УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
УЧИТЕЛЬ - КУЗНЕЦОВА JI. Н.
КЛАСС – 5
МКОУ «ЛСОШ № 68»
Тема урока:
«СЛОВО ДЕЛИТСЯ НА ЧАСТИ».
Повторение раздела русского языка «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Слайд 3Цели урока:
- повторение, закрепление, систематизация и обобщение знаний изученного материала по
разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»,
- отработка орфографических навыков, связанных с написанием морфем,
- отработка навыков работы с текстом,
- формирование ответственности, сотрудничества, самооценки.
Слайд 4ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютеры
мультимедийная аппаратура
таблицы
карточки для индивидуальной работы
Слайд 5Организационная часть.
Деление класса на 2 команды:
Команда «Умники и умницы».
Девиз – «Один ум хорошо, а ___ лучше»,
Команда «Дружба».
Девиз – «Один за всех и все за одного».
Выбор капитанов
(координация работы группы)
Слайд 6Вопросы классу:
- Определите лексическое значение слова
«соревнование»
(соревноваться - стремиться превзойти
кого-то, добиться лучших результатов.
- Подберите синонимы к слову
(состязаться, сражаться, стараться победить)
Слайд 7ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Слайд 8ВОПРОСЫ КЛАССУ
-Определите основную мысль.
(счастье – творить, созидать)
-От какого слова образовалось слово
грамотей?
-Какого человека можно назвать грамотеем?
(грамотного, образованного)
Слайд 9
Определите задачи, которые будем мы решать на уроке
«Сегодня мы будем повторять
и закреплять то, что узнали о частях слова – морфемах и орфографические правила, связанные с их написанием.
Слайд 10
Беседа.
Назовите известные вам морфемы.
Как найти окончание в слове? Докажите.
1 команда:
территория, путешествие, читал.
2 команда:
препятствие, артиллерия, горел.
-Какое из названий частей слова не является морфемой?
а) приставка б) корень в) суффикс г) окончание
д) основа
Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
(подведение итогов, баллы).
Слайд 11Задание
вставить орфограммы на месте пропусков, доказать выбор
- определить тему текста
(поземка-вьюга, во время которой дует низовой ветер)
-из текста выписать по 2 слова, состав которых соответствует данным схемам:
Слайд 121)
2)
3)
Над прудом позёмка вьёт...ся,
Тени длинные
л...гли,
И негреющего со...нца
Красный шар в...сит вдали.
Слайд 13
1)Прудом, тени, солнца, красный, шар, висит.
2) Позёмка, негреющего.
3) Длинные, легли.
Слайд 142 ЗАДАНИЕ - НАПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»,«З И С В ПРИСТАВКАХ»
Вставьте С или
З в приставки, распределите слова в две колонки: приставки на С и приставки на З.
РА…ПУТАТЬ, РА…СЧИТАТЬ ,БЕ…ВРЕМЕННЫЙ, И…ГОЛОДАТЬСЯ, БЕ…ТАКТНЫЙ, БЕ…ЦЕЛЬНЫЙ, И…ДАВАТЬ, И…ХИТРИТЬСЯ, РА…ЗВОНИТЬ ,В…РЫХЛИТЬ
Слайд 15
распутать безвременный
рассчитать
изголодаться,
бестактный издавать,
бесцельный раззвонить
исхитриться взрыхлить.
Слайд 16
3 задание командам:
-Назвать корни с чередующимися
гласными
-Вставить пропущенные буквы, выписать слова с чередующимися гласными в корне, обозначить орфограммы.
С…деть, водор…сли, выл..жил, гл…деть, сл…гаемое, пол…вина, пол…жение, уд…вительный, отр…сти, р…синка, , р…сток, , ж…лтизна, з…рисовать, прор…сли, отр…сль, предл…гать, ср…щение, ср…слись.
(подведение итогов, баллы)
Слайд 17Водоросли, выложил, слагаемое, положение, отрасти, росток (искл.), проросли, отрасль (искл.), предлагать,
Слайд 18
4 Задание командам
-При каких условиях после шипящих в корне слова пишется
О и Ё?
- Выделить цифры, соответствующие написанию буквы Ё в словах:
1).Длинное ш…ссе 2) ж..лтый лист 3) тихий ш..рох 4)уч..ба наладилась
5) вкусный крыж…вник 6) точный расч…т 5)переш..л границу 6) искусный ж…кей
7) искусный ж…нглёр 8)вкусный ш…колад 9) ж..лудевый кофе 10) таинственный ш…пот
(подведение итогов, баллы
Слайд 20
5 задание командам:
Орфограмма «Ы и И на стыке приставки и корня».
Вставить пропущенные буквы И или Ы:
Ц…ркуль, куриц..н, медиц…на, скворц…, дисц…плина, коллекц…я, гребц…, ц…рк ц…ркуляц…ия, мотоц…клист, ц…почки.
Слайд 21
Циркуль, курицын, медицина, скворцы, дисциплины, коллекция, гребцы, цирк циркуляция, мотоциклист, цыпочки.
Слайд 226 задание командам
- Как убедиться, что корень в слове найден
правильно?
- Определите, одинаковые ли корни в словах:
ГОРА – ГОРЕТЬ, МИРНЫЙ – ЗАМИРАТЬ,
-К каждому слову подобрать два однокоренных
-
Слайд 23
7 задание командам:
Игра «Кто больше?». Записать слова с корнями:
1 команда
2 команда
-двор- - вод-
(подведение итогов, баллы)
Слайд 24
а) лесок
б) висок
в) голосок
г) поясок
д) колосок (висок)
-Какое
из перечисленных слов отличается по составу от всех остальных?
Слайд 25Несмотря на противоположные приставки, слова в одной из этих пар означают
одно и то же. В какой?
а) РАЗВЕРНУТЬ – ЗАВЕРНУТЬ б) РАСКРЫТЬ – ЗАКРЫТЬ
в) РАЗДЕЛАТЬ- ЗАДЕЛАТЬ г) РАЗДУМАТЬ – ЗАДУМАТЬ
д) РАССМЕЯТЬСЯ – ЗАСМЕЯТЬСЯ
(рассмеяться - засмеяться)
Слайд 268 ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ:
ИГРА «ЮНЫЙ КОРРЕКТОР»
(КОРРЕКТОР – ОТ ГЛАГОЛА КОРРЕКТИРОВАТЬ –
ИСПРАВЛЯТЬ ПРАВИТЬ ТЕКСТ._
-КТО ТАКОЙ КОРРЕКТОР?
(ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИСПРАВЛЯЕТ НЕВЕРНЫЕ НАПИСАНИЯ)
Слайд 27 Исправить орфографические ошибки
ДА БУДЕТ ЖЕ ЧЕСТЬ И СЛАВА НАШЕМУ ЯЗЫКУ,
КОТОРЫЙ В САМОБЫТНОМ БАГАТСТВЕ СВОЕМ, ПОЧТИ БЕЗ ВСЯКОГО ЧУЖДОГО ПРИМЕСА, ТИЧЕТ, КАК ГОРДАЯ, ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ РЕКА – ШУМИТ, ГРЕМИТ – И ВДРУГ, ЕСЛИ НАДОБНО, СМЯКЧАЕТСЯ, ЖУРЧИТ НЕЖНЫМ РУЧЕЙКОМ И СЛАДОСНО ВЛИВАЕТЬСЯ В ДУШУ, ОБРОЗУЯ ВСЕ МЕРЫ, КАКИЕ ЗОКЛЮЧАЮТСЯ ТОЛЬКО В ПОДЕНИИ И ВОЗВЫШЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСА!
(Н. М.КАРАМЗИН)
Слайд 28Да будет же честь и слава нашему языку, который в самобытном
богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река - шумит, гремит- и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Слайд 29 Вопросы классу:
- КТО ТАКОЙ Н.М. КАРАМЗИН?
(писатель, историк)
-ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА.
(восхищение русским языком, его естественностью, многообразием, возможностью выразить различные оттенки человеческого голоса)
КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ТЕКСТЕ?
( сравнение - ЯЗЫК – РЕКА, ЯЗЫК - РУЧЕЕК
эпитеты – ГОРДАЯ, ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ)
Слайд 308. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Победители. Оценка работы членов команд. Выявить отношение
учащихся к данной форме работы.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Лингвистическое сочинение «Я ИЗУЧАЮ «МОРФЕМИКУ»
Слайд 31ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1 ЗАДАНИЕ. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ. ФАМИЛИЯ
МАТРОССКИЙ, ГОЛУБИЗНА, ДРУЖБА, ЛОШАДИНЫЙ, ПОДЪЕЗД, ПУСТЫННЫЙ, СНЕЖОК, СМОЛИСТЫЙ
Слайд 322 ЗАДАНИЕ. ФАМИЛИЯ
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧИТЬ ОРФОГРАММЫ:
БЕ..ЗЕМЕЛЬНЫЙ,
БЕ…ПОКОЙНЫЙ, …БИТЬ, ВО…КЛИКНУТЬ, …БЕЖАТЬ, И…ПОРТИТЬ, БЕ…ЧЕСТНЫЙ, ВО…БУДИТЬ,ВО…ХОДИТЬ, …ДАТЬ, РА…ПИСАНИЕ, ..ДОРОВЬЕ.
Слайд 333 ЗАДАНИЕ ФАМИЛИЯ
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧИТЬ ОРФОГРАММЫ.
Р...СТИТЕЛЬНЫЙ, ПРИЛ..ГАТЕЛЬНОЕ, ЗАР…СЛИ,
Р…СТОК, ПРИК…САТЬСЯ, РАЗЛ…ЖИТЬ, ВОЗР…СТ, ПРИК..СНОВЕНИЕ, ОТР…СЛЬ, ВЗР…ЩЕННЫй
Слайд 344 ЗАДАНИЕ ФАМИЛИЯ
ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧИТЬ ОРФОГРАММЫ:
ОБЖ…РА, ТРУЩ…БА, Ш…РСТКА, УЧ…БА,
ТРЕЩ…ТКА, Ш…МПОЛ, Ш…ФЕР, Ж…СТКИЙ, ПРИШ..Л, Ш…ЛК.
Слайд 35
5 задание Фамилия
Написать слова- исключения
« Написание Ы и И после
Ц»
6 задание . Фамилия
Записать однокоренные слова к словам:
выносить носик
Слайд 36
5 задание Фамилия
Вставить пропущенные буквы в словарные слова:
Б..лкон, к…бинет, м…ршрут, пи…нино,
к…рзина, гр…м…тный, р…мень, т…л…визор, д…ван, ра…чет, ш…ссе, ж…онглер, л…ловый, к…нфета, г…тара, п..ркет, ч..хол.
Слайд 37
Работа по компьютерной программе «Фраза»
1 задание « Гласные и согласные в
приставках» №262
Фамилия
Оценка
2 задание
Орфограмма « Буквы З и С на конце приставок» №265
Фамилия
Оценка
3 задание
«Чередование гласных в корне слова» №192
Фамилия
Оценка
4 задание
«Чередование гласных в корне слова» №194
Фамилия
Оценка
5 задание «О И Ё после шипящих» №204
Фамилия
Оценка
6 задание «Ы и И после Ц» №209
Фамилия
Оценка
Слайд 38САМОАНАЛИЗ УРОКА
место учебного занятия в системе занятий по предмету –
21 урок по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Всего- 23 урока
образовательный потенциал занятия: уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике.
тип занятия и обоснованность его выбора: урок повторения и обобщение изученного материала.
Слайд 39
Содержание урока
Соответствует требованиям программы, целям и задачам урока:
- осуществлялось
повторение, закрепление, систематизация и обобщение знаний изученного материала по разделу «Лексика»;
отрабатывались орфограммы, связанные с умением видеть морфему:
написание приставок на 3 и С,
корней с чередованием гласных,
написание Ы и И на стыке приставки и корня,
О, Ё после шипящих;
отрабатывалось умение определять однокоренные слова, значение приставок;
- характер тренировочных заданий определялся с учетом уровня подготовленности класса, вариативности, степени сложности, необходимостью подготовки к сдаче ЕГЭ в дальнейшем.
Слайд 40
Урок проведен в нетрадиционной форме - урок соревнование двух команд.
Учителем
назначались капитаны команд, проведен инструктаж по набору членов команды (равные по способностям), по структуре урока. Вся остальная работа (выбор индивидуальных заданий, работа по компьютерной программе «Фраза») осуществлялась капитанами.
Индивидуальные задания и задания по компьютерной программе «Фраза» выполнялись в течение всего урока по очереди (учащиеся имели возможность выбора задания в соответствии со своими знаниями).
Остальные члены команд работали в группах (задания группам, материалы для проверки правильности выполнения демонстрировались через мультимедийную аппаратуру).
Слайд 41
В ходе урока использовались различные методы обучения:
по источнику передачи и
восприятия информации - словесные (беседа),
практические (упражнения),
по степени самостоятельности мышления - репродуктивные (закрепляющая и вводная беседа, формирование умений),
по степени управления учебной работой - самостоятельная работа (индивидуальные задания, работа по компьютерной программе «Фраза», практическая работа, методы, стимулирующие учебную деятельность, (КСО, игра, вовлечение учащихся в постановку учебных задач, поощрение),
методы контроля и самоконтроля (индивидуальные карточки, тесты, самоконтроль, машинный контроль).
Слайд 42
В уроке реализовывались следующие принципы:
научность,
доступность,
наглядность,
дифференциации и индивидуализации
обучения (распределение заданий внутри группы в соответствии со способностями),
самостоятельности (определение учащимися заданий, с которыми они могут справиться лучше),
стимулирования работы учащихся (оценка, похвала, самооценка учащимися своей работы, награждение победителей).
Слайд 43
Логика раскрытия учебного содержания, принципы и подходы к её определению.
1.Чёткая
логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока. Выбранный тип урока соответствует поставленной цели.
2. Учитывались возможности детей в определении цели урока.
3.Представлялась возможность учащимся соотнести цели урока с содержанием учения.
4.Обеспечивалось понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме.
5.Продумано чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости
Слайд 44
Процессуально-деятельностный аспект занятия:
1.Материал урока соответствует по сложности избранному типу урока.
2.Формулировка
цели урока совпадает с его содержательной реализацией. 3. Подобран оптимальный объём материала для достижения цели урок .
4. На уроке имели место следующие элементы педагогического процесса:
- повторение, связь с предыдущим;
- стимулирование на новую работу;
- закрепление ;
- применение знаний и умений, навыков на практике;
Слайд 45
Приемы и технологии обучения нацелены на
развитие интереса, мотивации
активность субъекта
учения
увеличение самостоятельности школьников
развитие креативности
самореализацию учащихся
предотвращение их перегрузки
Слайд 46
Деятельность учителя.
Учитель - организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь
на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Учитель напоминает, подводит к проблеме. Центральная фигура – ученик. Учитель создаёт ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения.
Слайд 47
Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от
учителя, а от ребёнка. Используется методы проблемно-поисковые и развивающего характера.
Слайд 48
Учитель - ученик. Субъектно - субъектные отношения. Работая со всем классом,
учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей ребёнка.
Слайд 49
Приёмы активизации деятельности учащихся
С целью привития интереса учащихся к предмету использовались
задания лингвистического конкурса «Русский медвежонок», игровые ситуации («Кто больше?, «Юный корректор»).
Слайд 50
Результативно-оценочный аспект:
1.Цель урока достигнута. Учащиеся закрепили и обобщили знания, формировали навык
путём упражнений, обучались переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы. На уроке у учащихся формируются навыки самоконтроля и самоанализа. Организовывалась деятельность мышления учащихся в процессе формирования знаний и умений
2.Домашнее задание носит творческий характер.
3. Подведён итог урока по уровню и характеру деятельности учеников.
4. Учитывались возрастные особенности учащихся и их способности к усвоению изучаемого материала.
6. Ни уроке применялись ИКТ.
Слайд 51
План урока выполнен, задачи реализованы, урок носил обучающий, развивающий, личностно ориентированный
характер. Развивались творческие способности учащихся, формировалась положительная Я - концепция.