Слайд 1Десятое декабря
Обобщающий урок по теме:
«Деепричастие»
Слайд 2«Деепричастия и деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное
их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».
Д.Э.Розенталь
Слайд 3Цели:
• обобщить изученный по деепричастию материал;
• закрепить знание теоретического материала;
• повторить
правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;
• развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; способствовать воспитанию интереса к языку .
Слайд 41.Проверка домашнего задания:
Ответы:
1.Б,Г;
2.А,В;
3.Б;
4.В;
5.Г;
6.1,4,6.
Слайд 5 Оцените работу в «Листах оценивания» по пятибалльной шкале насколько
вы справились с заданием:
«5»- 0 ошибок,
«4»-1-2 ошибки,
«3» –3-4 ошибки ,
«2»-более 4-х ошибок.
Слайд 62.Знание теоретического материала:
1. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая признак
по действию.
2. Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия.
3.В предложении деепричастие зависит от подлежащего.
4.Деепричастие отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
5.В предложении деепричастие является обстоятельством?
6.Деепричастие образуется от наречий.
7.Суффиксы деепричастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-, -ем-.
8.Деепричастия не изменяются.
9.Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, лицо, число.
10.Деепричастие может иметь полную и краткую форму.
11.У деепричастий нет зависимых слов.
12.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, всегда выделяются на письме запятыми.
Слайд 7Панорама орфограмм
Аллея словообразовательная
Галерея уникальных деепричастий
Станция Контрольная
Парад
деепричастий
Музей деепричастного оборота
Деепричастинск
Слайд 83.Панорама орфограмм
(Не)сделанная работа, (не) терпя
возражений, сильно (не)доумевая,( не ) сделанная вовремя работа, (не) читал, ничем (не) укреплённый берег, (не)навидеть, стол (не )накрыт, ( не)навидя ложь, (не) поеду, нисколько (не) думая, мне нездоровится.
Слайд 9Панорама орфограмм
Проверка!
Слайд 104.Аллея словообразовательная
Располагать, баловать, предполагать, удалить, распечатать,
восстанавливать, привязать, вырастить, увидеть, пересадить.
Слайд 11Аллея словообразовательная
Проверка!
Слайд 125.Морфемный разбор деепричастий
Глядя, принёсши, крича, замахнувшись,крикнув.
Слайд 13
6. Галерея уникальных деепричастий
1.От реки шёл туман
и окутывал прибрежные кусты. 2. Турист весело посвистывал и быстро шагал по тропинке . 3. Тропинка извивалась змейкой и вела к камышовым зарослям.
4. Собака бежала впереди охотника и постоянно оглядывалась.
Слайд 14Проверка!
1.От реки шёл туман, окутывая прибрежные кусты.2. Турист, весело
посвистывая, быстро шагал по тропинке.3. Тропинка, извиваясь змейкой, вела к камышовым зарослям. 4. Собака бежала впереди охотника, постоянно оглядываясь.
Слайд 157.Грамматические орешки
1.Возвращаясь из школы, меня застала гроза.
2. Подъезжая к деревне, у
машины спустилось колесо.
Слайд 16Проверка!
Когда я возвращался из школы, меня застала
гроза. Когда мы подъезжали к
деревне, у машины спустилось колесо.
Какие знания нам помогли точно исправить ошибки?
Слайд 17Запомни!
При выполнении задания необходимо учитывать, что
основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Слайд 188.Галерея уникальных деепричастий «Найди пару»
Слайд 20 «Этимологическая справка»
Этимология — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова.
Слайд 21 Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, ничего не добившись).
Слайд 239.Творческая работа
Задание: наблюдая за процессом, происходящим на экране, запишите слова со
значением основных и добавочных действий.
Задание:
Высокий уровень сложности: составьте свой текст (5-6 предложений) на тему: «Однажды..», используя деепричастия и деепричастные обороты, обозначив их графически.
Средний уровень: составьте текст (4-5 предложений) на тему: «Однажды..», используя деепричастия и деепричастные обороты
Низкий уровень сложности: составьте 3-4 предложения,используя с деепричастием и деепричастным оборотом
Слайд 25Домашнее задание
Разноуровневое задание на дом:
1 уровень. Составьте текст из
12-15 предложений (используя деепричастные обороты) о ближайшем будущем родной страны или города.
2 уровень. Обозначить графически все деепричастные обороты, указав определяемые слова и деепричастия.
3 уровень. Сделать синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом и морфологический разбор одного деепричастия.
Слайд 26
Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с
увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право на знание.