Презентация, доклад по русскому языку на тему Морфология современного русского языка

Содержание

Можно ли найти новую часть речи в родном языке? ?

Слайд 1Повторение за 5-7 класс.
Урок русского языка
в 8 классе. Автор –

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№17 Шишкина Л.Е.
Повторение за 5-7 класс.Урок русского языка в 8 классе. Автор – учитель русского языка и литературы МАОУ

Слайд 2Можно ли найти новую часть речи в родном языке?










?
Можно ли найти новую часть речи в родном языке?

Слайд 3Определение темы и цели урока.
Тема. Морфология современного русского языка.
Цели. 1)Обобщить и

систематизировать знания по теме «Морфология»;
2) совершенствовать умения и навыки правописания;
3) расширять и углублять предметную компетенцию;
4) воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.
Определение темы и цели урока.Тема. Морфология современного русского языка.Цели. 1)Обобщить и систематизировать знания по теме «Морфология»;

Слайд 4«Мозговой штурм» (работа в 3 группах)
Задание. Используя материал таблиц, каждой группе

подготовить сообщение о том, по каким основным признакам распределяют слова по частям речи.

«Мозговой штурм» (работа в 3 группах)Задание. Используя материал таблиц, каждой группе подготовить сообщение о том, по каким

Слайд 5Таблица для 1 группы. ОГЗ.

Таблица для 1 группы. ОГЗ.

Слайд 6Таблица для 2 группы. МП

Таблица для 2 группы. МП

Слайд 7Таблица для 2 группы. МП

Таблица для 2 группы. МП

Слайд 8Таблица для 2 группы. МП

Таблица для 2 группы. МП

Слайд 9Таблица для 3 группы. СР

Таблица для 3 группы. СР

Слайд 10Практическая работа.
Задание 1. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Устно разберите выделенные

сова как части речи.
Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания в нём чувства человеческого достоинства. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние но только внутренняя духовная животворная сила труда служит источником человеческого достоинства нравственности и счастья. Труд истинный и непременно свободный потому что другого труда нет и быть не может имеет такое значение для жизни человека что без него она теряет свою цену. (К.Д.Ушинский)
Практическая работа.Задание 1. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Устно разберите выделенные сова как части речи.  Свободный

Слайд 11Практическая работа.
Задание 2. Прочитайте текст, расскажите о переходе причастий в имена

прилагательные. Запишите 5-6 примеров употребления причастий и омонимичных им имён прилагательных в составе предложения.
Понятно, когда говорят «заинтересованный человек». А вот может ли быть «заинтересованный разговор»?
Отвечая на этот вопрос, отметим, что здесь мы можем иметь дело с разными частями речи. В одном случае – это причастие. Например: заинтересованный чем-нибудь человек. Но другое дело, скажем, заинтересованный взгляд, заинтересованный вид или заинтересованная сторона. Во всех этих сочетаниях слово заинтересованный выступает в роли и значении прилагательного. Именно прилагательного, а не причастия. Так же, как и в сочетаниях типа заинтересованный разговор или заинтересованный диалог. Все подобные словосочетания появились в современной русской речи вполне закономерно. Дело в том, что в нашем языке происходит постоянный процесс перехода причастий в прилагательные.
Практическая работа.Задание 2. Прочитайте текст, расскажите о переходе причастий в имена прилагательные. Запишите 5-6 примеров употребления причастий

Слайд 12Практическая работа.
Задание 3. Составьте предложения, в которых приведённые слова выступали бы

в роли разных членов предложения.
Инженер – в роли подлежащего, сказуемого, дополнения.
Учиться – в роли сказуемого, подлежащего.
Мужественный – в роли определения, сказуемого.
Практическая работа.Задание 3. Составьте предложения, в которых приведённые слова выступали бы в роли разных членов предложения.Инженер –

Слайд 13Практическая работа.
Задание 4. Выразительно прочитайте отрывок. Спишите его, подчеркните слова, относящиеся

к служебным частям речи. Какова их роль в речи? Объясните постановку знаков препинания и орфограммы на месте пропусков.

Какое старое, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна сама эта дорога: ясный день, осе…ие листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней пр…жмёмся в углу!... А ночь! Небесные силы! Какая ночь свершает…ся в вышине! А воздух, а небо, а далёкое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необ…ятно, звучно и ясно ра…кинувшееся!... (Н.В.Гоголь)

Практическая работа.Задание 4. Выразительно прочитайте отрывок. Спишите его, подчеркните слова, относящиеся к служебным частям речи. Какова их

Слайд 14Сопоставительная работа.
Задание. Сопоставьте слова. Чем они различаются? Когда употребляются? Составьте и

запишите предложения, включив в них данные слова.
Трудящийся – труженик, учащийся - ученик, командующий – командир, служащий – служитель, приехавший – приезжий.

Сопоставительная работа.Задание. Сопоставьте слова. Чем они различаются? Когда употребляются? Составьте и запишите предложения, включив в них данные

Слайд 15Решение морально-коммуникативной задачи. Задание. Как в тексте переосмысливается значение «формулы вежливости»? К

какой части речи обычно относятся слова речевого этикета? Какую роль играют они в предложении?

- Будьте здоровы! – каждодневно обращаемся мы к окружающим с обычными житейскими просьбами что-то передать, сообщить, принести, отправить. Говорим, как и положено, из вежливости. А может быть, стоит чаще обращать эти слова и к самим себе, памятуя о глубинном их смысле. Разве не замечаем мы, как становится радостнее у нас на душе, когда улучшается настроение у тех, кто вокруг нас. Благородный пример в конечном счёте заразителен. Добрые дела порождают цепную реакцию. Так будем же добрее!

Решение морально-коммуникативной задачи. Задание. Как в тексте переосмысливается значение «формулы вежливости»? К какой части речи обычно относятся

Слайд 16«Мозговой штурм».
Задание. Два ученика затеяли спор. Один утверждал, что

слова тепло, лихо, зло, подряд – имена существительные, а другой доказывал, что это наречия. Каково ваше мнение?
«Мозговой штурм».  Задание. Два ученика затеяли спор. Один утверждал, что слова тепло, лихо, зло, подряд –

Слайд 17Рефлексия.
Сколько частей речи в русском языке?
Чем отличаются служебные части речи от

самостоятельных частей речи?
Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи?
В чём особенности междометия как части речи?
Рефлексия.Сколько частей речи в русском языке?Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных частей речи?Чем отличается наречие от

Слайд 18Подведение итогов урока.
Какие цели, которые были поставлены в начале урока, достигнуты?
Цели.

1)Обобщить и систематизировать знания по теме «Морфология»;
2) совершенствовать умения и навыки правописания;
3) расширять и углублять предметную компетенцию;
4) воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Подведение итогов урока.Какие цели, которые были поставлены в начале урока, достигнуты?Цели. 1)Обобщить и систематизировать знания по теме

Слайд 19Домашнее задание.
Повторить теоретический материал по теме «Морфология».
Упр. 20, морфологический разбор слов

из последнего предложения: телефонный, превращает, он.
Группе учеников (2-3 человека) подготовить 7-8 вопросов к лингвистической викторине «Части речи русского языка».
Домашнее задание.Повторить теоретический материал по теме «Морфология».Упр. 20, морфологический разбор слов из последнего предложения: телефонный, превращает, он.Группе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть