Слайд 2 Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои
подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем».
Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери.
Слайд 3 Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь.
Он толкнул её и –
о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!
Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».
Как вы понимаете основную мысль этой притчи?
Какое отношение эта притча имеет к работе над сочинением ЕГЭ?
Слайд 4Размер сочинения
Объем- от 150 до 300 слов
Слайд 51. Вступление: формулировка проблемы.
2. Комментарий проблемы.
3. Определение позиция автора по проблеме.
4.
Согласие с авторской позицией.
Собственный тезис.
5. Первый аргумент.
6. Второй аргумент.
7. Вывод.
Композиция сочинения
Слайд 7Сочинение по прочитанному тексту - это синтез двух рассуждений:
первое рассуждение
от лица автора исходного текста;
второе рассуждение – ваше собственное видение проблемы.
Слайд 81.Формулировка проблемы.
2. Комментарий исходного текста.
3. Позиция автора.
От автора исходного текста
4.Согласие
с точкой зрения автора.
5.Аргумент 1
6.Аргумент 2.
7. Вывод.
От вашего лица
Слайд 9Почему план сочинения именно такой?
Слайд 10Критерии проверки и оценки
выполнения заданий в 2017г.
К-1. Выявлена ли
проблема текста (0-1)
К-2. Комментарий по поводу проблемы (0-3)
К-3. Позиция автора (0-1)
К-4. Собственное мнение и его аргументация
(3 балла – 2 аргумента, один из которых из литературного произведения),
2 балла – 2 аргумента не из литературного произведения или 1 аргумент из литературы,
1 балл – 1 аргумент из жизни,
0 баллов – нет аргументов)
Слайд 11К-5. Смысловая целостность и композиционная стройность (0-2)
К-6. Точность, богатство и выразительность
речи (0-2)
К-7. Соблюдение орфографических норм (0-3)
К-8. Соблюдение пунктуационных норм (0-3)
К-9. Соблюдение языковых норм (0-2)
К-10. Соблюдение речевых норм ( 0-2)
К-11. Соблюдение этических норм (нет сленга, жаргона и т.д.) (0-1)
К-12. Фактологическая точность (0-1)
Максимальное количество – 24 балла.
Слайд 121.Что такое проблема текста?
Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор
текста. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа.
Если в исходном тексте присутствует риторический вопрос, то, как правило, его можно использовать в сочинении в качестве проблемного вопроса.
Слайд 13Способы формулирования проблемы
1. Описательный способ: «проблема + сущ. в Р.п.»
Автор
поднимает проблему внешней и внутренней красоты.
2. Вопросительный способ: в виде вопросительного предложения.
Как соотносятся духовное и материальное начала в жизни человека? Над этой проблемой задумывается автор текста…
Формулируем проблему
Слайд 152. Комментарий проблемы
Комментарий – это выборочный анализ текста.
Необходимо различать пересказ и
комментарий!!!
Пересказ – это то, что делают герои текста.
Комментарий – это то, что делает автор!!!
Что делает автор?
Автор отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, рассматривает.., сопоставляет…, доказывает…, убеждает… и т.п.
Слайд 17Клише для комментария проблемы
Автор говорит о том, что…
Автор обращает внимание на…
Автор
особо подчёркивает…
Автор противопоставляет...
Автора волнует (тревожит) …
Автор восхищается…
Автор отвергает (доказывает, убеждает, иронизирует…)
Не следует писать Автор показывает на примере… Велика вероятность речевой ошибки!!!
Слайд 18 3. Авторская позиция
Позиция автора – это главная мысль текста, это
вывод, к которому приходит автор, рассуждая над проблемой.
Способы выражения авторской позиции:
Предложение с прямой речью: А: «П».
Автор считает: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».
2. Сложноподчинённое предложение: [ ], ( )
Автор считает, что «создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».
Такие способы выражения позиции автора используем, если текст для написания сочинения публицистического стиля!!!
Слайд 19 Авторская позиция
Позиция автора – это главная мысль текста, это вывод,
к которому приходит автор, рассуждая над проблемой.
Если текст художественного стиля, то ищем в нём:
- слова-маркеры,
- оценочную лексику,
- средства выразительности,
- вводные слова,
- побудительные предложения.
Слайд 20 Клише для формулировки авторской позиции
Позиция автора такова:
…
Позиция автора, на мой взгляд, может быть сформулирована следующим образом: …
Автор убеждает нас в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, но логика текста убеждает нас в том, что…
Автор считает, что…
Автор призывает нас к …
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу: …
Слайд 21 4. Согласие с авторской позицией. Собственный тезис.
Если мы не
согласимся с авторской позицией, нам придётся подбирать контраргументы. А это усложнит задачу.
Тексты, предлагаемые на ЕГЭ, не носят полемический характер, в них всегда можно найти точки соприкосновения во взглядах на проблему.
Для формулировки собственного тезиса внимательно прочитайте проблемный вопрос и ответьте на него своими словами. Или перечитайте авторскую позицию и напишите её своими словами.
Слайд 225. Первый аргумент.
Первый аргумент может находиться в абзаце с
собственным мнением, а может выделяться в отдельный абзац.
Главное, чтобы два аргумента не объединялись в один абзац!!!
6. Второй аргумент
Помните: одним из важных признаков текста является связность. Следите, чтобы один аргумент плавно перетекал в другой, чтобы логические скрепы соединяли текст в целое.
Слайд 23Аргументы имеют две «весовые» категории.
Двумя баллами оценивается аргумент из художественной,
публицистической или научной литературы.
При этом следует указать автора, название произведения, называются конкретные герои, их поступки, воспроизводятся слова, мысли, которые демонстрируют связь выбранного вами произведения с указанной проблемой.
Все остальные аргументы, а также цитирование пословиц поговорок, афоризмов оценивается 1 баллом.
Аргументы из жизненного опыта оцениваются 1 баллом.
Если аргумент не связан с проблемой текста, то вы получите за него 0 баллов, а также вам поставят 0 баллов по критерию 12 (ошибка в фоновом материале).
Если вы согласитесь с позицией автора, напишете свой тезис, но не приведёте ни одного аргумента, то получите 0 баллов.
Слайд 24Клише для введения аргументов
Вспоминается …
Обратимся к (стоит обратиться к…)
О проблеме,
поднятой автором текста, пишет и …
Для подтверждения сказанного обратимся к произведению…
Для аргументации собственной точки зрения уместны вводные слова. Но следует помнить о чувстве меры, необходимости и целесообразности их употребления!!!!
Слайд 257. Вывод
В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному. Здесь
можно отметить актуальность, общественную или личную значимость данной проблемы.
Не следует писать «Итак, я доказал (а) правильность того-то …»!!!
Слайд 26Алгоритм работы над сочинением
Внимательно прочитайте текст. Подчеркните важные, на ваш взгляд,
фрагменты, фразы, предложения.
Определите среди них главную мысль, которая кажется вам убедительной. Это и будет авторская позиция. Запишите её.
На основе предложения, выражающего позицию автора, сформулируйте вопрос. Это будет постановка проблемы. Запишите проблему описательным способом (слово проблема + сущ. В Р.п.) или в виде вопросительного предложения.
Оставшиеся предложения и фразы станут основой для комментария проблемы.
Слайд 27Алгоритм работы над сочинением
5. Согласитесь с позицией автора и сформулируйте собственный
тезис.
6. Подберите два аргумента, подтверждающие вашу позицию.
7. Сделайте вывод.
8. Запишите сочинение на черновике, соблюдая план.
9. Проверьте количество смысловых частей сочинения (абзацев)
10. Проверьте, нет ли ошибок.
Такой путь поможет избежать ситуации, когда заявлена одна проблема, комментируется другая, а авторская позиция связана с третьей.