Слайд 2
Цели и задачи урока:
Обобщить и систематизировать имещиеся у детей знания о
глаголе как части речи;
Способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;
Воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии;
Способствовать эстетическому воспитанию детей.
Слайд 3Опрос домашнего задания
Фронтальный опрос
1.Что такое местоимение?
2.Назовите разряды местоимений?
3.В чем отличие
возвратного местоимения от других местоимений?
4.Как пишутся частицы в неопределенных местоимениях?
5.Когда местоимение пишется в три слова?
Слайд 4Ход урока
Подготовка к изучению нового материала
- Сегодня мы начнем изучать
новую тему. А какую – вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.
Слайд 5«Математику уже потому___ надобно, что она ум в порядок приводит» -
сказал М.В.Ломоносов.
Математика больше, чем любая другая наука или искусство, ____ делом молодых.
Основатель кибернетики Норберт Виннер _____ «Занятия математикой – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости»
Если поручить двум людям, один из которых математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат всегда будет следующим: математик____ лучше!
Слайд 6А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте
пропусков.
К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?
Как вы догадались? Что обозначают все эти слова?
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – “Глагол”. Запишем ее в тетради.
Слайд 7Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000
слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Слайд 8Что обозначает глагол?
Какие формы времени имеет глагол?
Как изменяется глагол?
Чем является
глагол в предложении?
Назовите наклонения глагола?
Слайд 9Глагол – это часть речи, обозначающая действия или состояние?
Глагол имеет форму
настоящего, будущего и прошедшего времени.
В настоящем и будущем времени глагол изменяется по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
Глаголы изменяются по наклонениям:
1.Изъявительное наклонение выражает реальное действие: Я работаю.
2.Условное наклонение выражает действие возможное: Я сделал бы эту работу, если бы у меня было время.
3. Повелительное наклонение – побуждение к действию, приказ, просьба: Делай! Пусть он делает! Сделай – ка!
Слайд 10- А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем стихотворение И.С.Никитина “Утро”.
Обобщение и
систематизация знаний о глаголе
Утро
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая,
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Слайд 12Глагольная гора
инфинитив
Настоящее время
Прошедщее время
Будущее простое время
Будущее сложное время
Слайд 13Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их.
По каким признакам можно охрактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.)
Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И.С.Никитина “Утро”? Дадим им характеристику.
Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего времени, а в конце – три глагола прошедшего времени?
А теперь попробуйте объединить все сказанное о глагола как части речи. (Два-три ученика пытаются сформулировать правило.)
Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике.
Слайд 14Глагол в русском языке имеет два вида: несовершенный (что делать?) –
писать, читать, рассказывать, отвечать.
Совершенный вид (что сделать?) – написать, прочитать, рассказать, ответить.
Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в пары.
Писать – написать
Читать – прочитать
Играть – выиграть
Есть глаголы, видовые пары имеют разные корни.
Совершенный Несовершенный
сказать говорить
поймать ловить
взять брать
Слайд 15Работа с учебником.
Прочитаем задание к упражнению 180. Прочитайте текст и ответьте
на вопросы по содержанию выпишите из текста в два столбика глаголы совершенного и несовершенного вида.(Два ученика работают на доске)
Слайд 16 В человеке все должно быть красиво: и душа, и
тело, и мысли... (А.П.Чехов)
Слайд 17 -А теперь давайте представим, что каждый из
вас уже не ученик Х класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача – выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!
Самостоятельная работа
Слайд 18 (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым
дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки-одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гулят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.
Сказка про одуванчики.
Слайд 19
Домашнее задание
- Пора открыть дневники и
записать домашнее задание:
§24, правило в рамке знать наизусть;
Упр.182а (выполнить по заданию);
Слайд 20Подведение итогов урока
- Какие знания о глаголе помогут
вам выполнить домашнее задание?
Самостоятельно ( или с опорной на материал учебники формулируют основные положения определения глагола.