Слайд 2Учебная задача в формулировке задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из
проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст, выявив автора позицию по
одной из затронутых в нем проблем, корректно и доказательно выразив собственное отношение к прочитанному. Объём сочинения - не менее 150 слов.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
критерии оценивания части С (это поможет избежать типичных недочетов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);
план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению задания части С;
речевые клише, позволяющие правильно формулировать и грамотно вводить в текст сочинения-рассуждения его составные части: проблему, комментарий к ней, позицию автора, согласие/несогласие пишущего, доказательство собственной точки зрения;
типичные речевые и грамматические ошибки, которые не следует допускать в сочинении-рассуждении по данному тексту.
Слайд 9При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице
нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается.
Слайд 102 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7- орфографических
ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8-пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 - допущено не более 2-х ошибок;
К8 - допущено 1-3 ошибки;
К9 - грамматических ошибок нет;
К10 - допущено не более 1 речевой шибки.
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Слайд 112. План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
Независимо от содержания текста, предлагаемого
на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С:
Сформулировать проблему.
Прокомментировать проблему.
Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
Итоговый вывод (заключение).
Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.
Слайд 123. Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учетом плана и критериев
оценивания
1) Формулировка проблемы
Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для 1 комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной I из главных, а не второстепенной;
дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).
Слайд 13Сформулировать проблему можно двумя способами:
Слайд 14Речевые формулы (клише), используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста
и выбранной пишущим для комментирования:
В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на все
общее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);
Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);
Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема.
Примечание:
сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)..,
Слайд 15Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения:
Что такое война? Как военные действия и
связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:
• помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.
Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни»;
Слайд 16Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
Каждый год ФИПИ включает в состав
КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы нередко повторяются.
Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в данном вопросе.
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:
1. Взаимоотношения отцов и детей.
проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
проблема предательства детьми своих родителей.
Слайд 172. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
проблема влияния детства
на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
Слайд 183. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
проблема роли книги в
интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
Слайд 194. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений
(Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
Слайд 205. Человеческое благородство:
проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный
выбор человека;
проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?)
Слайд 216. Честь и человеческое достоинство:
проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит
утрата моральных ценностей?);
проблема защиты чести и собственного достоинства;
проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми:
проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
проблема истинной дружбы;
проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
Слайд 228. Восприятие человеком окружающего мира
проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за
мелких бытовых неурядиц;
проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека
проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
проблема одинокой старости.
Слайд 2310. Человек и искусство
проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми ( Почему одни
люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы
проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
Слайд 2412. Бережное отношение человека к языку.
проблема экологии языка (Какие изменения происходят
в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?)
13. Человек и власть, которой он наделен
проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею
(Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
Слайд 2514. Сострадание окружающим
проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию
(Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
Слайд 2615. Отношение человека к войне
проблема отношения человека к войне (Почему человеческое
сознание не может принять сам факт войны?);
проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному чело
веку в экстремальных ситуациях?);
проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.
Слайд 27Типы информации в тексте
Фактуальная информация - это сообщение о фактах,
событиях, процессах, упомянутых в тексте.
Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.
Слайд 28Комментарий проблемы
Комментарий - рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Можно выделить
два типа комментария:
Слайд 30Примечание:
Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на
прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему.
Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Речевые клише для введения текстуального комментария:
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что ....
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…
Слайд 31Речевые клише для введения концепционного комментария:
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда,
и известный писатель не обошел ее вниманием....
Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что ... . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к ....
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: … Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:… .
Слайд 32Типичные ошибки при написании комментария:
подробный пересказ исходного текста и его обширное
цитирование, приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима.
Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах данного текста;
формулируется одна проблема, а комментируется другая;
Обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию.
Слайд 33Комментарий
Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой
зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.
Логика комментирования
Проблема 2. Комментарий 3. Позиция автора
Что такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Слайд 34Способы отсылки к тексту
Ссылка на номера предложений
Автор стремится достучаться до читателей,
трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.
Прямое цитирование
«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.
Косвенное цитирование
Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте
Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Слайд 38Пример + пояснение
«Цитата», - пишет автор, чтобы…
«Равнодушие - это паралич души,
преждевременная смерть», - пишет А.П. Чехов, чтобы показать разрушительное влияние нравственной глухоты на внутренний мир человека.
Слайд 40Где обозначать связь между примерами?
✓Указание на связь примеров как зачин в
комментарии:
Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>
✓Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:
<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>
✓Указание на связь примеров как итог комментирования:
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Слайд 41Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым
«Книги, открывающие нас»
Слайд 42Позиция автора
Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о
которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев
Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Обратите внимание: цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментарии.
Слайд 43Речевые клише, используемые для выражении позиции автора
Слайд 45Авторская позиция может выражаться ПРЯМО (в текстах научного, а иногда публицистического
стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и публицистического стилей).
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Следовательно, необходим лингвистический и литературоведческий анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора.
Слайд 46Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:
О чем говорит
автор?
Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?
Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?
Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?
Речевые клише, используемые для формулировки позиции автора исходного текста:
Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: « ». NN убежден: ....
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что...
Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:
Слайд 47Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции
автора:
позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его;
при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
Слайд 48Формулирование собственного мнения
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста
по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развернуто. Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит.
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса).
В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ... (далее идет пример-аргумент).
2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).
Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»...
Слайд 493) Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор
помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей
собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ... (далее идет формулировка важного тезиса)
4) Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: ... (далее идет формулировка важного тезиса).
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.
У меня есть знакомая Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она...
