Презентация, доклад по русскому языку на тему Знаки препинания при вводных словахи вставных конструкциях (11 класс)

Содержание

Задачи урока:обучающая – повторение и систематизация материала о вводных словах и вставных конструкциях, отработка умения отличать вводные слова от членов предложения, подготовка к ЕГЭ;2) развивающая – развитие навыков пунктуационного анализа предложений с вводными словами и вставными

Слайд 1Бондаренко З.В., учитель МБОУ СОШ № 4
села Шевченковского Крыловского района
Знаки препинания

при вводных словах и вставных конструкциях

Урок русского языка в 11 классе

Бондаренко З.В., учитель МБОУ СОШ № 4села Шевченковского Крыловского районаЗнаки препинания при вводных словах и вставных конструкцияхУрок

Слайд 2Задачи урока:
обучающая – повторение и систематизация материала о вводных словах и

вставных конструкциях, отработка умения отличать вводные слова от членов предложения, подготовка к ЕГЭ;

2) развивающая – развитие навыков пунктуационного анализа предложений с вводными словами и вставными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания;

3) воспитывающая – формирование языковой
компетенции, собственной нравственной позиции.

Задачи урока:обучающая – повторение и систематизация материала о вводных словах и вставных конструкциях, отработка умения отличать вводные

Слайд 3Поставьте ударение в словах (А1)
крапИва

зАнятый
исчЕрпать дОверху
кАшлянуть грУшевый
знАмение закУпорить
зубчАтый тУфля
пАхота христианИн
простынЯ щавЕль

Орфоэпическая разминка

Поставьте ударение в словах (А1)крапИва            зАнятыйисчЕрпать

Слайд 4Орфографическая разминка
А 13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,

на месте которых пишется НН?
Чисто прибра(1)ая белё(2)ая хата, украше(3)ая вышитыми рушниками, была заполне(4)а народом.

1) 1,3 2) 3,4 3) 2,4 4) 1,2,4
Орфографическая разминкаА 13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?Чисто прибра(1)ая

Слайд 5Словообразовательная работа
Задание: определите способ образования слов
(В1)
выход


по-русски
подоконник
ожидание

безызвестный
по-новому
пригород
зелень

Словообразовательная работаЗадание: определите способ образования слов(В1) выход         по-русскиподоконникожиданиебезызвестныйпо-новомупригородзелень

Слайд 6Синтаксическая работа
Задание: определите тип подчинительной связи в словосочетаниях (В3)

добрый совет
каждый из нас
исполненный радости
мой друг
по-летнему жарко
запомнить его
выполненное задание
Громко кричать


Синтаксическая работа Задание: определите тип подчинительной связи в словосочетаниях (В3)    добрый совет

Слайд 7Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу

речь.
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью..»
И потом
Пусть что угодно говорят.

Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова "во-первых", "во-вторых".
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю где была душа.

Поэтическая пятиминутка

Александр Кушнер «Вводные слова»

Возьмите вводные слова.От них кружится голова,Они мешают суть сберечьИ замедляют нашу речь.И все ж удобны потому,Что выдают

Слайд 8ВВОДНЫЕ слова и КОНСТРУКЦИИ
Русский учёный-лингвист А.М.Пешковский считал, что вводные конструкции -

это
«… инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».
ВВОДНЫЕ слова и КОНСТРУКЦИИРусский учёный-лингвист А.М.Пешковский считал, что вводные конструкции - это «… инородные слова, внутренне чуждые

Слайд 9Какие слова (конструкции) называются вводными?
Вводные слова –

это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Какие слова (конструкции) называются вводными?    Вводные слова – это слова или сочетания слов, при

Слайд 10Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением
К вводным

словам нельзя задать вопрос от другого члена предложения, а значит, вводное слово не является членом предложения. Этим объясняется необходимость как интонационного, так и пунктуационного выделения вводных слов
Вводные слова могут стоять в начале, середине и в конце предложения. В зависимости от этого ставится одна или две запятые, обрамляющие вводные слова
Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложениемК вводным словам нельзя задать вопрос от другого

Слайд 11 Группы вводных слов Слова, выражающие чувства (к сожалению, к счастью,

к несчастью, к радости) Слова, выражающие оценку реальности (конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное) Слова, указывающие на источник сообщения (говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению) Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь (во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно) Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (видишь ли, простите, допустим, предположим) Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли (словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится) Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении (по крайней мере, самое большее) Слова, выражающие экспрессивность (честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано) Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится (бывало, по обычаю, по обыкновению)
Группы вводных слов  Слова, выражающие чувства (к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости) Слова,

Слайд 12Вставные конструкции – это словосочетания и целые предложения, которые содержат добавочные,

попутные замечания, уточнения, поправки. Конструкции грамматически не связаны с предложением, расположены обычно в середине и в конце его.






Вставные конструкции выделяются скобками или тире.

А Каракатица (так по-настоящему называют госпожу К.) не спеша - ведь она была уверена, что добыча от неё не уйдёт! - бесшумно подплывала всё ближе. (Б.Заходер)





Вставные конструкции – это словосочетания и целые предложения, которые содержат добавочные, попутные замечания, уточнения, поправки. Конструкции грамматически

Слайд 13Вводные конструкции в заданиях ЕГЭ-2013
А 22
В5
Простое осложнённое предложение
Знаки препинания в предложениях

со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

В8

Речь. Языковые средства выразительности

С1

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

Вводные конструкции в заданиях ЕГЭ-2013А 22В5Простое осложнённое предложениеЗнаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не

Слайд 14Трудности выполнения задания А 22
Трудности
Пути их преодоления
Отличие вводных слов от служебных

частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения

Запомните те слова, которые никогда не употребляются в роли вводных слов

Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения

Определите синтаксическую роль слов

Определение синтаксической роли слов: однако, наконец, вообще, значит, точнее, собственно, вернее и др.

Определите лексическое значение слова путём подбора синонима.

Трудности выполнения задания  А 22ТрудностиПути их преодоленияОтличие вводных слов от служебных частей речи, а также от

Слайд 15Важно! Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания
Якобы

как раз
Словно к тому же
Даже по решению
Едва ли по представлению
Вдруг поэтому
Буквально вдобавок
Будто в конечном счёте
Ведь небось
Вряд ли как будто
Всё-таки

Важно! Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетанияЯкобы

Слайд 16Отличие вводных слов (конструкций) от других слов в предложении
Члены предложения связаны

между собой синтаксической связью, поэтому каждому из них можно поставить вопрос от другого члена предложения

Она кажется утомлённой

Вводные слова (конструкции) не являются членами предложения, поэтому к ним нельзя поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения

Я, кажется, вас поняла.

Отличие вводных слов (конструкций) от других слов в предложенииЧлены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому каждому

Слайд 17Слово «Однако»
В начале предложения или во второй части ССП однако =

но и не является вводным

Однако (=но) письмо он так и не получил

В середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми.

Долго, однако, нам пришлось тебя ждать.
Ты опоздал, однако.

Запятая не ставится

Запятая ставится

Слово «Однако»В начале предложения или во второй части ССП однако = но и не является вводнымОднако (=но)

Слайд 18Слово «Значит»
,
,



Запятая не ставится
Значит = «означает» или стоит между подлежащим и

сказуемым

Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое.









Запятая ставится

Значит – «стало быть», «следовательно»



Ты, значит, к поезду не успел?








Слово «Значит»,,Запятая не ставитсяЗначит = «означает» или стоит между подлежащим и сказуемымТвоё доброе отношение к моим детям

Слайд 19Слово «Наконец»
Наконец = «под конец», «напоследок». Можно прибавить частицу – то
Он

долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец (-то) дождался

Указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление. Наконец = «и ещё»

А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания

Запятая не ставится

Запятая ставится

Слово «Наконец»Наконец = «под конец», «напоследок». Можно прибавить частицу – тоОн долго ждал вызова из училища, не

Слайд 20Тестовый тренинг
А 22

Тестовый тренинг        А 22

Слайд 21А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?


Их дружба (1) казалось (2) будет вечной.
Это место (3) казалось ему (4) наилучшим выражением русской природы.


1)1,2,3 2)1,2,4 3)1,2,3,4 4)1,2

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 22А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Она мужественно отнеслась (1) к несчастью (2) постигшему семью.
К несчастью (3) начавшаяся метель задержала вылет самолёта.
1)1,2 2) 2 3)1,2,3 4) 2,3

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 23А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Пособие следует отредактировать и (1) главным образом (2) дополнить новым материалом.
Между тем (3) солнце катилось к закату.
1)1,2 2)1, 2,3 3) 3 4) 2,3

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 24А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Уже совсем стемнело, когда он выбрался (1) наконец (2) из тайги. Ребёнок к вечеру совсем выбился из сил: во-первых, уроки в школе, во-вторых, кружок по рисованию и (3) наконец (4) выполнение домашнего задания.
1)1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4) 4

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 25А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Вы (1) верно (2) перевели это стихотворение, без ошибок?
Вы (3) верно (4) переведены сюда из России?

1)1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 26А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться — он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания.

1)1,2,4,5 2)1,2,3,4,5 3)3,4,5 4)1,2,3

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 27А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Он шагал по гостиной, изящно встряхивая головой и (1) очевидно (2) что-то замышлял. Нигде, как на этих вечерах, не высказывался так (3) очевидно (4) градус политической температуры.

1) 2 2)2,4 3) 1,2 4) 1,2,3,4

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 28А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Я уверен, что в сердце каждого человека (1) должно быть (2) что-либо незыблемое. Мы (3) однако (4) далеко не всегда чувствуем эту нравственную опору.

1) 1,2 2)1,2,3,4 3) 2,3,4 4),3,4

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 29А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила.
1) 1, 2
2) 4, 5
3) 3
4) 1, 2, 3, 4, 5

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 30А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте

которых в предложениях должны стоять запятые ?

Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно.
1) 3, 4
2) 1, 2, 3
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 3, 4

А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые

Слайд 31Проверь себя

Проверь себя

Слайд 32Работа с текстом
.
Определите проблему, поднятую автором.

Работа с текстом.Определите проблему, поднятую автором.

Слайд 33
(1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее

признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не при придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.
(Д. С. Лихачев)

(1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному

Слайд 34Напишите фрагмент сочинения, используя вводные слова

Напишите фрагмент сочинения, используя вводные слова

Слайд 35Итоги урока
Вводные конструкции в предложении имеют характер дополнительной (но не обязательной

) информации.
Вводные слова, словосочетания, предложения не являются членами предложения, не связаны грамматически с другими членами.
Вводные конструкции обособляются паузами, запятыми, тире, скобками.
Для вводных слов характерно быстрое произнесение
Итоги урокаВводные конструкции в предложении имеют характер дополнительной (но не обязательной ) информации.Вводные слова, словосочетания, предложения не

Слайд 36Домашнее задание
1.Повторить на странице 93 – 97 теоретический материал по теме

«Вводные слова и предложения» (сборник Н.А.Сениной).
2. Выполнить тестовые задания:
№ 286 - №299
Домашнее задание1.Повторить на странице 93 – 97 теоретический материал по теме «Вводные слова и предложения» (сборник Н.А.Сениной).2.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть