Слайд 1Работа с текстом на основе технологии
продуктивного чтения.
Слайд 2 Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость
в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности.
Связующим звеном всех учебных предметов является ТЕКСТ, работа с которым позволяет добиваться оптимальных результатов.
Слайд 3
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в
структуре всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Слайд 4Смысловое (продуктивное) чтение:
— вид чтения, которое нацелено на понимание
читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Слайд 5– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Смысловое (продуктивное) чтение
Слайд 6Цель продуктивного чтения
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Слайд 7Стратегии продуктивного чтения
Под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия
текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Слайд 8Три основные фазы:
Первая — это восприятие текста;
Вторая — это
извлечение смысла;
Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Слайд 10Предтекстовая деятельность:
Предтекстовые стратегии нацелены на постановку задач чтения,
актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
Слайд 11Стратегии предтекстовой деятельности:
«Мозговой штурм».
«Глоссарий».
«Ориентиры предвосхищения».
«Предваряющие вопросы».
«Рассечение вопроса».
Слайд 12Антиципация
(лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.
Слайд 13Разновидности антиципации
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление
текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Слайд 17Текстовая деятельность:
Целью стратегий является управление процессом чтения, которые
часто осуществляется с помощью вопросов.
Слайд 18Стратегии текстовой деятельности:
«Чтение в кружок (попеременное чтение)».
«Чтение про себя с вопросами».
«Чтение
про себя с остановками»
«Чтение про себя с пометками».
Слайд 19Чтение про себя с пометками
Читайте и одновременно отмечайте:
++ соответствует тому,
что знаю;
– противоречит тому, что знаю;
+ новое;
? надо обсудить.
Слайд 23Стратегии послетекстовой деятельности:
«Отношения между вопросом и ответом»
«Вопросы после текста («Ромашка Блума)».
«Тайм-аут».
«Проверочный
лист».
«Эссе, РАФТ, синквейн».
Слайд 25Классификация вопросов Б.Блума
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно
быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему".
Творческие вопросы. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
Слайд 26Составление вопросного плана.
Памятка для учащегося:
внимательно прочитать текст;
выделить главные мысли текста;
проверить, как
они соотносятся между собой;
сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
Слайд 27Алфавит за круглым столом
Подробный алгоритм реализации стратегии:
На предложенной карте алфавита (см. табл. 9) напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.
Слайд 28
РАФТ
Роль Аудитория Форма Тема
Приём работы при создании авторского
текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования.
Слайд 29
РАФТ
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль,
т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.).
Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.).
И, наконец, выбирается тема.
Слайд 30РАФТ
На практике все это может происходить в обратном порядке или одновременно.
Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.
Слайд 31
Синквейн
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения,
выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Слайд 32Использованная литература
Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Технология работы с текстом в начальной
школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности)
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).