Слайд 1Обобщение по теме «Односоставные предложения»
Цель: обобщить изученное об односоставных предложениях;
развивать навыки самостоятельной работы учеников.
Задачи: закрепить и привести в систему знания теоретического материала по односоставным предложениям; по казать их роль, назначение и сферу употребления; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать связную речь и мыслительную деятельность.
Слайд 2Назовите типы простых предложений в стихах А.А.Фета.
1. Учись у них
– у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора.
2. Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело.- Я ничего не пойму.
3. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца…
Слайд 3Проверь свои ответы.
1. Определённо-личное, назывные.
2. Двусоставное, назывное, безличное, двусоставное.
3. Назывные.
Слайд 4Контрольные вопросы по теме:
Каким признаком отличаются односоставные предложения от двусоставных?
На какие
группы делятся односоставные предложения?
Какими признаками различаются предложения определённо-личные, неопределённо- личные, обобщённо- личные, безличные?
Какова сфера употребления и значение односоставных предложений?
Слайд 5Выпишите только односоставные предложения.
Вспоминается мне ранняя погожая осень.
Всюду сильно пахнет яблоками. Окна в сад подняты , и оттуда веет бодрой осенней прохладой. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Голоса на деревне или скрип ворот раздаётся по студёной заре необыкновенно ясно. Чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды.
Слайд 6Анализ предложений из стихотворения Тютчева.
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей
души,
Тихий, томный, благовонный,
Всё залей и утеши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!
Дай вкусить уничтоженья
С миром дремлющим смешай!
Задания: 1. Прочитать выразительно.
2. Определить виды предложений.
3. Какова их роль в стихотворении?
Слайд 7Что общего и чем отличаются данные конструкции? Спишите, выделите грамматические основы.
С
ним дружны в классе. С ним дружат в классе.
На меня сердиты. На меня сердятся.
Со мной согласны. Со мной согласились.
На вас обижены. На вас обижаются.
Ко мне излишне Ко мне придираются.
придирчивы.
Вывод: Сходство - предложения неопределенно - личные. Отличаются видами сказуемых и способом их выражения…
Слайд 8Запись предложений под диктовку и их анализ.
Идёшь по лесу, перебираешь в
голове слово за словом. И так их прикинешь, и этак. А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. (Паустовский)
Вопросы: - Объясните знаки препинания.
- Какой формой глагола выражено сказуемое? Как пишутся такие глаголы?
- Какова же роль односоставных обобщённо- личных предложений?
Слайд 9Спишите только односоставные предложения.
Докажите свой выбор.
Я вас люблю,- хоть я бешусь,
хоть это труд и стыд напрасный. Люблю ваш сумрак неизвестный и ваши тайные цветы. ( А.С.Пушкин)
Печально я гляжу на наше поколенье!.. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М.Ю.Лермонтов).
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. (С.Есенин).
Вопрос: Что передают односоставные предложения?
Слайд 10Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.
Всматриваясь в берёзовый лес в
излома(нн)ые его стволы вспоминаешь мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую т…жёлую работу.
Слайд 11Работа с книгой. Выполнение упражнения 248 по учебнику.
Задание: с упражнения 247
подобрать и записать по два примера на каждый тип односоставных предложений.
Слайд 12Вопросы по уроку:
В каких же стилях речи используются односоставные предложения?
Для какой
цели?
Слайд 13Выводы по уроку:
Односоставные предложения используются во всех стилях речи, особенно в
художественном и разговорном стилях, для краткости и выразительности речи, для избежания необоснованных повторений.
Они являются ярким выразительным средством русского языка. Эти предложения разнообразят нашу речь, делают её непринуждённой.
Слайд 14Домашнее задание:
Подготовиться к проверочной работе (диктанту) с грамматическими заданиями.
Повторить параграфы 20-24.