Презентация, доклад по русскому языку на тему: Фразеологизмы и крылатые слова ( 6 класс)

Содержание

ЦЕЛЬ:уметь находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение, подбирать к ним синонимы и антонимы, определять группу фразеологизмов по происхождению и правильно употреблять их в речи.ПЛАН:1. Проверка домашнего задания2. Изучение нового материала:Значения фразеологизмовСинонимия и антонимия фразеологизмовПризнаки

Слайд 1«Фразеологизмы
и крылатые слова»

ТМК ОУ «Караульская сош –и »
Проводит:
учитель
высшей квалификационной категории
Маматова

Мадина Мирзаевна
2014 г.

«Фразеологизмы и крылатые слова»ТМК ОУ  «Караульская сош –и »Проводит:учительвысшей квалификационной категорииМаматова Мадина Мирзаевна2014 г.

Слайд 2ЦЕЛЬ:
уметь находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение, подбирать к

ним синонимы и антонимы, определять группу фразеологизмов по происхождению и правильно употреблять их в речи.

ПЛАН:

1. Проверка домашнего задания
2. Изучение нового материала:
Значения фразеологизмов
Синонимия и антонимия фразеологизмов
Признаки фразеологических единиц
Происхождение и причины возникновения фразеологизмов
3. Лингвистическая викторина
4. Задание на дом

ЦЕЛЬ:уметь находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение, подбирать к ним синонимы и антонимы, определять группу

Слайд 3ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Фразеологизмы нельзя заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением.
Отдельные

выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологическими единицами, или фразеологизмами.
В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫФразеологизмы нельзя заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологическими

Слайд 4Фразеологизмы со словом “язык”

Фразеологизмы со словом “язык”

Слайд 5волк
заяц
змея
рыба
осёл
лиса
бык
сорока
свинья
ёж
«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО»

волкзаяцзмеярыбаосёллисабыксорокасвиньяёж«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО»

Слайд 6ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ


ОДНОЗНАЧНЫЕ
МНОГОЗНАЧНЫЕ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫОДНОЗНАЧНЫЕМНОГОЗНАЧНЫЕ

Слайд 8СВОЙСТВА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Воспроизводимость
Устойчивость
Целостность
Непроницаемость
Раздельнооформленность
Образность

СВОЙСТВА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВВоспроизводимостьУстойчивостьЦелостностьНепроницаемостьРаздельнооформленностьОбразность

Слайд 9




Исконно русские
сматывать удочки, расправлять крылья
Старославянские
как зеницу

око,
не от мира сего

Из разных профессий
сгущать краски,
ход конем,
привести к общему знаменателю

Крылатые
слова из мифологии
ахиллесова пята,
нить Ариадны,
дамоклов меч

Крылатые слова и выражения, созданные писателем
Голый король
Счастливые часов не наблюдают

Исконно русские сматывать удочки,   расправлять крыльяСтарославянскиекак зеницу око,не от мира сегоИз разных профессийсгущать

Слайд 10ИСКОННО – РУССКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
а) обороты разговорно-бытовой речи: из огня да в

полымя, с гулькин нос и т.д.
б) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора: добрый молодец, чистое поле, в ногах правды нет и т. д.
в) отдельные выражения профессиональной речи: без сучка, без задоринки, тянуть лямку и т.д.
г) выражения из книжного языка: Свежо предание, а верится с трудом (А.Грибоедов “Горе от ума”)
ИСКОННО – РУССКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫа) обороты разговорно-бытовой речи: из огня да в полымя, с гулькин нос и т.д.б)

Слайд 11ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ИЗ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ
а) дословный перевод иноязычных пословиц, поговорок: с высоты

птичьего полета, о вкусах не спорят и т.д.
б) выражения и цитаты из литературных произведений, афоризмы: узы Гименея, игра не стоит свеч, ставить точки над i и т.д.
в) употребляющиеся без перевода: постфактум, нотабене, terra incognita.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ИЗ ДРУГИХ ЯЗЫКОВа) дословный перевод иноязычных пословиц, поговорок: с высоты птичьего полета, о вкусах не спорят

Слайд 12ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
1. Постоянство, повторяемость употребления данных словосочетаний.
2. Появление в его

структуре одного или нескольких слов с “несвободным”, фразеологическим связанным значением или ограниченным употреблением.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ1. Постоянство, повторяемость употребления данных словосочетаний.2. Появление в его структуре одного или нескольких слов

Слайд 13ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
1
3
5
7
9
2
4
6
8
10

Вас посадили в лужу

Вам подложили
свинью

Вам суют палки в

колёса


Вам пустили
пыль в глаза


Перед вами
ломают комедию


Вас не держат ноги


Вы попали
пальцем в небо


Вас прибрали
к рукам

Вы съели собаку

Вас держат
в ежовых рукавицах

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА13579246810Вас посадили в лужуВам подложили свинью Вам суют палки в колёсаВам пустили пыль в глазаПеред вамиломают

Слайд 14
Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия

группам(что для них является общим), определите значение фразеологизмов.

1. Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Моя хата с краю. 9. Хоть бы что. 10. Рвать и метать.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам(что для них является общим), определите

Слайд 15
К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.

1. Рукой подать. 2.

С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5. Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Два сапога пара. 13. Мороз по коже.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем

Слайд 16
Запишите фразеологизмы по группам:
а) выражающие радость, счастье;
б) выражающие недоумение.

1.

Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6.Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Ума не приложу. 11. Хорошенькое дело!. 12. Скажи на милость. 15. Вот так номер.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом.

Слайд 17«Море по колено» —

ничто не страшно.
«Мухи не обидит» — кроткий

человек.

«Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.




ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Море по колено» — ничто не страшно.«Мухи не обидит» — кроткий человек.«Как две капли воды» — очень

Слайд 18«Тянуть кота за хвост» —
надолго затягивать какое-либо решение или дело.
«Не разлей

вода» —
дружные ребята.

«Витать в облаках» — мечтать.




ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Тянуть кота за хвост» —надолго затягивать какое-либо решение или дело.«Не разлей вода» —дружные ребята.«Витать в облаках» —

Слайд 19«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека.
«Сесть на

шею» —
быть обузой для другого человека.

«Водить за нос» — обманывать.




ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека.«Сесть на шею» — быть обузой для другого

Слайд 20ВОПРОСЫ
Что изучает фразеология?
Что такое фразеологический оборот?
На какие группы делятся фразеологизмы по

происхождению?
Каковы причины возникновения фразеологизмов?
Почему пословицы и поговорки, крылатые слова можно отнести к устойчивым выражениям?
Что нового вы сегодня узнали?
ВОПРОСЫЧто изучает фразеология?Что такое фразеологический оборот?На какие группы делятся фразеологизмы по происхождению?Каковы причины возникновения фразеологизмов?Почему пословицы и

Слайд 21ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Основное:

Выписать 5 фразеологизмов из басен Крылова и объяснить их значение.
Дополнительное

(на выбор):
Составить ситуативный рассказ/историю/диалог, используя фразеологизмы
Дать шутливое истолкование слов по образцу и постарайтесь изобразить его на рисунках: «Ряженка - "модница, нарядная женщина"», «Ельник - "рот"».
Слепень, пудинг, едва, хрусталь, свинец, ломовик, леденец, строгач, сметана, селезенка.
Подобрать 3–4 статьи из фразеологического словаря и из словаря «Крылатые слова», объясняющие значения выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений) и сделать свои рисунки к фразеологизмам, которые выбрали из словаря.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕОсновное:Выписать 5 фразеологизмов из басен Крылова и объяснить их значение.Дополнительное (на выбор):Составить ситуативный рассказ/историю/диалог, используя фразеологизмыДать

Слайд 22Подведём итоги:
Повторили:
Что такое фразеологизмы
Узнали:
-Лексическое значение некоторых общеупотребительных фразеологизмов.
- Синонимы и антонимы

некоторых фразеологизмов.
Признаки фразеологизмов.
Основные источники происхождения фразеологизмов.
Причины возникновения фразеологических единиц.

Подведём итоги:Повторили:Что такое фразеологизмыУзнали:-Лексическое значение некоторых общеупотребительных фразеологизмов.- Синонимы и антонимы некоторых фразеологизмов.Признаки фразеологизмов.Основные источники происхождения фразеологизмов.Причины

Слайд 23МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть