Презентация, доклад по русскому языку на тему Глагол как часть речи

Содержание

Цели и задачи урока:Обобщить и систематизировать имещиеся у детей знания о глаголе как части речи;Способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;Воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; Способствовать эстетическому воспитанию детей.

Слайд 1Тема:
Глагол как часть речи.

Тема:Глагол как часть речи.

Слайд 2
Цели и задачи урока:
Обобщить и систематизировать имещиеся у детей знания о

глаголе как части речи;
Способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;
Воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии;
Способствовать эстетическому воспитанию детей.
Цели и задачи урока:Обобщить и систематизировать имещиеся у детей знания о глаголе как части речи;Способствовать развитию у

Слайд 3Опрос домашнего задания
Фронтальный опрос
1.Что такое местоимение?
2.Назовите разряды местоимений?
3.В чем отличие

возвратного местоимения от других местоимений?
4.Как пишутся частицы в неопределенных местоимениях?
5.Когда местоимение пишется в три слова?
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос1.Что такое местоимение?2.Назовите разряды местоимений?3.В чем отличие возвратного местоимения от других местоимений?4.Как пишутся

Слайд 4Ход урока
Подготовка к изучению нового материала
- Сегодня мы начнем изучать

новую тему. А какую – вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.
Ход урока Подготовка к изучению нового материала- Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую – вы

Слайд 5«Математику уже потому___ надобно, что она ум в порядок приводит» -

сказал М.В.Ломоносов.
Математика больше, чем любая другая наука или искусство, ____ делом молодых.
Основатель кибернетики Норберт Виннер _____ «Занятия математикой – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости»
Если поручить двум людям, один из которых математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат всегда будет следующим: математик____ лучше!


«Математику уже потому___ надобно, что она ум в порядок приводит» - сказал М.В.Ломоносов.Математика больше, чем любая другая

Слайд 6А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте

пропусков.
К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?
Как вы догадались? Что обозначают все эти слова?
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – “Глагол”. Запишем ее в тетради.
А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков.К какой же части речи относятся

Слайд 7Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000

слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около

Слайд 8Что обозначает глагол?
Какие формы времени имеет глагол?
Как изменяется глагол?
Чем является

глагол в предложении?
Назовите наклонения глагола?

Что обозначает глагол?Какие формы времени имеет глагол? Как изменяется глагол?Чем является глагол в предложении?Назовите наклонения глагола?

Слайд 9Глагол – это часть речи, обозначающая действия или состояние?
Глагол имеет форму

настоящего, будущего и прошедшего времени.
В настоящем и будущем времени глагол изменяется по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
Глаголы изменяются по наклонениям:
1.Изъявительное наклонение выражает реальное действие: Я работаю.
2.Условное наклонение выражает действие возможное: Я сделал бы эту работу, если бы у меня было время.
3. Повелительное наклонение – побуждение к действию, приказ, просьба: Делай! Пусть он делает! Сделай – ка!
Глагол – это часть речи, обозначающая действия или состояние?Глагол имеет форму настоящего, будущего и прошедшего времени.В настоящем

Слайд 10- А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем стихотворение И.С.Никитина “Утро”.

Обобщение и

систематизация знаний о глаголе

- А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем стихотворение И.С.Никитина “Утро”.Обобщение и систематизация знаний о глаголе

Слайд 11

Утро
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая,
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
УтроЗвезды

Слайд 12Глагольная гора





инфинитив
Настоящее время
Прошедщее время
Будущее простое время
Будущее сложное время

Глагольная гораинфинитивНастоящее времяПрошедщее времяБудущее простое времяБудущее сложное время

Слайд 13Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их.

По каким признакам можно охрактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.)
Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И.С.Никитина “Утро”? Дадим им характеристику.
Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего времени, а в конце – три глагола прошедшего времени?
А теперь попробуйте объединить все сказанное о глагола как части речи. (Два-три ученика пытаются сформулировать правило.)
Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике.
Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охрактеризовать глаголы?

Слайд 14Глагол в русском языке имеет два вида: несовершенный (что делать?) –

писать, читать, рассказывать, отвечать.
Совершенный вид (что сделать?) – написать, прочитать, рассказать, ответить.
Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в пары.
Писать – написать
Читать – прочитать
Играть – выиграть
Есть глаголы, видовые пары имеют разные корни.
Совершенный Несовершенный
сказать говорить
поймать ловить
взять брать

Глагол в русском языке имеет два вида: несовершенный (что делать?) – писать, читать, рассказывать, отвечать.Совершенный вид (что

Слайд 15Работа с учебником.
Прочитаем задание к упражнению 180. Прочитайте текст и ответьте

на вопросы по содержанию выпишите из текста в два столбика глаголы совершенного и несовершенного вида.(Два ученика работают на доске)

Работа с учебником.Прочитаем задание к упражнению 180. Прочитайте текст и ответьте на вопросы по содержанию выпишите из

Слайд 16 В человеке все должно быть красиво: и душа, и

тело, и мысли... (А.П.Чехов)
В человеке все должно быть красиво: и душа, и тело, и мысли...

Слайд 17 -А теперь давайте представим, что каждый из

вас уже не ученик Х класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача – выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

Самостоятельная работа

-А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик Х класса,

Слайд 18 (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым

дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки-одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гулят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по

Слайд 19
Домашнее задание
- Пора открыть дневники и

записать домашнее задание:
§24, правило в рамке знать наизусть;
Упр.182а (выполнить по заданию);
Домашнее задание - Пора открыть дневники и записать домашнее задание:§24, правило в рамке

Слайд 20Подведение итогов урока
- Какие знания о глаголе помогут

вам выполнить домашнее задание?
Самостоятельно ( или с опорной на материал учебники формулируют основные положения определения глагола.
Подведение итогов урока   - Какие знания о глаголе помогут вам выполнить домашнее задание?

Слайд 21 Спасибо за урок

Спасибо за урок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть