Презентация, доклад по русскому языку на тему Знаки препинания (6 класс)

Содержание

Тема исследованияСистема знаков препинания как особая часть графической системы русского языка

Слайд 1 Возможно ли обойтись без знаков препинания? Открытый урок по русскому языку

для 6 класса разработала Сергеева В.Г. МБОУ ООШ № 6
Возможно ли обойтись без знаков препинания?  Открытый урок  по русскому языку

Слайд 2Тема исследования
Система знаков препинания как особая часть графической системы русского языка

Тема исследованияСистема знаков препинания как особая часть графической системы русского языка

Слайд 3Актуальность проекта:
Наверное, каждый человек хоть один раз в жизни

задумывался над тем, правильно ли он написал свою мысль, верно ли выразил ее с помощью знаков препинания. Ведь стоит поменять местами одну маленькую запятую и смысл может измениться.
Неужели дело только в изучении правил постановки знаков препинания и все зависит только от них?


Актуальность проекта:  Наверное, каждый человек хоть один раз в жизни задумывался над тем, правильно ли он

Слайд 4Цель работы:
Обратить внимание на то, как важно знать правила пунктуации, и

ответить на вопрос, можем ли мы обойтись без знаков препинания или использовать их по своему усмотрению?
Цель работы:Обратить внимание на то, как важно знать правила пунктуации, и ответить на вопрос, можем ли мы

Слайд 5Задачи:
1) познакомиться с историей русской пунктуации;
2) выявить какие знаки препинания

являются в русском языке "палочками-выручалочками"?
3) провести анализ контрольных работ учащихся 6А класса с целью выявления пунктуационных ошибок;
4) ответить на вопрос: Можно ли отменить пунктуацию?

Задачи:  1) познакомиться с историей русской пунктуации;2) выявить какие знаки препинания являются в русском языке

Слайд 6Из истории русской пунктуации

Из истории русской пунктуации

Слайд 7Лаврентий Зизаний (Лаврентий Тустановский  (ок. 1560-1634) педагог-гуманист, филолог, церковный православный деятель.

Лаврентий Зизаний (Лаврентий Тустановский  (ок. 1560-1634) педагог-гуманист, филолог, церковный православный деятель.

Слайд 8Грамматика Лаврентия Зизания (1596 г.)

Грамматика Лаврентия Зизания (1596 г.)

Слайд 9Мелетий Смотрицкий (ок. 1578 – 1633)

Мелетий Смотрицкий (ок. 1578 – 1633)

Слайд 10 Грамматика Мелетия Смотрицкого (1619 г.). «Грамматика» Смотрицкого. Издание 1721 года. Москва

Грамматика Мелетия Смотрицкого  (1619 г.). «Грамматика» Смотрицкого. Издание 1721 года. Москва

Слайд 11Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

Михаил Васильевич Ломоносов  (1711 – 1765)

Слайд 12Яков Карлович Грот (1812 – 1893)

Яков Карлович Грот (1812 – 1893)

Слайд 13В XVIII веке в России впервые пишутся правила постановки знаков препинания,

то есть появляется раздел науки о языке – пунктуация

Слово «пунктуация», как известно, произошло от латинского слова «punctum», что значит «точка».
Лингвистический энциклопедический словарь даёт три определения пунктуации.
Во-первых, графических вне алфавитных знаков, которые образуют вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное их назначение - членение и графическая организация печатного или письменного текста.
Во-вторых, пунктуация – это система правил оформления письменного текста, исторически сложившаяся в данном конкретном языке.
В третьих, пунктуация – это раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания.

В XVIII веке в России впервые пишутся правила постановки знаков препинания, то есть появляется раздел науки о

Слайд 14Какие знаки препинания являются в русском языке «палочками-выручалочками»?..
Чтобы ответить на этот

вопрос, мы проанализировали стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий» (1878 г.)
Какие знаки препинания являются в русском языке «палочками-выручалочками»?..Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали стихотворение в прозе

Слайд 15Какие знаки препинания являются в русском языке «палочками-выручалочками»?..
Нищий
Я проходил по улице…

меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя в карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
– Что же, брат, – прошептал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Февраль, 1878 И.С. Тургенев
Какие знаки препинания являются в русском языке «палочками-выручалочками»?..Нищий		Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.		Воспаленные, слезливые

Слайд 16Какие знаки препинания являются в русском языке «палочками-выручалочками»?..
В стихотворении в прозе

И.С. Тургенева «Нищий» – 44 знака препинания, из них:
точка – 8 – 18,1 %
запятая – 21 – 47,7 %
точка с запятой – 2 – 4,5 %
кавычки – 1 – 2,2 %
тире – 4 – 9 %
многоточие – 7 – 15,9 %
восклицательный знак – 1 – 2,2 %
Вывод: анализ этого произведения показал, что наиболее распространённым знаком препинания в русском языке является запятая.
Какие знаки препинания являются в русском языке «палочками-выручалочками»?..В стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» – 44 знака

Слайд 17Анализ контрольных работ учащихся 6 А класса с целью выявления

пунктуационных ошибок :


1) пунктуационные ошибки допускают от 52, 9 % до 64,7 % обучающихся;
2) распространённые пунктуационные ошибки:
• запятая между однородными членами;
• запятая между простыми предложениями в составе сложного;
• запятые перед и после вводных слов внутри предложения.

Анализ контрольных работ учащихся 6 А класса с целью выявления

Слайд 18Можно ли отменить пунктуацию?
Поход




Девочке очень хотелось пойти

в поход с одноклассниками,
но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать
телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила
следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.
Как понять этот текст?
Почему его можно прочитать по-разному?
Можно ли отменить пунктуацию? 	 Поход Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не

Слайд 19Заключение:
В своей работе мы проанализировали значение и функции знаков препинания, выявили

их роль в предложении и письменной речи.
Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.
В процессе работы над исследованием я приобрела опыт, который пригодится мне в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Уверена, что полученные мной знания позволят мне избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании/тексте. Очень важно писать и читать грамотно!
Таким образом, мы еще раз доказали: на письме без знаков препинания обойтись нельзя и невозможно отменить пунктуацию!
Заключение:В своей работе мы проанализировали значение и функции знаков препинания, выявили их роль в предложении и письменной

Слайд 20Список литературы:
Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 г.
Граник Г.Г.,

Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1997 г.
А. Каневский О пользе знаков препинания.
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика.
Интернет-ресурсы
Список литературы: Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 г.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть