Презентация, доклад по русскому языку на тему:Работа с текстом на основе технологии продуктивного чтения

Содержание

Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности. Связующим звеном всех учебных предметов является ТЕКСТ, работа с которым позволяет добиваться оптимальных результатов.

Слайд 1Работа с текстом на основе технологии продуктивного чтения.

Работа с текстом на основе технологии продуктивного чтения.

Слайд 2 Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость

в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности.
Связующим звеном всех учебных предметов является ТЕКСТ, работа с которым позволяет добиваться оптимальных результатов.
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе

Слайд 3
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в

структуре всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:· в личностные

Слайд 4Смысловое (продуктивное) чтение:
— вид чтения, которое нацелено на понимание

читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Смысловое (продуктивное) чтение:  — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции

Слайд 5– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Смысловое (продуктивное) чтение

– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть

Слайд 6Цель продуктивного чтения
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить

все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. 
Цель продуктивного чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную

Слайд 7Стратегии продуктивного чтения
Под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия

текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегии продуктивного чтенияПод стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в

Слайд 8Три основные фазы:
Первая — это восприятие текста;
Вторая — это

извлечение смысла;
Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Три основные фазы: Первая — это восприятие текста; Вторая — это извлечение смысла; Третья — это создание

Слайд 9Приемы продуктивного чтения


Приемы продуктивного чтения

Слайд 10Предтекстовая деятельность:
Предтекстовые стратегии нацелены на постановку задач чтения,

актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
Предтекстовая деятельность:   Предтекстовые стратегии нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий

Слайд 11Стратегии предтекстовой деятельности:
«Мозговой штурм».
«Глоссарий».
«Ориентиры предвосхищения».
«Предваряющие вопросы».
«Рассечение вопроса».


Стратегии предтекстовой деятельности:«Мозговой штурм».«Глоссарий».«Ориентиры предвосхищения».«Предваряющие вопросы».«Рассечение вопроса».

Слайд 12Антиципация
(лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.

Антиципация(лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.

Слайд 13Разновидности антиципации
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление

текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Разновидности антиципацииа) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.б) Восстановление текста с пропущенными элементами.в) Составление до чтения плана текста с опорой

Слайд 14«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм»

Слайд 15

ЖЕЛТЫЙ
СВЕТ

ЖЕЛТЫЙ СВЕТ

Слайд 17Текстовая деятельность:
Целью стратегий является управление процессом чтения, которые

часто осуществляется с помощью вопросов.
Текстовая деятельность:   Целью стратегий является управление процессом чтения, которые часто осуществляется с помощью вопросов.

Слайд 18Стратегии текстовой деятельности:

«Чтение в кружок (попеременное чтение)».
«Чтение про себя с вопросами».
«Чтение

про себя с остановками»
«Чтение про себя с пометками».


Стратегии текстовой деятельности:«Чтение в кружок (попеременное чтение)».«Чтение про себя с вопросами».«Чтение про себя с остановками»«Чтение про себя

Слайд 19Чтение про себя с пометками
 Читайте и одновременно отмечайте:

++ соответствует тому,

что знаю;
– противоречит тому, что знаю;
+ новое;
? надо обсудить.

Чтение про себя с пометками  Читайте и одновременно отмечайте:++ соответствует тому, что знаю;– противоречит тому, что знаю;+

Слайд 23Стратегии послетекстовой деятельности:
«Отношения между вопросом и ответом»
«Вопросы после текста («Ромашка Блума)».
«Тайм-аут».
«Проверочный

лист».
«Эссе, РАФТ, синквейн».
Стратегии послетекстовой деятельности:«Отношения между вопросом и ответом»«Вопросы после текста («Ромашка Блума)».«Тайм-аут».«Проверочный лист».«Эссе, РАФТ, синквейн».

Слайд 24Ромашка Блума

Ромашка Блума

Слайд 25Классификация вопросов Б.Блума
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно

быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему".
Творческие вопросы. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
Классификация вопросов Б.БлумаПростые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся

Слайд 26Составление вопросного плана.
Памятка для учащегося:
внимательно прочитать текст;
выделить главные мысли текста;
проверить, как

они соотносятся между собой;
сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
Составление вопросного плана.Памятка для учащегося:внимательно прочитать текст;выделить главные мысли текста;проверить, как они соотносятся между собой;сгруппировать текст вокруг

Слайд 27Алфавит за круглым столом
Подробный алгоритм реализации стратегии:

На предложенной карте алфавита (см. табл. 9) напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.

Алфавит за круглым столом Подробный алгоритм реализации стратегии:    На предложенной карте алфавита (см. табл.

Слайд 28 РАФТ
Роль Аудитория Форма Тема
Приём работы при создании авторского

текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования.

РАФТРоль   Аудитория  Форма ТемаПриём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft

Слайд 29 РАФТ
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль,

т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.).
Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.).
И, наконец, выбирается тема.

РАФТИдея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от

Слайд 30РАФТ
На практике все это может происходить в обратном порядке или одновременно.

Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.
РАФТНа практике все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить как индивидуально, так

Слайд 31
Синквейн
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения,

выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
СинквейнЭто стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным; вторая – описание темы

Слайд 32Использованная литература

Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Технология работы с текстом в начальной

школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности)
Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Использованная литератураЕ.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования

Слайд 33
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть