Слайд 1КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
Слайд 2Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова,
словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Слайд 3Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных
форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)
Слайд 4Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями;
жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.
Слайд 5Нарушение норм согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Нарушение норм
управления
Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
Слайд 6Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Слайд 7Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать
друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Слайд 8Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит
вновь.
Пропуск члена предложения (эллипсис)
На собрании было принято (?) провести субботник.
Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.
Слайд 9Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не
в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
Слайд 10Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Неудачное употребление местоимений
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю;
Слайд 11Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление
канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов
По задумке автора, герой побеждает;
Молчалин работает секретарем Фамусова;
Слайд 12Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
В таких случаях
я взглядываю в словарь.
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте
Были приняты эффектные меры;
Имя этого поэта знакомо во многих странах;
Слайд 13Нарушение лексической сочетаемости
Автор использует художественные особенности.
Употребление лишних слов, в
том числе плеоназм
Молодой юноша; очень прекрасный.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Слайд 14Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже
не понимает всей глубины содеянного им.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Слайд 15Употребление лишних слов, лексическая избыточность
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,
об этом позаботится книжный наш магазин.
Слайд 16
Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они
возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
Слайд 17Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию)
понятий в предложении, тексте
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
Он облокотился спиной на батарею;
Слайд 18Нарушение причинно-следственных отношений
В последние годы очень много сделано для модернизации образования,
однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.
Слайд 19Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или
изложению)
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.
Слайд 20Сопоставление логически несопоставимых понятий
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
Композиционно-текстовые
ошибки
Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
Слайд 21 Ошибки в основной части
а). Сближение относительно далеких
мыслей в одном предложении.
б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
Слайд 22Неудачная концовка
Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
Слайд 23
Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что
пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).
Слайд 24 Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров
Базаров был
нигилист и поэтому убил старуху топором;
Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»
Слайд 25Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
Великая Отечественная
война 1812 года;
Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров.
Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».
Слайд 26Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил
этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
Слайд 27Речевая некорректность.
Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение
негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности