Презентация, доклад по русскому языку на тему Чередование гласных в корне слова

Содержание

Цели урока: 1. Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием.2. Уметь применять данное правило на письме.

Слайд 1 ГАОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Фролова Е.И
Тема урока: «Чередующиеся гласные в корне

слова».
Учебник: Русский язык. 10-11 класс,
Н.Г. Гольцова. И.В.Шамшин, М.А.Мищерина
ГАОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Фролова Е.И  Тема урока: «Чередующиеся гласные в корне слова». Учебник:

Слайд 2 Цели урока:
1. Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием.
2. Уметь

применять данное правило на письме.

Цели урока: 1. Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием.2. Уметь

Слайд 3Упр.96 (установить значения слов, вставить пропущенные буквы)
В_рн_саж, к_л_мбур, к_нонада, дефи_,
ид_ома,

та_т_логия, т_п_нимика, ф_н_ма,
э__емизм, к_мп_нент, с_норный, к_горта,
а_ревиатура, без/устали, и_унитет,
Без_н_циативный, ва/банк.
ЛОмти или ломтИ?

Проверка домашнего задания, «орфоэпическая минутка»

Упр.96 (установить значения слов, вставить пропущенные буквы)В_рн_саж, к_л_мбур, к_нонада, дефи_, ид_ома, та_т_логия, т_п_нимика, ф_н_ма, э__емизм, к_мп_нент, с_норный,

Слайд 4Словарный диктант
Вернисаж, каламбур, канонада, дефис,
идиома, тавтология, топонимика, фонема,
эвфемизм, компонент,

сонорный, когорта,
аббревиатура, без устали, иммунитет,
безынициативный, ва-банк.
ЛомтИ - ломОть, ломтЯми, ломтЕй
4 и более - «2»
3 - «3»
2 - «4»
1-0 – «5»
Словарный диктантВернисаж, каламбур, канонада, дефис, идиома, тавтология, топонимика, фонема, эвфемизм, компонент, сонорный, когорта, аббревиатура, без устали, иммунитет,

Слайд 5Принципы русской орфографии
Морфологический
Фонетический
Дифференцирующий
Традиционный

Принципы русской орфографииМорфологическийФонетическийДифференцирующийТрадиционный

Слайд 6Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:
от суффикса, следующим

за корнем;
от ударения;
от буквы, следующей за гласной;
от значения слова.
Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:от суффикса, следующим за корнем;от ударения;от буквы, следующей за

Слайд 71. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем
1. -бир/-бер, -блист/

-блест, -дир/-дер,
-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,
-тир/-тер, -чит/-чет
-и- пишем, если за корнем есть суффикс -а-
стИрАть - стЕреть
расстИлАется - расстЕлить
1. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем1. -бир/-бер, -блист/ -блест, -дир/-дер,-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,-тир/-тер, -чит/-чет-и-

Слайд 82. -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:
занИМАть - занять
сжИМАть –

сжать
3. –кас-/-кос, -лаг-/лож пишется -а-, если есть суффикс -а-
кАсАться - кОснуться
предлАгАть – предлОжить, предлОг
2. -ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:занИМАть - занятьсжИМАть – сжать3. –кас-/-кос, -лаг-/лож пишется -а-, если

Слайд 92. Написание гласных, зависящее от ударения
1. под ударением пишем -а- в

корне -гар-, без ударения -о- в корне -гор-:
загАр – загОрЕть
2. в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением:
зарЯ, зарнИца, но: зОри, зАрево зависят от произношения.
2. Написание гласных, зависящее от ударения1. под ударением пишем -а- в корне -гар-, без ударения -о- в

Слайд 103. -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о-, под ударением -

-а-/-о- в соответствии с произношением:
поклонИться, клАняться, но: поклОн
творИть, твАрь, но : затвОр, притвОра, Утварь
4. -плав-/-плов- в безударном положении -о-
пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха, но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплавОк, плавнИк

3. -клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о-, под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением:поклонИться, клАняться,

Слайд 113. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной
-раст-, -рос- пишется

-а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-:
рОсла, рАсти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.
2. -скак-, -скоч- пишется -а- перед К, -о- перед Ч в безударных корнях:
скАКать, вскОЧить, но: скАЧок, скАЧу.
3. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной-раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в

Слайд 124. Написание гласных, зависящее от значения слова
1. -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от

значения:
-мак- -погружать в жидкость, -мок- -
пропускать жидкость:
мАкать в хлеб, промОкашка
(промОкательная бумага)
2. -равн- пишем -а- в значении «рАвный, одинаковый»;
-ровн- пишем -о- в значении «рОвный, прямой,
гладкий». Но: рАвнина, рОвесник, порОвну, урОвень
– слова-исключения.
4. Написание гласных, зависящее от значения слова1. -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения:-мак- -погружать в жидкость, -мок- -пропускать

Слайд 13Проверим себя!
Какие орфограммы мы изучили?
От чего зависит выбор гласных

в корне?
Какие есть слова-исключения?

Проверим себя! Какие орфограммы мы изучили? От чего зависит выбор гласных в корне? Какие есть слова-исключения?

Слайд 14Слова для диктанта:
сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение,

г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, выг..ревшей, тв..ренье, пл..вущая, пл..вать, утв…рь, ск..чок, приск…кать, вым…кнуть, обм…кнуть, р…вняйсь, ум…рает, заг…релый.
Слова для диктанта: сл…жение, выр…стить, подр…сли, возл…гать, выр…щенный, отр…сль, р…сток, р…стение, г…рит, соприк..саются, уб…рала, заст..лает, выб..рать, з..рница,

Слайд 15Алгоритм:
1. Вижу безударную гласную.
2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной

гласной:
- проверяемая;
- непроверяемая;
- чередующаяся.
3. Вспоминаю условие написания для данного вида.

Алгоритм:1. Вижу безударную гласную.2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:- проверяемая;- непроверяемая;- чередующаяся.3. Вспоминаю условие

Слайд 16Практическая часть. Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной

в корне:

1Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку
можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг,
зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за
собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и
стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой;
как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного солнца

Практическая часть. Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне:1Если нечаянно порежете палец, не

Слайд 17Домашнее задание
1. Выучить параграф № 20.
2. Задание на выбор: упр.

106 или написать письмо от лица дяди Федора почтальону Печкину, используя слова на изученные орфограммы.


Домашнее задание1. Выучить параграф № 20. 2. Задание на выбор: упр. 106 или написать письмо от лица

Слайд 18Письмо дяди Федора
«Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас

проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде вырасли помидоры. Надо соберать. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлогает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить. Услажняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, дядя Фёдор!»
Письмо дяди Федора«Дорогой дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались

Слайд 19Используемый материал:
Учебник: Русский язык. 10-11 класс, Н.Г. Гольцова. И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 2011:

Русское слово. Рекомендован Министерством образования и науки РФ;
Сайт учителя русского языка и литературы http://perova3.jimdo.com/ ;
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/ ;
ЗАВУЧ.инфо http://www.zavuch.ru/ ;
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ .
Используемый материал:Учебник: Русский язык. 10-11 класс, Н.Г. Гольцова. И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 2011: Русское слово. Рекомендован Министерством образования и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть