Слайд 1Урок русского языка
в 8 классе
на тему «Деловое письмо»
Слайд 2Цели урока
познакомиться с правилами составления делового письма, его композицией, этикетными нормами,
повторить сведения о деловом стиле;
развивать творческое воображение, аналитическое мышление, а также навык применения полученных знаний в разных социальных областях,
формировать культуру письменной и устной речи, воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Слайд 3Деловое письмо - официальная корреспонденция различных типов, которая направлена от имени
одной организации, учреждения или частного лица другой организации, а также от одного лица другому лицу.
Слайд 4 …сообщаю, что квартира No10 подозрительна в смысле самогона,
который, вероятно, варит гражданка Гусева и дерет окромя того с трудящихся три шкуры. А когда, например, нетути денег или вообще нехватка хушь бы одной копейки, то в долг нипочем не доверяет, и еще, не считаясь, что ты есть свободный обыватель, пихают в спину.
А еще сообщаю, как я есть честный гражданин, что квартира No3 тоже, без сомнения, подозрительна по самогону… А сама вредная гражданка заставляет ждать потребителя на кухне и в помещение, чисто ли варят, не впущает. А в кухне ихняя собачонка, системы пудель, набрасывается на потребителя и рвет ноги. Эта пудель, холера ей в бок, и мене ухватила за ноги. А когда я размахнулся посудой, чтоб эту пудель, конечно, ударить, то хозяйка тую посуду вырвала у меня из рук и кричит:
- На, говорит, идол, обратно деньги. Не будет тебе товару, ежели ты бессловесную животную посудой мучаешь.
(М.Зощенко «Честный гражданин»)
Слайд 5Вопросы
Можно ли считать письмо в милицию честного гражданина деловым письмом? Почему?
Автор
письма пытался создать деловой стиль, найдите приемы, которые он использовал.
Если бы такой гражданин обратился к Вам за помощью в составлении письма, как бы Вы поправили текст?
Что Вы можете сказать о нравственном облике героя?
Слайд 6Композиция делового письма
Адрес получателя.
Выходные данные отправителя.
Обращение к получателю и/или
приветствие.
Формулы вежливости, устанавливающие контакт, подготавливающие сообщение или мотивирующие обращение именно к этому адресату.
Деловое сообщение с деталями.
Практические выводы или предложения по развитию контактов.
Заключительные формулы вежливости, прощание.
Подпись, контактные данные отправителя.
Слайд 7Виды деловых писем
По функциональному признаку деловые письма бывают:
инициативные (письма, требующие письма-ответа)
неинициативные
(письма, не требующие письма-ответа).
По виду деловые письма могут строиться, как
инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация);
письмо-просьба;
письмо-приглашение;
письмо-подтверждение;
письмо-извещение;
письмо-напоминание;
письмо-предупреждение;
письмо-декларация (заявление);
письмо-распоряжение;
письмо-отказ;
сопроводительное письмо;
гарантийное письмо;
информационное письмо.
Слайд 8Обращение к адресату
Учитываются служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства.
Наиболее общими формулами обращения в деловых письмах являются следующие: Уважаемый господин (фамилия)!...Уважаемая госпожа (фамилия)!
При обращении к высшим должностным лицам возможно указание должности (без фамилии): Уважаемый господин председатель! Уважаемый господин министр!
В письмах-приглашениях, поздравлениях, извещениях следует обращаться к адресату по имени-отчеству: Уважаемый Иван Иванович!
В отдельных случаях, когда адресат обобщен или точно не определен (например, это потребители или партнеры), возможны обращения: Уважаемые коллеги!... Дорогие друзья!
Слайд 9Тональность деловых писем Использование средств этикета
Деловые письма должны определять корректность и
оптимизм. Убедительность делового послания зависит от выбранного стиля письма. Убеждает не только информация, изложенная в письме, но и тональность, в которой ведется переписка.
Использование средств этикета может смягчить отрицательную для адресата информацию: «По нашему мнению, предлагаемые Вами цены слишком высоки, поэтому приобретение Вашей продукции невыгодно для нашего предприятия… Мы надеемся на то, что изменение Вами ценовой политики приведет к успешному сотрудничеству между нашими компаниями»
Слайд 10Завершение делового письма
Если письмо начинается с формулы «Здравствуйте!», то завершать его
надо прощанием: «До свидания, Всего доброго!» Далее желательны формулы вежливости «С надеждой на сотрудничество» или более нейтральное: «С уважением». И потом — имя-фамилия, если необходимо — должность и контактные данные отправителя.
Если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату «Уважаемый Иван Иванович!», то в конце текста можно не прощаться, но перед подписью обязательно необходимо использовать формулу вежливости: «С уважением, Иван Петров».
Слайд 11Электронное письмо
Является относительно новым видом делового общения, в котором есть
свои особенности, отличающие ее от традиционного «бумажного» общения.
Официальные и деловые письма лучше писать на бланках фирмы, которые должны быть в Вашем компьютере в электронном виде. На таком бланке нужно разместить логотип, адрес и телефоны организации. При этом следует применять те же строгие структуру и стиль письма, как и в бумажном письме.
Не допускается использование различных шрифтов, графических изысков, в том числе и «смайликов» .
Не допускается смешение кириллицы и латинского шрифта, используемого для транслитерации: tak pisat ne nado.
Считается дурным тоном отправлять письма без указания темы.
Если Вы получили деловое письмо, рекомендуется сразу же направить в ответ краткое уведомление о получении письма. Более детальный ответ можно выслать позже, если это необходимо.
Грамматические и орфографические ошибки в деловой переписке категорически недопустимы.
Послания должны быть краткими и информативными, приветствуется строгий деловой стиль общения.
Слайд 12Подпись
Подпись должна включать в себя фамилию и имя, корпоративный электронный адрес,
а также наименование компании и контактный телефон. Например:
С уважением, Иван Петров,
руководитель отдела интегрированного маркетинга ИА «Интер-медиа» petrov@intermedia.ru(495) 123—45—67»
Слайд 13Рефлексия
Кому pochta_jula@mail.ru
Тема
Уважаемая Светлана Фёдоровна!
Мы очень волновались, готовясь
к открытому уроку с незнакомым учителем!
Просим Вас учитывать это на следующем уроке и поощрить наше старание!
Еще спешим уведомить Вас, что домашнее задание мы также не сделали!
До свидания, Ваш 8А класс !