Презентация, доклад по русскому языку на тему Буквы о ё после шипящих в корне 5 класс

Содержание

Прочитайте притчу. Какова её основная мысль?

Слайд 1Двадцать второе января Классная работа.

Двадцать второе января Классная работа.

Слайд 2Прочитайте притчу. Какова её основная мысль?

Прочитайте притчу. Какова её основная мысль?

Слайд 3Спишите слова, расставьте в них ударение, запишите нормы произношения.
Аген..ство
академия
..лфавит (по ..лфавиту)
бал..вать,

б..лую, б..ловала, б..ловали
б..блиотека
гр..ждане
д..(о,а)лог
д..спансер

д..кумент

Спишите слова, расставьте в них ударение, запишите нормы произношения.Аген..ствоакадемия..лфавит (по ..лфавиту)бал..вать, б..лую, б..ловала, б..ловалиб..блиотекагр..жданед..(о,а)логд..спансерд..кумент

Слайд 4Проверь себя!
АгЕнтство
акадЕмия [д’э]
алфавИт (по алфавИту)
баловАть, балУю, баловАла, баловАли
БиблиотЕка [т’э]
грАждане
диалОг
диспансЕр

[сэ]
докумЕнт



Проверь себя!АгЕнтствоакадЕмия [д’э]алфавИт (по алфавИту)баловАть, балУю, баловАла, баловАлиБиблиотЕка [т’э] грАждане диалОгдиспансЕр [сэ]докумЕнт

Слайд 5Безударные гласные в корне.
Выпишите слова с пропущенными безударными гласными в корне.

Обозначьте изученную орфограмму: 1) подчеркните её одной чертой, 2)выделите корень, 3) поставьте ударение, 4)рядом запишите проверочное слово и подчеркните в нём двумя чертами ударную гласную.
Безударные гласные в корне.Выпишите слова с пропущенными безударными гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмму: 1) подчеркните её

Слайд 6Наташа села и вз..ла на колени брата, укрыв руками его голову

от ветра и д…ждя. Антошка приподнялся н..гами на коленях Наташи и посм..трел вокруг, т..рпеливо жмурясь от бури, от к..лосьев и в..дяных капель, бьющих его по л..цу. Он увидел ч..рное, близкое б..гущее небо, а ниже его неподвижно в..сели серые облака.
(А. П. Платонов.)
Наташа села и вз..ла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и д…ждя. Антошка приподнялся

Слайд 7Проверь себя!
ВзЯла - взять; дОждя- дождь; нОгами -
ноги; посмОтрел –смотр; тЕрпеливо

– терпит; кОлосьев – колос; вОдяных –водный; лИцу- лица; бЕгущее – бег; вИсели - повис.

Проверь себя!ВзЯла - взять; дОждя- дождь; нОгами -ноги; посмОтрел –смотр; тЕрпеливо – терпит; кОлосьев – колос; вОдяных

Слайд 8Какое слово вы не можете проверить, подобрав однокоренное слово?
Почему?

Как вы

его напишите?

чЁрное
Какое слово вы не можете проверить, подобрав однокоренное слово? Почему?Как вы его напишите? чЁрное

Слайд 9Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

Буквы О, Ё после шипящих  в корне слова.

Слайд 10Лингвистическая сказка.
Это случилось давным-давно в стране Орфографии. Появилась там новая буква

– Ё, да такая вредная, просто жуть. Хотела она из всех слов вытеснить букву О, особенно в словах, где есть шипящие. Но буква О не такая уж простушка, ни за что не хотела уступать своё место. Мучились с ними, мучились, да и решили: в корнях под ударением будет слышатся О, а писаться Ё, если можно будет проверить. А вот в словах – исключениях и иноязычных словах и писаться, и слышатся будет О на законных основаниях и никакой проверки для этого не нужно. Вот так!
Лингвистическая сказка.Это случилось давным-давно в стране Орфографии. Появилась там новая буква – Ё, да такая вредная, просто

Слайд 11 Материал для наблюдения.
Жёлудь (желудевый)

Шёпот (шептать)

Пчёлы (пчелиный)

Шёлк (шелковистый)
Под ударением пишется

Ё, так как к слову можно подобрать однокоренное слово с Е
Материал для наблюдения.Жёлудь (желудевый)Шёпот (шептать)Пчёлы (пчелиный)Шёлк  (шелковистый)Под ударением пишется Ё, так как к слову можно

Слайд 12Нет!
Можно ли подобрать однокоренные слова к словам трущоба, чащоба, изжога, крыжовник,

шорох, шов, чопорный, обжора, капюшон, существительные - ожог, поджог?

И с к л ю ч е н и е : трущоба, чащоба, изжога, крыжовник, шорох, шов, трещткa, чопорный, обжора, капюшон, существительные - ожог, поджог.


Это слова – исключения! Запомни исключения!

Нет!Можно ли подобрать однокоренные слова к словам трущоба, чащоба, изжога, крыжовник, шорох, шов, чопорный, обжора, капюшон, существительные

Слайд 13Запомни исключения!
Наш “о” сегодня разозлен
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез

за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.

Запомни правописание иноязычных слов: в заимствованных словах и в именах собственных ударное О после
шипящих обозначается буквой о:
а) анчоус, артишоки, боржоми, крюшон, капюшон, пижон, шорты, шок, шомпол;
б) Джонсон, Жора.


Запомни исключения!Наш “о” сегодня разозленШов в капюшоне сделал он.Накинув вышитый наряд,Полез за ягодами в сад,Но шов цеплялся

Слайд 14Трудные слова
жокей
шофер
шорты
шоссе
шоколад
анчоус

Трудные словажокейшофершортышоссешоколаданчоус

Слайд 16В словах шофёр, шотландец, шок
Запомни букву «О», дружок.
Шов, шорты, шорох, капюшон.
Запомнил?

Очень хорошо.
Жонглёр, жокей…-
Впиши в тетрадку,
А после скушай шоколадку!

Под ударением пишется Ё, так как к слову можно подобрать однокоренное слово с Е

В словах шофёр, шотландец, шокЗапомни букву «О», дружок.Шов, шорты, шорох, капюшон.Запомнил? Очень хорошо.Жонглёр, жокей…-Впиши в тетрадку,А после

Слайд 17Отгадай загадку!
1)К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок.
2) Вновь упала на глаза

Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя же…
чЁлка
3) Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
Щеголихи любят…
шЁлк

4)Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил:
пЁлы

Отгадай загадку!1)К одежде за воротничокПришили этот колпачок.2) Вновь упала на глаза Не корова, не коза, Не сосна,

Слайд 18 Объяснительный диктант.
Отр…сти ч…лку, выр…стить крыж…вник, …дать отч…т, предл…гать ш…колад,

тяж…лый человек, поч…тный караул, ш…лковый халат, неясный ш…пот, красивый капюш…н, ж…сткая дисциплина, ч…рствый человек, маленькая щ…лка, ровный ш…в, мягкая ш…рстка.
Объяснительный диктант. Отр…сти ч…лку, выр…стить крыж…вник, …дать отч…т, предл…гать ш…колад, тяж…лый человек, поч…тный караул, ш…лковый халат,

Слайд 19 Распределительный диктант:

1 столбик-Ё, 2-О.


Щ..ки, ш..в, щ..лочь, ш..рох, щ..лка, щ..тка, ч..лка, ч..рный, крыж..вник, прич..ска, ч..рточка, пч..лы, выч..ркивать, расч..т, ч..рствый, обж..ра, ж..лтый, тяж..лый, ш..пот, пш..нка, ш..рстка, ш..лк, чащ..ба.


Распределительный диктант:

Слайд 21Физкультминутка
Раз - подняться на носки и улыбнуться,
Два - руки вверх и

потянуться,
Три - согнуться, разогнуться,
Четыре - снова всё начать,
Пять - поглубже всем вздохнуть,

Шесть - на пояс руки ставим,
Семь - повороты туловища начинаем,
Восемь - столько раз приседаем,
Девять - потягиваемся и отдыхаем,
Десять - урок наш продолжаем.


ФизкультминуткаРаз - подняться на носки и улыбнуться,Два - руки вверх и потянуться,Три - согнуться, разогнуться,Четыре - снова

Слайд 22Проверочный диктант
Трудолюбивые пч..лы, спелый крыж..вник, ж..лтый одуванчик, одинокий ч..лн, щ..лканье

соловья, мягкая ш..рстка, поч..тный караул, подж..г бумагу, подж..г сена, ж..сткий диван, деш..вые товары, ч..рствый хлеб, ч..рный ш..лк, разош..лся ш..в.

Проверочный диктант  Трудолюбивые пч..лы, спелый крыж..вник, ж..лтый одуванчик, одинокий ч..лн, щ..лканье соловья, мягкая ш..рстка, поч..тный караул,

Слайд 23Проверь себя.
Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий чёлн, щёлканье

соловья, мягкая шёрстка, почётный караул, поджёг бумагу, поджог сена, жёсткий диван, дешёвые товары, чёрствый хлеб, чёрный шёлк, разошёлся шов.

Проверь себя.  Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий чёлн, щёлканье соловья, мягкая шёрстка, почётный караул,

Слайд 24Подведём итоги урока
1.Какой «сигнал» подсказывает нам ,что в слове орфограмма?

2.От чего

зависит выбор орфограммы?

3.Что мы должны знать и уметь ,чтобы пользоваться правилом?

Подведём итоги урока1.Какой «сигнал» подсказывает нам ,что в слове орфограмма?2.От чего зависит выбор орфограммы?3.Что мы должны знать

Слайд 25Домашнее задание
Выберите любое задание:
Составить словарный диктант (20 слов) на изученную

орфограмму
Составить диалог на изученную орфограмму
Придумать рассказ
на изученную орфограмму
Домашнее задание Выберите любое задание:Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограммуСоставить диалог на изученную орфограммуПридумать рассказ

Слайд 26Оценочный лист

Оценочный лист

Слайд 27Оцени свою работу на уроке:

Оцени свою работу на уроке:

Слайд 28Желаю успехов!

Желаю успехов!

Слайд 29Использованная литература:
1.Ларионова Л.Г. /Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для

учителя.- М.: Просвещение, 2001, с. 112.
Интернет – ресурсы.


Выполнила Денисова В.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 16 г. Саров Нижегородская обл.

Использованная литература:1.Ларионова Л.Г. /Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2001, с. 112.Интернет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть