Презентация, доклад по русскому языку на темуОднозначные и многозначные слова ( 5 класс). ФГОС.

Содержание

Вопросы для повторенияС каким разделом языка мы знакомимся? Что изучает лексика? лексическое значение

Слайд 1Однозначные и многозначные слова.

Автор: учитель русского языка и литературы
Курсакова Людмила

Ивановна
МБОУ СОШ п.Бытошь

Урок русского языка в 5 классе на тему:

Однозначные и многозначные слова.Автор: учитель русского языка и литературы Курсакова Людмила ИвановнаМБОУ СОШ п.БытошьУрок русского языка в

Слайд 2Вопросы для повторения
С каким разделом языка мы знакомимся?
Что изучает лексика?

лексическое значение
(изучает лексикология)
Слово имеет
грамматическое значение
(изучает морфология)
Что такое лексическое значение слова?
А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?


Вопросы для повторенияС каким разделом языка мы знакомимся? Что изучает лексика?

Слайд 3Одно и то же или разные значения имеет слово стол в

данных ниже предложениях? Определите эти значения. Упр.152.

1.На крыльце стоял покрытый скатертью стол.
2.Стол у Марии скромный, постный.
3.Моя сестра работает в столе справок.

Стол

Одно и то же или разные значения имеет слово стол в  данных ниже предложениях? Определите эти

Слайд 4Гаечный ключ
Ключ дверной
Ключ –
скрипичный,
завитой
Ключ
Тарелка


Как одним словом назвать?

Гаечный ключКлюч двернойКлюч –скрипичный,       завитойКлючТарелка Как одним словом назвать?

Слайд 5Есть иголки у ежа.
У сосны и ёлки
Тоже есть иголки.

Это швейная игла.
Всем одежду шьёт она.

И, конечно, у ерша.

Иголки

Есть иголки у ежа. У сосны и ёлкиТоже есть иголки.   Это швейная игла.Всем одежду шьёт

Слайд 6Назовите предмет
ручка
Часть предмета, за которую берутся рукой
Письменная принадлежность
Детская ручка

Назовите предметручкаЧасть предмета, за которую берутся рукойПисьменная принадлежностьДетская ручка

Слайд 7Назовите предмет
Маленькая ножка
Опора, стойка мебели или какого-нибудь устройства
Часть циркуля
Нижняя часть

гриба или цветка

НОЖКА

Назовите предметМаленькая ножка Опора, стойка мебели или какого-нибудь устройстваЧасть циркуляНижняя часть гриба или цветкаНОЖКА

Слайд 8ШЛЯПКА

ШЛЯПКА

Слайд 9ГРЕБЕНЬ

ГРЕБЕНЬ

Слайд 10Кисть

Кисть

Слайд 11Подумай .
Как бы ты назвал слова, у которых может быть

много значений?

Многозначные

Сделай вывод:

Эти слова в зависимости от сочетания с другими словами (это называется контекстом) могут иметь несколько лексических значений.

Ключ , иголки, кисть, шляпка, гребень, ручка, ножка, тарелка.

Подумай .  Как бы ты назвал слова, у которых может быть много значений?МногозначныеСделай вывод: Эти слова

Слайд 12Все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений? Как

можно назвать слова, которые имеют одно значение?

Подумай

На какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений?

Однозначные

Однозначные

Многозначные

Морковь, пальто, карандаш, берёза, осень,
мальчик , девочка, алфавит, буква,
портфель, книга, тетрадь.

В

А

Б

Все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений? Как можно назвать слова, которые имеют одно

Слайд 13Слова однозначные и многозначные

Слова  однозначные и многозначные

Слайд 14Что узнаем?
Чему научимся?
Как будем работать?
Что получим в результате?
Что такое многозначные

и однозначные слова.

Находить различные значения слов самостоятельно и в словаре.
В тетради – правильно, аккуратно, красиво. На уроке – внимательно и самостоятельно.
Знания о многозначных и однозначных словах.
Умение находить значения слов в словаре и в тексте.
Хорошую работу в тетрадях.

Определяем проблему урока

Что узнаем? Чему научимся? Как будем работать?  Что получим в результате?Что такое многозначные и однозначные слова.Находить

Слайд 15 Решаем проблему.
Стол.

1.Предмет, на котором пишут (письменный стол), обедают (обеденный стол), готовят (кухонный стол); 2. Питание (заплатил за стол, т. е. заплатил за питание, диетический стол); 3. Отдел в учреждении (адресный стол, паспортный стол, стол находок

Решаем проблему.Стол. 1.Предмет, на котором пишут (письменный стол),

Слайд 16 Определите значение прилагательного острый в данных словосочетаниях. При необходимости используйте толковый

словарь. (Упр.154)

Острая игла, острое слово, острый перец, острый угол, острое зрение, острая боль.
С какими значениями мы соотнесём корень ост - в словах
остроумный
остроконечный
остроглазый
острослов

Определите значение прилагательного острый в данных словосочетаниях. При необходимости используйте толковый словарь. (Упр.154) Острая игла,

Слайд 17ПрактикУм (упр155).Перепишите предложения ,вставляя пропущенные буквы и добавляя подходящие по смыслу

слова .

  Москва - крупный ( ... ) узел. Вася всегда завязывает шнурки в ( ... ) узел. Старушка внесла в вагон ( ... ) узел с вещами.
Слова для справок: тугой, (железно)дорожный, тяж..лый



железнодорожный

тугой

тяжёлый

ПрактикУм (упр155).Перепишите предложения ,вставляя пропущенные буквы и добавляя подходящие по смыслу слова .    Москва -

Слайд 18ПрактикУм. Составьте предложения , которые бы ясно показывали, в каком

значении употреблено слово.

колокольчик

лисички

свеча

ПрактикУм. Составьте  предложения , которые бы ясно показывали, в каком значении употреблено слово.  колокольчиклисичкисвеча

Слайд 19физкультминутка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед

в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук - «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
физкультминутка Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне). Поглядеть, который час (повороты

Слайд 20Лингвистическая задачка. Отгадайте слово по его значению
1.Здание, в котором живёт король.
2.Помещение для

стоянки автомобилей.

3.Твёрдая набойка на подошве обуви под
пяткой.

4.Ледяная площадка для катания на коньках.

5.Единица времени, в 60 раз меньшая чем час.

6.Безбилетный пассажир.

7.Детеныш коровы.

Дворец

Гараж

Каблук

Каток

Секунда

Заяц

Телёнок

Лингвистическая задачка.  Отгадайте слово по его значению1.Здание, в котором живёт король.2.Помещение для стоянки автомобилей.3.Твёрдая набойка на

Слайд 21

Игра «Найди пару»
Предметам в левой колонке найдите пару в правой колонке.

Слайд 22 Подведём итог
Какие

слова называются многозначными, а какие – однозначными?
Как найти многозначные слова в толковом словаре?
Сколько значений имеет многозначное слово в контексте?

Подведём итогКакие слова называются многозначными, а какие –

Слайд 23Рефлексия
Закончите одно из предложений :
- На этом уроке я узнал, что...
-

Я научился…
-Теперь я знаю…
-Теперь я умею…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Мне было трудно…
РефлексияЗакончите одно из предложений :- На этом уроке я узнал, что...- Я научился…-Теперь я знаю…-Теперь я умею…-

Слайд 24Домашнее задание.

Все молодцы!!!
1.Выучить правило на стр.72. (Всем!)
2. Выполнить упр.156
( письменно)


3. Придумать и записать в тетрадь несколько предложений со словами
1.В. Зебра, каток, рогатка.
2.В. Ёрш, звезда, мышь.

Спасибо за работу!

Домашнее задание. Все молодцы!!!1.Выучить правило на стр.72. (Всем!)2. Выполнить упр.156( письменно) 3. Придумать и записать в тетрадь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть