Презентация, доклад по русскому языку на тему Сложное предложение

Содержание

Сложные предложениябессоюзныесоюзныесложносочиненныесложноподчиненныес разными видами связи

Слайд 11) В IX веке азбуки не было, и славяне не имели

собственных букв. 2) Они не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
3) В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Фессалоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. 4)Были они людьми мудрыми и очень образованными и хорошо знали славянский язык. 5) Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. 6) А просил князь Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их.
7) И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).
8) Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. 9) Но не так уж просто было приспособить греческий алфавит для славянского языка, ведь у нас есть такие звуки, которых в греческом языке нет.
10) Составив азбуку, братья Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и другие книги. 11) С тех пор появились на Руси книги на родном языке. 
1) В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. 2) Они не могли

Слайд 2Сложные предложения
бессоюзные
союзные

сложносочиненные
сложноподчиненные

с разными видами связи

Сложные предложениябессоюзныесоюзныесложносочиненныесложноподчиненныес разными видами связи

Слайд 3Сложносочинённое предложение
Признаки
Сочинительная связь (части равноправны по смыслу).
Сочинительные союзы:
соединительные (и, да(=и), ни…ни,

тоже, также);
противительные (а, но, да(=но), зато, только, однако);
разделительные (или, либо, то…то, не то…не то);
Сложносочинённое предложениеПризнакиСочинительная связь (части равноправны по смыслу).Сочинительные союзы:соединительные (и, да(=и), ни…ни, тоже, также);противительные (а, но, да(=но), зато,

Слайд 4Сложное предложение
– это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений.

Например:



Сбежали ручьи, зацвели ландыши, в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Сложное предложение– это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений.Например: Сбежали ручьи, зацвели ландыши, в зарослях

Слайд 5присоединительные (притом, да и, а также, к тому же и др.);
сопоставительные

(не только… но и, как… так и и др.);
пояснительные (именно, то есть, как-то).

Например:

1. Взошел молодой месяц, и все кругом потонуло в фантастическом, колебавшемся свете. , и

2. В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно и печально охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду.







, только

, да

, да

присоединительные (притом, да и, а также, к тому же и др.);сопоставительные (не только… но и, как… так

Слайд 6Задание:
Определите, простое или сложносочинённое предложение, нужно ли ставить запятую перед союзом

И.
Задание:Определите, простое или сложносочинённое предложение, нужно ли ставить запятую перед союзом И.

Слайд 7Гром грянул за краем земли и неуклюже покатился над лесом.
Все ушли

и разговоры спрятала ночная мгла.
Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
Гром грянул за краем земли и неуклюже покатился над лесом.Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.Лесная путаница

Слайд 8По небу голубому пронесся грохот грома и снова всё молчит.
Я бродил

подолгу и видел много примет осени.
Неистово кричали поезда и весело трубили пароходы.
По небу голубому пронесся грохот грома и снова всё молчит.Я бродил подолгу и видел много примет осени.Неистово

Слайд 91) Княжна Марья молча смотрела на брата и в прекрасных глазах

ее были и любовь и грусть.
2) Старцев все собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог выбрать свободного времени.
3) Лопахин наверно ещё попустословил бы с поваром но снова послышался приближающийся гул самолётов и он поспешно направился к своему окопу.

Задание: спишите, расставьте знаки препинания.

1) Княжна Марья молча смотрела на брата и в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть.2)

Слайд 10Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если предложения имеют

общий второстепенный член или общее придаточное предложение.

Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.


[Уже совсем рассвело] и [народ стал подниматься], (когда я вернулся в свою комнату).

Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное

Слайд 11Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если в состав

сложносочинённого предложения входят вопросительные, побудительные, восклицательные предложения.

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

Подпустить врага и огонь дать по команде!

Как он смешон и как глупы его выходки!

Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные, побудительные, восклицательные

Слайд 12Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире.
Тире

ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление.

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк.
Я спешу туда ж – а там уже весь город.
Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире.Тире ставится в том случае, если во

Слайд 13Задание:
Упр. 438 (по вариантам)

Задание: Упр. 438 (по вариантам)

Слайд 14Сложноподчиненное предложение -
это такое сложное предложение, в котором

одно из простых предложений по структуре и смыслу зависит от другого (подчиняется ему).
Сложноподчиненное  предложение -  это такое сложное предложение, в котором одно из простых предложений по структуре

Слайд 15Например:
Нам такое не встречалось и во сне, чтобы солнце загоралось на

сосне.
[ ], (чтобы ).
Например:Нам такое не встречалось и во сне, чтобы солнце загоралось на сосне.[

Слайд 16Сложноподчинённое предложение
Признаки
Подчинительная связь (выделяются главные и придаточные предложения).
Подчинительные союзы и

союзные слова (относительные местоимения и наречия).

Мне снился сон, что сплю я непробудно.

Например:

Сложноподчинённое предложениеПризнакиПодчинительная связь (выделяются главные и придаточные предложения). Подчинительные союзы и союзные слова (относительные местоимения и наречия).

Слайд 17Сложноподчиненное предложение может состоять из двух и более простых предложений.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух и более простых предложений.

Слайд 18Например:
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое

в природе устроено не так, как нам бы хотелось.

[,(когда ), ], ([что ]), (как ).
Например:Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как

Слайд 19Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Слайд 20Виды придаточных предложений по значению:
Определительные.
От определяемого слова в

главном предложении ставится вопрос какой? (может быть в косвенном падеже).

Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.

[ ] , (под которым …)

к какому?

Виды придаточных предложений по значению:Определительные.   От определяемого слова в главном предложении ставится вопрос какой? (может

Слайд 211. Я всегда думал о людях которые умирали за свой народ.
3.

Была светлая ночь когда солнце на севере за нами подглядывает.

2. Нет такой лошади чтобы не спотыкалась.

4. Как человек озаряет те места где он живет!

5. Лес невысокой чертой виднелся на той стороне откуда мы пришли вчера.

6. То что было с нами в сорок третьем кажется теперь невероятным.

Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, назовите средства связи простых предложений и указательные слова.

1. Я всегда думал о людях которые умирали за свой народ.3. Была светлая ночь когда солнце на

Слайд 22 2) Изъяснительные.
Придаточные предложения относятся в главном предложении к

словам со значением речи, мысли, чувства (ГОВОРИТЬ, ПРОСИТЬ, ОТВЕЧАТЬ, ДУМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, РАДОВАТЬСЯ, РАД, ЖАЛЬ и др.)

Мне показалось, что в тоне его чувствуется какая-то неловкость.

[ ] , что ( )

2) Изъяснительные.  Придаточные предложения относятся в главном предложении к словам со значением речи, мысли, чувства

Слайд 233) Обстоятельственные.
Места (где, куда, откуда);
Времени (когда);
Условия (если);
Причины (так как, потому что);
Цели

(чтобы);


Следствия (поэтому, так что);
Меры и степени (что);
Сравнения (как, будто);
Уступки (хотя, несмотря на)

3) Обстоятельственные. Места (где, куда, откуда);Времени (когда);Условия (если);Причины (так как, потому что);Цели (чтобы); Следствия (поэтому, так что);Меры

Слайд 241. Я всегда считал что свобода сильнее страха смерти.
2. Куда девался

матрос Гаврик в точности не знал.

3. Поэт всегда хочет чтобы его стихи стали песней.

4. Не всякий услышит как звезды звенят.

5. Родина слышит родина знает где в облаках её сын пролетает.

Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, назовите средства связи простых предложений и глаголы, к которым они относятся.

1. Я всегда считал что свобода сильнее страха смерти.2. Куда девался матрос Гаврик в точности не знал.3.

Слайд 25Сердце так стиснулось, что его не стало слышно.
2. Там, где небо

встретилось с землей, горизонт родился молодой.
3. Когда снег тихо опускается, самому хочется быть ещё тише.
4. Как только котелок с водой прикрыл беспокойное пламя, небо снова открылось.
5. Бесконечно людское терпенье, если в сердце не гаснет любовь.
6. Детство Лермонтова было грустное, хотя он был окружен заботой и любовью.

Задание: определите вид придаточного предложения

Сердце так стиснулось, что его не стало слышно.2. Там, где небо встретилось с землей, горизонт родился молодой.

Слайд 26 При составных союзах (потому что, оттого что, в силу того

что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы) запятая ставится один раз – до всего сочетания или перед союзами что, чтобы, как.

Например:

1) Он не явился на занятия, потому что заболел.

2) Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому, что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

При составных союзах (потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того

Слайд 271) Мне грустно оттого что на улице идет дождь.
2) На улице после

того как пройдет дождь появится радуга.
3) Он несмотря на то что шел дождь выбежал на улицу без плаща.
4) Она разложила на столе фотографии с тем чтобы выбрать лучшие.
5) С тех пор как я узнал что такое уравнения и как их решать я полюбил математику.


Задание: расставьте пропущенные знаки препинания.

,

,

,

,

,

,

,

,

,

1) Мне грустно оттого что на улице идет дождь.2) На улице после того как пройдет дождь появится радуга.3)

Слайд 28Задание: перестройте предложения, превратив придаточные предложения причины в придаточные следствия, а

придаточные следствия – в придаточные причины.

1) За пять часов мы не проехали и двадцати верст, потому что погода была скверная.
2) Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
3) Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
4) Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило.
5) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрывалась и уже шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату.

Задание: перестройте предложения, превратив придаточные предложения причины в придаточные следствия, а придаточные следствия – в придаточные причины.1)

Слайд 29Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Слайд 30Виды связи придаточных предложений:
1) параллельное подчинение;
2) последовательное подчинение;
3) однородное подчинение.

Виды связи придаточных предложений:1) параллельное подчинение;2) последовательное подчинение;3) однородное подчинение.

Слайд 31 (Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу), [мы увидели], (что

из деревни бросились бежать женщины и дети).

(Когда … ), [ ], (что … )

Когда?

Что?

Параллельное подчинение


 (Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу), [мы увидели], (что из деревни бросились бежать женщины и

Слайд 32[Долго было слышно], (как он шагал туда), (где светится огонек).

[

], (как … ), (где … )

Что?

Куда?

Последовательное подчинение


[Долго было слышно], (как он шагал туда), (где светится огонек). [      ],

Слайд 33[Я увидел], (как звезды стали туманиться и терять свою лучистость), (как

легким вздохом пронеслась по земле прохлада).

[ ] , (как … ) , (как … )

Что?

Однородное подчинение


[Я увидел], (как звезды стали туманиться и терять свою лучистость), (как легким вздохом пронеслась по земле прохлада).

Слайд 34Задание: определите вид связи придаточных предложений.
Покуда есть моя страна на свете,

уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете.
Тот, кто поймёт, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.
Тот, кто жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно верует в животворящий, полный разума русский язык.
Задание: определите вид связи придаточных предложений.Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою

Слайд 35При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного

предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза.

[Вода обрушилась так страшно], (что,(когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки).

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих

Слайд 36Запятая не ставится между союзами/союзными словами только в том случае, если дальше стоит указательное слово то.
[Слепой

знал], 1(что, 2(если он протянет руку в окно), с кустов посыплется роса).

[Слепой знал], 1(что 2(если он протянет руку в окно), то с кустов посыплется роса).

Сравните:

Запятая не ставится между союзами/союзными словами только в том случае, если дальше стоит указательное слово то.[Слепой знал], 1(что, 2(если он протянет руку в окно), с

Слайд 37Задание: расставьте пропущенные знаки препинания.
Мне кажется что если бы я следил

за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим.
Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему голову а минуточку медлила.
Сажая деревца и тем я веселюсь что если от него сам тени не дождусь то внук мой некогда той тенью насладится.
Наука и иску(с, сс)тво так(же) связаны между собой как лёгкие и сер(?)це так что если один орган извращён то и другой не может правильно действовать.

Задание: расставьте пропущенные знаки препинания.Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет

Слайд 38Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги

я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том что сделал бы старик Кологривов если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы. 
Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги я смотрю на груды кирпичей оставшихся

Слайд 39Задание:
Упр. 447
Упр.451

Задание:Упр. 447Упр.451

Слайд 40Бессоюзное сложное предложение
Признаки
Бессоюзная связь.
Части могут быть как равны, так и

подчиняться одна другой. Смысловые отношения различны, но выражены менее чётко.
Знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.

Например:

Бессоюзное сложное предложениеПризнакиБессоюзная связь. Части могут быть как равны, так и подчиняться одна другой. Смысловые отношения различны,

Слайд 41Белка прыгнула  с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег.

Белка прыгнула 

с ветки на ветку, поэтому  на наши головы хлопьями посыпался снег.

Белка прыгнула  с ветки на ветку – на  наши головы хлопьями посыпался снег.
Белка прыгнула  с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями посыпался снег.Белка прыгнула  с ветки на ветку, поэтому  на наши

Слайд 42Запятая
ставится при перечислении фактов.
Точка с запятой
части БСП менее связаны

по смыслу,
более распространены,
содержат собственные знаки.

Голова его болела; он  встал  было  на  ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван.

Запятая ставится при перечислении фактов.Точка с запятой части БСП менее связаны по смыслу, более распространены, содержат собственные

Слайд 43Двоеточие
1)

:
Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.
2) :
Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась.

3) :
Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону.


причина


поясняет


дополняет

Двоеточие1)            :

Слайд 44Тире
1)
быстрая смена событий, неожиданный результат
Сыр выпал –

с ним была плутовка такова.
2)
(а, но) противопоставление
Шестнадцать лет служу – такого со мной не было.
3)
Лес рубят – щепки летят.





время, условие
действия


Тире 1)  быстрая смена событий, неожиданный результатСыр выпал – с ним была плутовка такова.2)(а, но) противопоставление

Слайд 45
4)

(поэтому)
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

5)
(словно, будто)
Молвит слово – соловей поёт.


результат, вывод


сравнение

4)             (поэтому)  Солнце дымное

Слайд 46Задание: расставьте знаки препинания. Определите вид сложного предложения.
1. Я поднял глаза

и увидел что высоко в небе неслись птицы.

,

2. Староста спросил у него документ но документа не оказалось.

,

3. Мороз не страшен потому что воздух сухой ветра нет.

,

4. Снег долго не выпадал поэтому на санях начали ездить лишь в декабре.

,

,

Задание: расставьте знаки препинания. Определите вид сложного предложения.1. Я поднял глаза и увидел что высоко в небе

Слайд 47Задание: опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в бессоюзные сложные с

двоеточием или тире.

1. Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись птицы.

2. Староста спросил у него документ, но документа не оказалось.

3. Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет.

4. Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре.

Задание: опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в бессоюзные сложные с двоеточием или тире.1. Я поднял глаза

Слайд 481. Я поднял глаза и увидел: высоко в небе неслись птицы.
2.

Староста спросил у него документ – документа не оказалось.

3. Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет.

4. Снег долго не выпадал – на санях начали ездить лишь в декабре.

Проверяем:

1. Я поднял глаза и увидел: высоко в небе неслись птицы.2. Староста спросил у него документ –

Слайд 491. Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет.
2. Снег долго не

выпадал – на санях начали ездить лишь в декабре.

Воздух сухой, ветра нет – мороз не страшен.

На санях начали ездить лишь в декабре:
снег долго не выпадал.

1. Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет.2. Снег долго не выпадал – на санях начали ездить

Слайд 50Стоит жара.
День будет жаркий.
Все краски в природе поблёкли.
Дождик прошёл по

садовой дорожке.
К вечеру, по-видимому, соберется гроза.
Солнце сильно палит.
Всё ожило и засмеялось.
К полудню на горизонте появились тучи.

Задание: составьте четыре БСП, соединяя попарно данные простые предложения

Стоит жара. День будет жаркий.Все краски в природе поблёкли.Дождик прошёл по садовой дорожке.К вечеру, по-видимому, соберется гроза.Солнце

Слайд 511)Прошло около двух недель. 2)Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий

сибаритствовал, Базаров работал. 3)Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. 4) Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку. 5) Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова! 6)Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах. 7)Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился. 8) Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин. 
1)Прошло около двух недель. 2)Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. 3)Все в доме

Слайд 52Домашнее задание:
выписать из литературного произведения 5 БСП. Выделить в них грамматическую

основу, объяснить расстановку знаков препинания.
Домашнее задание:выписать из литературного произведения 5 БСП. Выделить в них грамматическую основу, объяснить расстановку знаков препинания.

Слайд 53Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, назовите значение придаточных предложений
1) Если человеку

в учении все дается легко если он мало работает над развитием своих способностей у него постепенно воспитывается лень мысли которая может сформировать и легкомысленное отношение к жизни.
2) Так как чтение один из источников мышления и умственного развития надо приучать себя читать внимательно вдумчиво чтобы чтение стало стимулом богатой духовной жизни.
Задание: расставьте пропущенные знаки препинания, назовите значение придаточных предложений1) Если человеку в учении все дается легко если

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть