Слайд 1СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ НА ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 2ПЕРВАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ НА ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТА, КОТОРЫЙ ДВАЖДЫ ПРОСЛУШИВАЕТСЯ В АУДИОЗАПИСИ. ВАМ ПРИДЁТСЯ НЕ ТОЛЬКО «ВКЛЮЧИТЬ» ПАМЯТЬ, НО И ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ВЫДЕЛЯЯ В НЕЙ САМОЕ ГЛАВНОЕ, СУЩЕСТВЕННОЕ.
Слайд 3СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ — ТЕКСТ В СОКРАЩЕНИИ, БЕЗ МЕЛКИХ ПОДРОБНОСТЕЙ И ВТОРОСТЕПЕННОЙ
ИНФОРМАЦИИ. ЭТО ЧТО-ТО ВРОДЕ ГРАМОТНО СОСТАВЛЕННОГО КОНСПЕКТА.
СЖАТЫМ СЧИТАЕТСЯ ТЕКСТ, СОКРАЩЁННЫЙ НА 1/3. ОДНАКО НА ОГЭ ТРЕБОВАНИЯ НЕСКОЛЬКО ДРУГИЕ. В ДЕМОВЕРСИИ ОГЭ 2017 ГОДА В ТЕКСТЕ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ 171 СЛОВА, А ТРЕБУЕМЫЙ ОБЪЁМ ИЗЛОЖЕНИЯ — ОТ 70 ДО 90 СЛОВ.1/2!
Слайд 4КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ В ФОРМАТЕ ОГЭ?
ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ НУЖНО В СООТВЕТСТВИИ
С УТВЕРЖДЁННЫМИ КРИТЕРИЯМИ, ПОСКОЛЬКУ ИМЕННО ПО НИМ ЭКСПЕРТЫ ОЦЕНИВАЮТ РАБОТУ.
Слайд 6ОТ ВАС ТРЕБУЕТСЯ ИЗЛОЖИТЬ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА. ПОСТАРАЙТЕСЬ НИЧЕГО НЕ
УПУСТИТЬ, ДОБАВЛЯТЬ ЧТО-ТО «ОТ СЕБЯ» ТОЖЕ НЕ СТОИТ. ЭКСПЕРТ СМОТРИТ, УДАЛОСЬ ЛИ ВАМ ОТРАЗИТЬ ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕМЫ ТЕКСТА — И ВЫСТАВЛЯЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ БАЛЛ.
Слайд 7ЧТО ТАКОЕ МИКРОТЕМА?
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ОДНОЙ ОБЩЕЙ ТЕМОЙ (НАПОМНИМ, ТЕМА —
ЭТО ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ). БОЛЬШАЯ ТЕМА, КАК ПРАВИЛО, РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО МАЛЕНЬКИХ ПОДТЕМ — МИКРОТЕМ. НЕ СЛУЧАЙНО И ТЕКСТ ПО СМЫСЛУ ОБЫЧНО ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ЧАСТЕЙ — АБЗАЦЕВ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО МИКРОТЕМА — ЭТО ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ АБЗАЦА. (НЕ ПУТАЙТЕ ТЕРМИНЫ «АБЗАЦ» И «МИКРОТЕМА» — ЭТО РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ, И АБЗАЦНОМУ ЧЛЕНЕНИЮ ПОСВЯЩЁН ДРУГОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ)
Слайд 9ЧТО ТАКОЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА?
ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА ПОТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕРАБОТКА СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В
НЁМ ИНФОРМАЦИИ. ЭТА ИНФОРМАЦИЯ «ФИЛЬТРУЕТСЯ» — ВЫ ОСТАВЛЯЕТЕ ГЛАВНОЕ И ОТСЕКАЕТЕ ВТОРОСТЕПЕННОЕ.
ТЕКСТ СОКРАЩАЕТСЯ ПО ПРАВИЛАМ. ОДНО ИЗ НИХ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТСЯ ПРИЁМАМИ СЖАТИЯ (ИХ ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ЯЗЫКОВЫМИ ПРИЁМАМИ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА). ЕСЛИ ВЫ ВЛАДЕЕТЕ ЭТИМИ ПРИЁМАМИ, ВАМ БУДЕТ НЕТРУДНО ИЗЛОЖИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА В ЛАКОНИЧНОЙ И ПОНЯТНОЙ ФОРМЕ.
Слайд 10ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:
1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.
ЭТОТ ПРИЁМ СВЯЗАН С ИСКЛЮЧЕНИЕМ, «ВЫЧЁРКИВАНИЕМ» ВТОРОСТЕПЕННОЙ
ИНФОРМАЦИИ, И НЕКОТОРЫЕ ШКОЛЬНИКИ СЧИТАЮТ ЕГО САМЫМ ЛЁГКИМ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, РАЗВЕ СЛОЖНО ЗАЧЕРКНУТЬ В ТЕКСТЕ КАКИЕ-ТО СЛОВА ИЛИ ДАЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
ОДНАКО НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ИСКЛЮЧАТЬ ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ – РИСКУЕТЕ ПОТЕРЯТЬ БАЛЛЫ. ОТСЕКАЕТСЯ ТОЛЬКО ВТОРОСТЕПЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ!
Слайд 11ИСКЛЮЧАЕМ ПОВТОРЫ. ПРИМЕР: НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ СОВЕСТЛИВОСТЬ, НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ СПОСОБНОСТЬ К СОСТРАДАНИЮ. – НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ
В ДЕТЯХ СОВЕСТЛИВОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ К СОСТРАДАНИЮ.
МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ СИНОНИМЫ (ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО). ПРИМЕР: ГЛАЗА МАЛЬЧИКА ЗАСИЯЛИ, ЗАСВЕРКАЛИ, ЗАИСКРИЛИСЬ. – ГЛАЗА МАЛЬЧИКА ЗАСИЯЛИ.
ИСКЛЮЧАЕМ УТОЧНЕНИЯ, ПОЯСНЕНИЯ: СЕСТРА ЖИЛА НЕПОДАЛЁКУ, НА СОСЕДНЕЙ УЛИЦЕ. – СЕСТРА ЖИЛА НЕПОДАЛЁКУ.
Слайд 12ВОЗМОЖНО ИСКЛЮЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ДАЖЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАКЛЮЧАЮЩИХ НЕСУЩЕСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ. ЗДЕСЬ ВАЖНО НЕ ПЕРЕПУТАТЬ
ВТОРОСТЕПЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ С ГЛАВНОЙ, СУЩЕСТВЕННОЙ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ.
Слайд 132. ОБОБЩЕНИЕ.
ЗАМЕНЯЕМ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. ПРИМЕР: МЫ НАРВАЛИ РОМАШЕК, КОЛОКОЛЬЧИКОВ, ВАСИЛЬКОВ.
– МЫ НАРВАЛИ ЦВЕТОВ (РАЗНЫХ ЦВЕТОВ).
Слайд 14ОБОБЩАЕМ ИНФОРМАЦИЮ, ЗАМЕНЯЯ ФРАГМЕНТ ТЕКСТА СИНОНИМИЧНЫМ (БЛИЗКИМ ПО СМЫСЛУ) ВЫРАЖЕНИЕМ.
ПРИМЕР: ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ
ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ С ТОГО САМОГО ВОЗРАСТА, КОГДА ДЕЛАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ШАГИ, ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ПРИВЫЧКИ, ПРОИЗНОСЯТСЯ ПЕРВЫЕ СЛОВА. – ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ С РАННЕГО ДЕТСТВА.
Слайд 153. УПРОЩЕНИЕ.
ЭТОТ ПРИЁМ СЖАТИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СТРУКТУРНОМ УПРОЩЕНИИ ФРАГМЕНТА ТЕКСТА. ДЛЯ
ЭТОГО МОЖНО ОБЪЕДИНИТЬ НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОДНО. ПРИМЕР: ГОДЫ ИДУТ. ПИСАТЕЛЬ ВСЁ ДАЛЬШЕ УХОДИТ В ИСТОРИЮ, НЕ СТАРЕЮТ ЛИШЬ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. – ГОДЫ ИДУТ, НО КНИГИ ПИСАТЕЛЯ НЕ СТАРЕЮТ (В ЭТОМ ПРИМЕРЕ НАРЯДУ С УПРОЩЕНИЕМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ И ИСКЛЮЧЕНИЕ).
Слайд 16ВОЗМОЖНА ЗАМЕНА СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫМ: АВИАМОДЕЛИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ, УЧАСТВУЮТ В СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ. –
АВИАМОДЕЛИ, СНАБЖЁННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ, УЧАСТВУЮТ В СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ.
ПРЯМУЮ РЕЧЬ В СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ ЛУЧШЕ ЗАМЕНИТЬ КОСВЕННОЙ. ЭТО ЕЩЁ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ УПРОЩЕНИЯ. ПРИМЕР: ВОДИТЕЛЬ СКАЗАЛ: «Я ДОВЕЗУ ВАС ДО ВОКЗАЛА ЗА ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ». – ВОДИТЕЛЬ СКАЗАЛ, ЧТО ДОВЕЗЁТ НАС ДО ВОКЗАЛА ЗА ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ.
Слайд 17ВОЗМОЖНА ЗАМЕНА СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫМ: АВИАМОДЕЛИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ, УЧАСТВУЮТ В СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ. –
АВИАМОДЕЛИ, СНАБЖЁННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ, УЧАСТВУЮТ В СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ.
ПРЯМУЮ РЕЧЬ В СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ ЛУЧШЕ ЗАМЕНИТЬ КОСВЕННОЙ. ЭТО ЕЩЁ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ УПРОЩЕНИЯ. ПРИМЕР: ВОДИТЕЛЬ СКАЗАЛ: «Я ДОВЕЗУ ВАС ДО ВОКЗАЛА ЗА ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ». – ВОДИТЕЛЬ СКАЗАЛ, ЧТО ДОВЕЗЁТ НАС ДО ВОКЗАЛА ЗА ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ.
Слайд 18ПАМЯТКА «КАК РАБОТАТЬ НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ»
ПРИ ПЕРВОМ ЧТЕНИИ:
- ВНИМАТЕЛЬНО ПРОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТ,
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ;
- ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА (О ЧЕМ ТЕКСТ?), ИДЕЮ (ЧЕМУ УЧИТ ТЕКСТ?);
- ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛЬ ТЕКСТА, ТИП РЕЧИ (ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ), А ЗАТЕМ СОХРАНЯЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТОГО ТИПА РЕЧИ ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ;
- ЗАПОМНИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ, РАССУЖДЕНИЙ;
- ОПРЕДЕЛИТЕ КОЛИЧЕСТВО АБЗАЦЕВ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА;
- СОСТАВЬТЕ ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА, ВЫДЕЛЯЯ МИКРОТЕМЫ КАЖДОЙ ЧАСТИ И ОЗАГЛАВЛИВАЯ ИХ.
- ПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ПУНКТОВ ПЛАНА, ОСТАВЛЯЯ МЕСТО ДЛЯ ЗАПИСИ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ.
Слайд 19ПОСЛЕ ВТОРОГО ЧТЕНИЯ:
- РАЗДЕЛИТЕ ТЕКСТ НА СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИ:
НАЧИНАЙТЕ РАБОТУ ПО КОМПРЕССИИ ТЕКСТА;
ПОМНИТЕ: СЖИМАЯ ТЕКСТ, НЕОБХОДИМО ПЕРЕДАТЬ ГЛАВНОЕ В КАЖДОМ АБЗАЦЕ И ВО ВСЕМ ТЕКСТЕ В ЦЕЛОМ, А ДЛЯ ЭТОГО
ИСКЛЮЧИТЕ ВТОРОСТЕПЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ,
ОБОБЩИТЕ ЕДИНИЧНЫЕ ФАКТЫ,
ЗАМЕНИТЕ КОНКРЕТНОЕ ОБОБЩАЮЩИМ;
СОХРАНЯЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ДАННОГО ТЕКСТА В ИЗЛОЖЕНИИ,
ИСПОЛЬЗУЙТЕ АВТОРСКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ;
- НАПИШИТЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КАЖДОЙ ЧАСТИ, СВЯЖИТЕ ИХ МЕЖДУ СОБОЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ;
- СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ СОДЕРЖАНИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА БЫЛО ПЕРЕДАНО БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ;
- НАПИШИТЕ ЧЕРНОВИК ИЗЛОЖЕНИЯ, ВНИМАТЕЛЬНО ПРОВЕРЬТЕ ЕГО.