5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет ... (далее идет авторский тезис, вывод). К сожалению, в наше время часто ... (далее идет пример-аргумент).
6) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что ...
Слайд 50Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором
исходного текста.
Слайд 52Пример написания и оценки комментария
Слайд 53(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят
как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже -часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие... (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела... (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не радом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, - только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот...
(10)Разве может возвысить человека такое «добро» - сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни... (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе -много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом - их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека. (20)...Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (ЗО)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет. (А.А.Лиханов)
Слайд 54Пример комментария к сочинению №1. За этот комментарий можно получить 5
баллов.
Автор текста А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника (проблема).
Каждый человек – современник какой-либо эпохи и представитель определенного поколения (общий тезис). А. Лиханов начинает рассуждение с того, что дает общее описание современной молодежи (предложения 1-3): «неподготовленность к взрослой жизни», «пассивность, черствость, бездушие…» (пример-иллюстрация №1). Откуда это берётся? Задает вопрос автор. Отвечая на этот вопрос, А. Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки и престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (предложения 5-13). Эти качества воспитываются только близкими людьми. А если близкие люди «пытаются отгородиться от подростка», то все хорошее, что есть в маленьком человеке, может никогда не раскрыться, не будет развиваться. Пример «неразвитости» доброты, сочувствия по отношению к родным людям показан автором в предложениях 20-27 (пояснение к примеру-иллюстрации 1).
При этом автор подчеркивает еще одну мысль (связь между примерами): «доброте, сочувствию, такту, ответственности» не научит школа, какой бы она ни была. Настоящим «Человеком» подростка могут воспитать только «близкие люди» ) (пример-иллюстрация № 2). Не формально близкие, а по-настоящему, те, кому подросток доверяет (предложения 14-19) (пояснение к примеру-иллюстрации № 2).
Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.
Слайд 55Пример комментария №2. За этот комментарий можно получить 4 балла.
Автор текста
А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника (проблема).
Каждый человек – современник какой-либо эпохи и представитель определенного поколения (тезис). А. Лиханов начинает рассуждение с того, что дает общее описание современной молодежи (предложения 1-3): «неподготовленность к взрослой жизни», «пассивность, черствость, бездушие…» Откуда это берётся? Задает вопрос автор (пример-иллюстрация № 1). (Отсутствует пояснение к примеру-иллюстрации 1.). Автор подчеркивает еще одну мысль (смысловая связь): «доброте, сочувствию, такту, ответственности» не научит школа, какой бы она ни была. Настоящим «Человеком» подростка могут воспитать только «близкие люди» (пример-иллюстрация № 2). Не формально близкие, а по-настоящему, те, кому подросток доверяет (предложения 14-19) (пояснение к примеру-иллюстрации №2).
Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.
Слайд 56Пример комментария №3. За этот комментарий можно получить 3 балла
Автор текста
А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника (проблема).
А. Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки и престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (предложения 5-13). Эти качества воспитываются только близкими людьми. А если близкие люди «пытаются отгородиться от подростка», то все хорошее, что есть в маленьком человеке, может никогда не раскрыться, не будет развиваться (пример-иллюстрация № 1). Пример «неразвитости» доброты, сочувствия по отношению к родным людям показан автором в предложениях 20-27 (пояснение к примеру-иллюстрации № 1).
Слайд 57Пример комментария №4. За этот комментарий можно получить 2 балла
Автор текста
А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника (проблема).
Комментируя данную проблему, хочу сказать, что она раскрывается автором на двух примерах. Предложения 5-13. Автор убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки и престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (пример-иллюстрация № 1). Автор убежден в том, что настоящим «Человеком» подростка могут воспитать только «близкие люди» (пример-иллюстрация № 2).
Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.
Слайд 58Пример комментария №5. За этот комментарий можно получить 1 балл.
Автор текста
А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника.
А. Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки и престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (пример-иллюстрация № 1).
Из текста ясно, что только человек неравнодушный, духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие, ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам не отличаешься. Такова позиция автора.
Слайд 59Образец сочинения, написанного по предложенному выше плану в соответствии с новыми
критериями оценивания части С:
Текст к сочинению № 1
(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене горячо продолжал:
- (З)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (б)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (Н)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
Слайд 60(13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на
моё плечо. - (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
(19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
- (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (ЗО)Как много во всём этом ума и чувства красоты!
(По Л. Андрееву)
Слайд 61Сочинение
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие
трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны (основной тезис). Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств (пример-иллюстрация №1). Называя ужасы войны сумасшествием миллионов людей, брат пытается понять, почему люди, «стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны» (пояснение к примеру-иллюстрации 1). Его собеседник (рассказчик) сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжелом времени (смысловая связь). Он заново переоценивает мир вокруг себя: «Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках» (пример-иллюстрация №2). Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях (пояснение к примеру-иллюстрации 2).
Слайд 62Позиция автора данного текста может быть выражена словами одного из братьев:
«Миллионы людей, собравшись в одном место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?» Л. Андреев убежден в том, что война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе.
Я согласен с позицией автора и тоже считаю: война — это бездушная и разрушительная сила, которая лишает человеческие отношения красоты и гармонии.
Подводя итог всему вышесказанному, хочу сделать вывод о противоестественности кровавых распрей в человеческих взаимоотношениях и призвать людей всего мира прекратить войны. Иначе непрекращающиеся военные конфликты закончатся только тогда, когда умрет последний человек и убивать будет некого. Так не хочется, чтобы люди истребили самих себя.