Слайд 1Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и
встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Роберт Саути, английский поэт
Перевод А. Шмульяна
я тебя знаю?
Обобщение и систематизация материала по изученной теме
Слайд 3Цели урока:
обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте;
формирование пунктуационных
навыков;
выработка умения правильно использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи;
формирование навыков работы с текстом.
Слайд 4
Выберите деепричастия, впишите их в клеточки по порядку
Постель, постелив, постелить,
играть, провал, утихая, тихая, затаив, заюлил, согревшись, грелка, грею, орхидея, отдай, отдыхая, отдача.
Слайд 5Закончите фразы
Деепричастие отвечает на вопрос …
Деепричастие обозначает …
Деепричастие образуется от… с
помощью…
У деепричастия нет такой морфемы, как …
Деепричастия имеют признаки … и признаки …
В предложении деепричастия бывают…
Деепричастие с зависимыми словами называется…
Слайд 6Поясните схемы
…, Д , …;
…, ДО, …;
ДО,
…;
…, Д.
…, Д и Д, …;
…, ДО и ДО, …
… ДО = Ф…
Слайд 7
Объясните постановку
знаков препинания:
Волны играя друг с другом и весело клокоча
спорят с ветром.
Волны играя друг с другом клокочут и спорят с ветром.
Волны играют друг с другом клокоча и спорят с ветром.
Слайд 10 Раскройте скобки.
(Не) зная ничего,
(не) чувствуя опасности,
(не) думая
ни о чём,
идти (не) спеша,
(не) доумевая по поводу случившегося,
(не) говоря лишних слов,
работать (не) покладая рук,
(не) беспокоясь ни о чём,
(не) навидя ложь,
(не) решаясь приблизиться.
Слайд 11 Роль
деепричастий в
речи
Радуя глаз светит солнце.
Перегоняя друг друга плывут по чистому небу облака.
Восхищаясь природой поэт создает прекрасные стихотворения.
Слайд 12
Большую роль в создании образных картин мира играют деепричастия. Обозначая добавочное
действие, деепричастия украшают речь, делают ее более динамичной, выразительной, заставляют обратить внимание на неброские детали.
Слайд 13Составьте предложения:
Раскаты грома доносились из-за леса. Они предупреждали о грозе.
Выпал снег.
Он ярко блестел под лучами солнца.
Шумят деревья на ветру. Они роняют свои последние листья.
Слайд 14Создание лингвистического рассказа
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Деепричастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в
себе признаки ..................... (вид) и признаки ............................ (неизменяемость).
Деепричастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .
Деепричастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................
При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.
Деепричастный оборот всегда выделяется …………………………………. .
Деепричастия с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.
Слайд 15Подготовка к ЕГЭ.
Выберите грамматическиправильное
продолжение предложения
Употребляя слова-паразиты,
это засоряет речь.
вы производите на
собеседника неблагоприятное впечатление.
часто затемняется смысл высказывания.
Победив во вчерашнем матче со счетом 3:0,
оправдался прогноз спортивных журналистов.
наша сборная вышла в финал олимпийских игр.
это стало сюрпризом для наших болельщиков.
Слайд 16Подготовка к ЕГЭ.
Решите тест
Какие слова являются деепричастиями?
а) покрытый; б) глядя;
в) стремиться; г) успев
Отметьте деепричастия совершенного вида.
а) закричав; б) выступая; в) размахнувшись; г) балуясь
3. От каких глаголов нельзя образовать деепричастие?
а) бегать; б) рвать; в) знать; г) лгать
Какие слова пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)доумевая; б) (не)решаясь; в) (не)большой; г) (не)правда
Слайд 18Закончи предложение:
Больше всего мне понравилось ______
Самым интересным сегодня на
уроке было __________________________________
Самым сложным для меня сегодня было __________________________________
А вы знаете, что сегодня на уроке я ____
Сегодня на уроке я почувствовал _________
Сегодня я понял ______________________
Сегодня я научился _____________________
Сегодня я задумался ___________________
На будущее мне надо иметь в виду __