Презентация, доклад по русскому языку на тему Изобразительно – выразительные средства языка

Содержание

Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка» Цели урока: повторить, систематизировать и обобщить материал по теме «Изобразительно – выразительные средства языка»

Слайд 1
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце

уже…, и на цветущей ржи …вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как…, образуя …аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий …свет и переливал радугой в сетях паука.
( А.П. Чехов «Дом с мезонином)»





Клоуз - текст

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже…, и на цветущей ржи …вечерние

Слайд 2 Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка»

Цели урока:

повторить, систематизировать и обобщить материал по теме «Изобразительно – выразительные средства языка»

Обобщение по теме «Изобразительно – выразительные средства языка» Цели урока: повторить, систематизировать и обобщить материал по

Слайд 3 Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного

значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.
Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. Фигуры делят на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).
Выразительные средства синтаксиса: ряды однородных членов предложения, предложения с вводными словами, обращениями, обособленные члены предложения, диалогичность изложения, парцелляция.
 
Выразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс

Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно

Слайд 4синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова
скоро – вскорости –

на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова
они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы – устаревшие слова
дружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории
курень, гутарить
книжная,
научная,
разговорная лексика
дерзновенный, сподвижник;
коррозия, менеджмент;
просадить деньги, глубинка

1. Лексические средства

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу словаскоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в

Слайд 5метафора – перенос значения слова по сходству
мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо

предмета или явления живому существу
отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного)
яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)
Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот
белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения
автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

Тропы

метафора – перенос значения слова по сходствумертвая тишинаолицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существуотговорила роща

Слайд 6эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность
Куда ты скачешь,

гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах
весы – правосудие, крест – вера, сердце - любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого
в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого
ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки
Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Тропы

эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональностьКуда ты скачешь, гордый конь?аллегория – выражение отвлеченных понятий

Слайд 7эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг

за другом
Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот
пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом
Железная правда – живой на зависть,
Железный пестик, и железная завязь.
каламбур – игра слов
Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
 синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений
молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почет
многосоюзие – повтор избыточного союза
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонары…

Фигуры речи, строение предложений

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другомМне хотелось бы знать. Отчего

Слайд 8
эллипсис - пропуск подразумеваемого слова
я за свечкой – свечка в печку
инверсия

– непрямой порядок слов
Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы
Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий
живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.
Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них
И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий
Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы.
Я видел солнце. Над головой.
 

Фигуры речи, строение предложений

эллипсис - пропуск подразумеваемого словая за свечкой – свечка в печкуинверсия – непрямой порядок словИзумительный наш народ.антитеза

Слайд 9Метафоры
О нет, я не из тех, чья дерзкая строка Отважно говорит и городу, и миру, Кто верит:

не Луна скользит сквозь облака, А века зоркий глаз глядит в его квартиру. Н. Апушкина
2.Эпитеты
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет...
Растёт на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок – бессмертник.
А.Сафронов
3.Сравнение, олицетворение.
Неожиданно дико, как лосям, в городской вдруг забредшим квартал, увидалось дождю и колосьям, что им встретиться ветер не дал. Д.Долинский
4. Инверсия
При долине, в чаще купырей,  Про любовь земную без коварства  Пел самодержавный соловей,  Нами коронованный на царство.
Б.Примеров
5. Лексический повтор
…и там, и там, и там — луна. На всем она, куда ни глянешь — и соглядатай, и маяк, на сонных листьях ее глянец, чуть окантован глянцем мрак. Д.Долинский

Первая группа.: найдите в предложенных отрывках донских поэтов изобразительно – выразительные средства языка.

Метафоры О нет, я не из тех, чья дерзкая строка Отважно говорит и городу, и миру, Кто верит: не Луна скользит сквозь облака,

Слайд 10Вторая группа: соотнесите определения изобразительно – выразительных средств с их названиями,

пользуйтесь словариком изобразительно – выразительных средств.
Вторая группа: соотнесите определения изобразительно – выразительных средств с их названиями, пользуйтесь словариком изобразительно – выразительных средств.

Слайд 111.В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели,

не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. 2.Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. 3.Как будто от того, что в траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты - все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. 4.Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного "а-а!", и дремота опускает веки. 5.А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: "Сплю! сплю! сплю!", а другая хохочет или заливается истерическим плачем - это сова. 6.Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... 7.Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.
( А.П. Чехов «Степь»)

Прочитайте текст, определите , из какого произведения он взят, кто его автор, укажите тип и стиль речи, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, в предложениях 2,3 вставьте знаки препинания.

1.В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи,

Слайд 12Работа в парах: поиск характерных для предложенного текста выразительных средств языка

и речи.
Работа в парах: поиск характерных для предложенного текста выразительных средств языка и речи.

Слайд 131.)Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.
               а) метонимия        б) олицетворение  \/
               в)

эпитет                г) перифраза
2.) Редкая птица долетит до середины Днепра.
                а) литота               б )перифраза
              в) гипербола  \/        г) метонимия
3.) Синий туман. Снеговое раздолье,
   Тонкий лимонный лунный свет.
                а) олицетворение     б) метонимия
               в) аллегория             г) эпитет  \/
4. )Мальчик с пальчик
                а) гипербола              б) литота  \/
                в) сравнение              г) олицетворение
5.) А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.
                 а) перифраза             б)эпитет
                 в) литота                    г) метонимия   \/

Тест

1.)Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.               а) метонимия        б) олицетворение  \/               в) эпитет                г) перифраза2.) Редкая птица долетит

Слайд 14Ответы:

Ответы:

Слайд 15
Домашнее задание: упражнение 36 по сборнику
Мальцевой. Повторить таблицы(Словарик изобразительно –

выразительных средств)


Спасибо за урок! Желаю успехов на экзамене!

Ребята, соотнести результаты работы с целями урока.

Домашнее задание: упражнение 36 по сборнику Мальцевой. Повторить таблицы(Словарик изобразительно – выразительных средств)Спасибо за урок! Желаю успехов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть