок, зубной, землянка;
Б). вбежать, красавец, глупыш;
В). дипломник, циркач, предыстория;
Г). вредитель, баловень, прародина.

1. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:	А). надомник, приусадебный, пресмешной;	Б).подбородок, бесстыдник, разнесчастный;	В). по-братски, подводник, переувлажнить;	Г).

Слайд 384. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме

корень + алк а?
А). качалка, свалка;
Б). рыбалка, зажигалка;
В). скакалка, отжималка;
Г). вешалка, мигалка.
 

5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?
 А).заглохший, залежь, законный;
Б).загородный, задушевность, закатиться;
В).заземлённый, замшевый, заикаться;
Г).заквасить, занозить, закадычный.

Нахлебник
наездник
наследник
побережье

6. Определите способ образования данных слов:
А) приставочный;
Б) суффиксальный;
В) приставочно – суффиксальный
Г) бессуффиксный

хлеб
езда
след
берег

4. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме       корень

Слайд 397. Определите способ образования данных слов:
А) приставочный;
Б) суффиксальный;
В) приставочно –

суффиксальный
Г) бессуффиксный

Зелень
отлет
повтор
отдел

Зеленый
отлететь
повторить
отделить

Подзаголовок
неудача
привкус
преважный

8. Определите способ образования данных слов:
А) приставочный;
Б) суффиксальный;
В) приставочно – суффиксальный
Г) бессуффиксный

заголовок
удача
вкус
важный

7. Определите способ образования данных слов: А) приставочный;Б) суффиксальный;В) приставочно – суффиксальныйГ) бессуффиксный Зелень отлет повтор отделЗеленыйотлететьповторитьотделитьПодзаголовок

Слайд 40Земляк
лебединый
быстро
аптекарь
9. Определите способ образования данных слов:
А)

приставочный;
Б) суффиксальный;
В) приставочно – суффиксальный
Г) бессуффиксный

земля
лебедь
быстрый
аптека

10. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

учить учитель ... учительствовать

А ) учительский В) учение
Б ) учительница Г) учительство

Земляк лебединый быстро аптекарь 9. Определите способ образования данных слов: А) приставочный;Б) суффиксальный;В) приставочно – суффиксальныйГ) бессуффиксный

Слайд 4111. В каком ряду все слова не имеют окончания ?
А)

Крюк, номер, насквозь;
Б) мышь, здесь, четверо;
в) издавна, заново, лишь;
Г) напрокат, самокат, вдоволь

12. В каком ряду во всех словах выделяется окончание ?

А) Прямиком, берегом, творогом;
Б) одно, полотно, шестеро;
В) издавна, чиста, комната;
Г) четыре, поверье, вскоре

13. В каком слове есть суффикс –чик- ?

А) Пончик;
Б) зайчик;
В) ключик;
Г) грузчик

11. В каком ряду все  слова не имеют окончания ?А) Крюк, номер, насквозь;Б) мышь, здесь, четверо;в)

Слайд 4214. Определи, из какой части речи в какую произошел переход:
Столовая посуда


Столовая открывается в 8 часов.

А) сущ-ое наречие ;
Б) причастие прилаг;
В) прилаг. сущ-ое ;
Г) числит. прилаг.

15. Определи, из какой части речи в какую произошел переход:

Медленным шагом

Ехали шагом

А) сущ-ое наречие ;
Б) причастие прилаг;
В) прилаг. сущ-ое ;
Г) числит. прилаг.

14. Определи, из какой части речи в какую произошел переход:Столовая посуда Столовая открывается в 8 часов.А) сущ-ое

Слайд 43Ключ к тесту:
г
а
а
г
б
в
г
а
б
г
в
б

г
в
а

Ключ к тесту: г а а г б вг аб гвб гва

Слайд 44Домашнее задание
Записать словообразовательную цепочку слов: переименование, вразброску.

Запишите как можно больше

однокоренных слов к словам холод, лед, медленно, говорить
Домашнее заданиеЗаписать словообразовательную цепочку слов: переименование, вразброску. Запишите как можно больше однокоренных слов к словам холод, лед,

Слайд 45СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть