Презентация, доклад по русскому языку на тему Средства речевой выразительности. Тропы и фигуры речи

Содержание

Содержание Проверь себя: кроссворд № 1Проверь себя: кроссворд № 2Тестовые задания - 1Тестовые задания – 2Шпаргалка Выразительность речи: дополнительный материал

Слайд 1Тропы и фигуры речи

Тропы и фигуры речи

Слайд 2Содержание
Проверь себя: кроссворд № 1
Проверь себя: кроссворд № 2
Тестовые задания

- 1
Тестовые задания – 2
Шпаргалка
Выразительность речи: дополнительный материал
Содержание Проверь себя: кроссворд № 1Проверь себя: кроссворд № 2Тестовые задания - 1Тестовые задания – 2Шпаргалка Выразительность

Слайд 3По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по

восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф

Проверь себя!

Кроссворд № 1


Шпаргалка

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот

Слайд 4ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений

по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф


Кроссворд № 1

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3.

Слайд 5Кроссворд № 2
По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени

в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Проверь себя!


Шпаргалка

Кроссворд № 2По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее

Слайд 6ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Кроссворд № 2
По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного

имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Кроссворд № 2По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово,

Слайд 7Тестовые задания - 1
Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

А1

Проверь себя!


Шпаргалка

Тестовые задания - 1Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствиеА1Проверь себя!Шпаргалка

Слайд 8ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Тестовые задания
А1

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Тестовые заданияА1

Слайд 9Тестовые задания - 1
Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

А2

Проверь себя!


Шпаргалка

Тестовые задания - 1Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствиеА2Проверь себя!Шпаргалка

Слайд 10ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Тестовые задания
А2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Тестовые заданияА2

Слайд 11Тестовые задания - 1
Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

А3

Проверь себя!


Шпаргалка

Тестовые задания - 1Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствиеА3Проверь себя!Шпаргалка

Слайд 12ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Тестовые задания
А3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Тестовые заданияА3

Слайд 13Тестовые задания - 1
Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере

и установите соответствие

А4

Проверь себя!


Шпаргалка

Тестовые задания - 1Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствиеА4Проверь себя!Шпаргалка

Слайд 14ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Тестовые задания
А4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Тестовые заданияА4

Слайд 15 1. Какие тропы выделены в тексте: «...От вёсел к берегу кудрявый

след бежал» (А. Фет)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) синекдоха

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

1. Какие тропы выделены в тексте:  «...От вёсел к берегу кудрявый след бежал» (А. Фет)?

Слайд 16 1. Какие тропы выделены в тексте: «...От вёсел к берегу кудрявый

след бежал» (А. Фет)?

1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) синекдоха


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1. Какие тропы выделены в тексте:  «...От вёсел к берегу кудрявый след бежал» (А. Фет)? 								1)

Слайд 17 2. Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал,

так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял« (А. Плещеев)?
1) сравнение 2) метафора 3) литота 4) эпитет

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

2. Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика

Слайд 18 2. Какой троп используется в тексте:
«Мой Лизочек так уж мал,

так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял» (А. Плещеев)?
1) сравнение 2) метафора 3) литота 4) эпитет


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

2. Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,  что из

Слайд 19 3. Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и

наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу« (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

3. Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась,

Слайд 20 3. Какой троп используется в тексте:
«Но вот, насытясь разрушеньем и

наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу» (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Шпаргалка

3. Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась,

Слайд 21 4. Какая стилистическая фигура используется в тексте:
«Люблю я пышное природы

увяданье... « (А. Пушкин)?
1) градация 2) инверсия З) эллипсис 4) оксюморон

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

4. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье... « (А. Пушкин)?  				1)

Слайд 22 4. Какая стилистическая фигура используется в тексте:
«Люблю я пышное природы

увяданье... « (А. Пушкин)?
1) градация 2) инверсия З) эллипсис 4) оксюморон


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

4. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье... « 					(А. Пушкин)?  				1)

Слайд 23 5. Какие тропы выделены в тексте:
«И серебром облиты лунным, деревья

мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят»
(А. Фет)?
1) метафора 2) эпитет 3) синекдоха 4) метонимия

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

5. Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья  мимо нас летят, под нами

Слайд 24 5. Какие тропы выделены в тексте:
«И серебром облиты лунным, деревья

мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)?
1) метафора 2) эпитет 3) синекдоха 4) метонимия


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

5. Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья  мимо нас летят, под нами

Слайд 25 6. Какой троп используется в тексте: «Переграждённая Нева обратно шла, гневна,

бурлива... (А. Пушкин)?
1) сравение 2) олицетворение 3) метафора 4) оксюморон

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

6. Какой троп используется в тексте: «Переграждённая Нева обратно шла,  гневна, бурлива... (А. Пушкин)?  				1)

Слайд 26 6. Какой троп используется в тексте: «Переграждённая Нева обратно шла, гневна,

бурлива...» (А. Пушкин)?
1) сравение 2) олицетворение 3) метафора 4) оксюморон


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

6. Какой троп используется в тексте: «Переграждённая Нева обратно шла,  гневна, бурлива...» (А. Пушкин)?  				1)

Слайд 27 7. Какая стилистическая фигура используется в тексте:
«О как мучительно тобою

счастлив я!» (А. Пушкин)?
1) инверсия 2) оксюморон 3) градация 4) умолчание

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

7. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» 					(А. Пушкин)? 				1) инверсия

Слайд 28 7. Какая стилистическая фигура используется в тексте:
«О как мучительно тобою

счастлив я!»
(А. Пушкин)?
1) инверсия 2) оксюморон 3) градация 4) умолчание


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

7. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» 						(А. Пушкин)?  				1)

Слайд 29 8. Какой троп используется в поэме «Медный всадник» А. Пушкина:
«Природой

здесь нам суждено в Европу прорубить окно»?
1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) сравнение

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

8. Какой троп используется в поэме «Медный всадник» А. Пушкина: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить

Слайд 30 8. Какой троп используется в поэме «Медный всадник» А. Пушкина:
«Природой

здесь нам суждено в Европу прорубить окно»?
1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) сравнение


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

8. Какой троп используется в поэме «Медный всадник» А. Пушкина: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить

Слайд 31 9. Какой троп используется в тексте:
«Я видывал, как она косит:

что взмах — то готова копна»
(Н. Некрасов)?
1) эпитет 2) метафора 3) гипербола 4) метонимия

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

9. Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что  взмах — то готова

Слайд 32 9. Какой троп используется в тексте:
«Я видывал, как она косит:

что взмах — то готова копна»
(Н. Некрасов)?
1) эпитет 2) метафора 3) гипербола 4) метонимия


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

9. Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что  взмах — то готова

Слайд 33 10. Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то

одинокая бродит гармонь«
(М. Исаковский)?
1) эпитет 2) метонимия 3) метафора 4) сравнение

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

10. Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь« 					(М. Исаковский)?

Слайд 34 10. Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то

одинокая бродит гармонь»
(М. Исаковский)?
1) эпитет 2) метонимия 3) метафора 4) сравнение


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

10. Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь» 					(М. Исаковский)?

Слайд 35 11. Какая стилистическая фигура используется в тексте
«Не жалею, не зову,

не плачу все пройдет, как с белых яблонь дым«
(С Есенин)?
1) антитеза 2) инверсия 3) градация 4) умолчание

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

11. Какая стилистическая фигура используется в тексте «Не жалею, не зову, не плачу все пройдет, как с

Слайд 36 11. Какая стилистическая фигура используется в тексте
«Не жалею, не зову,

не плачу все пройдет, как с белых яблонь дым«
(С Есенин)?
1) антитеза 2) инверсия 3) градация 4) умолчание


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

11. Какая стилистическая фигура используется в тексте «Не жалею, не зову, не плачу все пройдет, как с

Слайд 37 12. Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины

вставали волны...»
(А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

12. Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны...» 						(А. Пушкин)?  				1)

Слайд 38 12. Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины

вставали волны...»
(А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

12. Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны...» 						(А. Пушкин)? 				1) эпитет

Слайд 39 13. Какой троп используется в тексте:
«Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. Маяковский)?
1) эпитет 2) гипербола 3) метафора 4) оксюморон

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

13. Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает

Слайд 40 13. Какой троп используется в тексте:
«Пусть заполнится годами жизни квота,

стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива»
(В. Маяковский)?
1) эпитет 2) гипербола 3) метафора 4) оксюморон


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

13. Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает

Слайд 41 14. Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь

в устах его дымился. . .»
(А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) метонимия 4) сравнение

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

14. Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился. . .»

Слайд 42 14. Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь

в устах его дымился. . .» (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) метонимия 4) сравнение


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

14. Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился. . .»

Слайд 43 15. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут

в окна...» (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

15. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» 					(А. Пушкин)?  				1)

Слайд 44 15. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут

в окна...» (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

15. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» 					(А. Пушкин)?  				1)

Слайд 45 16. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут

в окна...» (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

16. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» 					(А. Пушкин)?  				1)

Слайд 46 16. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут

в окна...» (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

16. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» 					(А. Пушкин)?  				1)

Слайд 47 17. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут

в окна...» (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

17. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» (А. Пушкин)?  				1)

Слайд 48 17. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут

в окна...» (А. Пушкин)?
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

17. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» (А. Пушкин)?  				1)

Слайд 49 18. Какая стилистическая фигура используется в тексте:
«Мы сёла — в

пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги»
(В. Жуковский)?
1) градация 2) оксюморон 3) эллипсис 4) лексический повтор

Тестовые задания-2


Проверь себя!


Шпаргалка

18. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в

Слайд 50 18. Какая стилистическая фигура используется в тексте:
«Мы сёла — в

пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги»
(В. Жуковский)?
1) градация 2) оксюморон 3) эллипсис 4) лексический повтор


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

18. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в

Слайд 51
Конец

Конец

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть