Слайд 4Имя числительное
1. Часть речи, которая обозначает кол-во предметов, число, а также
порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой?
2. Имена числительные: количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам.
3. Имена числительные могут быть разными членами предложения.
Слайд 5Ь на конце и в середине числительных
1. Выпишите составные числительные:
875 килограммов, 16 тонн,
11 туфель, 900 граммов,
17 брелоков, 25 гектаров,
8 пар чулок, 15 пар сапог,
60 мандаринов, 678 байтов.
Слайд 6Ь на конце и в середине числительных
2. Спишите порядковые числительные:
18 булочных, 77 помощников,
11 сменщиков, 32 письма,
989 гвоздиков, 19 каменщиков,
15-й день, 716 сельдей, в 2018 году.
Слайд 7Ь на конце и в середине числительных
Ь на конце числительных
От 5
до 20 и 30.
Запомнить!
Пятнадцать
Шестнадцать
Семнадцать
Восемнадцать
Девятнадцать
Ь в середине числительных
От 50 до 80, от 500 до 900.
Слайд 8Порядковые числительные
1. Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их в Р.п.,
П.п.
15, 58, 581, 29, 765, 995.
Рабочая тетрадь с. 53 зад. 90
Слайд 9Порядковые числительные
2. Прочитайте предложения, правильно употребив числительные, определите каким членом предложения
являются числительные.
Первый междугородный телефонный разговор состоялся 31 декабря между Петербургом и Москвой.
Первая телефонная станция открылась в 1882 году в Москве.
Слайд 10Порядковые числительные
Обозначают порядок однородных предметов при счёте и отвечают на вопрос: какой?
какая? какое? какие?
Примеры: первый день, две тысячи пятнадцатый год, тридцать седьмой рейс.
Они изменяются по падежам, числам и родам (в ед.ч.). Пример: в шестом классе.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Пример: в тысяча девятьсот пятом году.
Слайд 11Разряды количественных числительных
Числительные, обозначающие целые числа: сто, один, пятьдесят.
Дробные числительные: две
третьих, три четвёртых.
Собирательные числительные (несколько предметов, как одно целое): двое друзей.
Слайд 12Числительные, обозначающие целые числа
Слайд 13Числительные, обозначающие целые числа
Слайд 14Числительные, обозначающие целые числа
В Р., Д. и П.п количественных числительных от
5 до 30 в окончании пишется буква и:
К двадцати годам.
У составного КЧ склоняются все слова, из которых оно состоит:
Семисот шестидесяти пяти (рублей), семьюстами шестьюдесятью пятью (рублями).
Полтора: в И. и В.п.- полтора, полторы; в остальных – полУтора.
Полтораста: И.,В.п.- полторАста (страниц);
Р., Д., Т., П.п. – полУтараста.
Слайд 15Числительные, обозначающие целые числа
Запишите числительные словами:
19 грибов,
доволен 76 учениками,
в
моей библиотеке более 300 книг,
с 489 пассажирами,
из 700 килограммов,
дарить 875 детям радость.
Слайд 16Дробные числительные
КЧ/ПЧ: 3/7 три седьмых
Числительное, обозначающее целое число/ прилагательное во
мн.ч. – к трём седьмым (Д.), с тремя седьмыми (Т.).
Прочитайте правильно арифметические примеры:
14/7 + 5/7; 4/8 + 1/8; 49,4 + 0,010;
12/7 – 1/7.
Слайд 17Собирательные числительные
Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро
сочетаются:
а) с сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат;
б) с сущ., употребляющимися только во мн.ч.: двое саней, трое ножниц.
в) с сущ., обозначающие парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок);
г) с личными местоимениями: их было четверо.
С обоими мальчиками, НО с обеими девочками.
Слайд 18Культура речи
(Четыре, четверо) медвежат;
(две, два) студентки;
(пять, пятеро) суток;
(три, трое)
ворот;
(двоими, двумя) ножницами; (шесть, шестеро) юношей;
(семь, семеро) апельсинов.
Слайд 19Устная работа
- А теперь устно закрепим употребление собирательных числительных оба, обе.
По
обоим сторонам дороги тянулись поля.
Русла обоих рек песчаные.
Склоны обеих оврагов размыты ливнями.
Обоим спортсменкам не повезло в финале.
Держи книгу обеими руками.
На обоих стенах висели стенды.
Слайд 20Разноуровневые задания
спишите предложения, определите, каким членом предложения являются числительные.
Десять делится на
два.
Двое были в горах.
Рассмотрим чертёж на девятой странице.
Занятия спортивной секции начинаются в три часа.
нужно раскрыть скобки.
Трист… ки (л, лл) ометров,
ми (л, лл) он книг,
бидон с (девяносто литров) молока,
четырест… туристов,
в (сорока сочинений) учащихся.
Слайд 21Морфологический разбор имени числительного
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Нач.ф.
(И.п., у ПЧ – И.п. ед.ч. муж.р.).
2. Пост. признаки: а) прост. или сост.; б) КЧ (целое, дробное, собирательное) или ПЧ.
3. Непост. признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Слайд 22Сделайте морфологический разбор числительных
В этом крае намолотили свыше 250 тысяч тонн
зерна.
Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров, а Азовского – не более 14.
В Мировом океане обитает свыше 1800 видов рыбы.
В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860 году.
Готовимся к знаменательной дате 8 марта.
Слайд 23Планета «Ребус»
Прочитайте ребусы:
7-я,
40-а,
100-л,
е-2,
о-5,
с-3-ж.
Слайд 24Выписать имена числительные.
Тройка; семилетка; десять; единица; присоединять; один; три; шестой; тысяча;
шестилетний; четырехугольный; трижды; вдвое; пятидневка; пятак; семеро; миллион; в-третьих; тысячный; семерка; третий; четверть.
Слайд 25Планета «Знатоки»
Тест №1. Укажите строчку, в которой все числительные написаны правильно.
1.
Десять, шестьдесять, шестнадцать, шестсот, шестеро.
2. Девять, девятнадцать, девятьсот, девятый, девяносто.
3. Первы, второй, седьмой, васьмой, девятый.
Слайд 26
1. Десять, шестьдесять, шестнадцать, шестьсот, шесть.
2. Девять, девятьнадцать, девятьсот, девяносто.
3. Первый,
второй, васьмой, девятый.
Слайд 27Тест №2. укажите то единственное число, которое написано правильно.
1. Пятьдесять
2. Пятьдесят.
3.
Пятдесять.
4. Пятдесят.
1. Шестьдесять.
2. Шестьдесят.
3. Шестдесят.
4.Шестдесять
Слайд 28Полевской раскинулся в в_рховьях реки (Ч, ч)усовой, в 51 ки(л, лл)омметре
к юго(западу) от Екатер_нбурга, и в 10 – от железной дороги Екатер_нбург – Челябинск.
Город – признанный центр уральской мета(л, лл)ургии. Его окрес(?)ности богаты полезными ископаемыми.
Задания к тексту:
1. Прочитать текст.
2. Объяснить орфограммы в словах.
Назовите числительные в этом тексте.
Как вы узнали, что именно эти слова числительные?