Презентация, доклад по русскому языку на тему Словообразование (11 класс)

Содержание

Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней,

Слайд 1Словообразование
Подготовила учитель русского языка и литературы Селиванова Н.В.
Подготовка к ЕГЭ в

11 классе
СловообразованиеПодготовила учитель русского языка и литературы Селиванова Н.В.Подготовка к ЕГЭ в 11 классе

Слайд 3Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.

В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)

Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит

Слайд 4Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:
За столом, заваленным большими счётными

листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
Ответ: суффиксальный
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли

Слайд 6Выпишите слово, образованное приставочным способом.

Выпишите слово, образованное приставочным способом.

Слайд 7 Наиболее часто образуются этим способом
существительные с суффиксами –ник, -й(е),

-ок
езда → наездник
берег → побережье
дар → подарок
глаголы с постфиксом –ся
делать → разделаться
наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему
дружеский → по-дружески
зимний → по-зимнему
новый →по-новому
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок    езда →

Слайд 8Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

Слайд 11Выпишите слова, образованные сложением

Выпишите слова, образованные сложением

Слайд 12Неморфологический способ образования

Неморфологический способ образования

Слайд 13Какое слово в данном отрывке образовано путём перехода одной части речи

в другую ?
Какое слово в данном отрывке образовано путём перехода одной части речи в другую ?

Слайд 14В)Переход одной части в другую.
Г)Сложение

В)Переход одной части в другую.Г)Сложение

Слайд 15Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой
Бескрайний, бред, выключатель,

заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая

Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкойБескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться,

Слайд 16Бескрайний← край
бред ← бредить
выключатель← выключать
заколка← заколоть
заново← новый
придворный← двор
хлебозаготовка← хлеб+заготовить+к
педсовет←педагогический совет
разболеться←болеть
подарок←подарить
несущий←нести
услышать←слышать
мель←мелкий

взрослые←взрослые люди
соображая←соображать


Бескрайний← край бред ← бредитьвыключатель← выключатьзаколка← заколотьзаново← новыйпридворный← дворхлебозаготовка← хлеб+заготовить+кпедсовет←педагогический советразболеться←болетьподарок←подаритьнесущий←нестиуслышать←слышатьмель←мелкий   взрослые←взрослые людисоображая←соображать

Слайд 17Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования
1) Иногда бывает сложно определить

способ образования слова, например: никому, перерыв.
Основные шаги при выполнении этого задания.
1) Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ←  кому.

Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования1) Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв.Основные шаги

Слайд 18Как определить способ словообразования:
 
Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно

образовалось данное слово
Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования
Как определить способ словообразования:  Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное словоПопробуй объяснить лексическое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть