Презентация, доклад по русскому языку на тему Подготовка к написанию сжатого изложения(9 класс)

Цели урока.Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений:умение отбирать в исходном тексте основное;умение сокращать текст разными способами;умение правильно и логично излагать свои мысли;умение точно использовать языковые средства обобщённой

Слайд 1Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.
Составила Сдвижкова Светлана

Михайловна, учитель Преображенской средней школы №11
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.Составила Сдвижкова Светлана Михайловна, учитель Преображенской средней школы №11

Слайд 2

Цели урока.

Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений:
умение отбирать в исходном тексте основное;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно и логично излагать свои мысли;
умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Цели урока.Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений:умение отбирать

Слайд 3 Информационная схема текста.


ПРОБЛЕМА
(ВОПРОС, КОТОРЫЙ СТАВИТ АВТОР В ТЕКСТЕ)


ТЕМА
(О ЧЁМ ИЛИ О КОМ ДАННЫЙ ТЕКСТ)


ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
(ЧТО ХОЧЕТ СКАЗАТЬ АВТОР ДАННЫМ ТЕКСТОМ)




Информационная схема текста.

Слайд 4 СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ


Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  Сжатое изложение текста – изложение основного содержания

Слайд 5 СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ


Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  Сжатое изложение текста – изложение основного содержания

Слайд 6 СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ


Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  Сжатое изложение текста – изложение основного содержания

Слайд 7 СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ


Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  Сжатое изложение текста – изложение основного содержания

Слайд 8 СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ


Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  Сжатое изложение текста – изложение основного содержания

Слайд 9 Способы сокращения текста






Содержательные:
1)разделение информации

на главную и второстепенную (приём исключения);
2)свёртывание информации за счёт обобщения (приём обобщения).

Языковые:
1)слияние нескольких предложений в одно;
2)исключение повторов;
3)исключение уточняющих или
поясняющих конструкций;
4)исключение одного или несколько
синонимов;
5)исключение фрагментов предложения;
6)исключение отдельных предложений;
7)замена однородных членов обобщающим наименованием;
8)замена фрагмента предложения
синонимичным предложением;
9)замена предложения или его части
указательным местоимением;
10)замена СПП простым.

Способы сокращения текста Содержательные:1)разделение информации на главную и второстепенную (приём исключения);2)свёртывание информации

Слайд 10

Ход работы.

Определить микротемы исходного текста.
Записать (выделить) опорные слова в каждом абзаце
(микротексте).

Осознанно исключить из текста всё несущественное, используя основные приёмы сжатия текста.
Записать полученные предложения.

Ход работы.Определить микротемы исходного

Слайд 11 Исходный

текст.

1.Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2.Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3.Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4.Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.
5.Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 6.У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 7.Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 8.Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 9.Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.
10.Представьте, например, такую ситуацию. 11.Вы ищете подарок другу на день рождения , но так и не находите ничего подходящего. 12.Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 13.Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что был бы по-настоящему хороший подарок. 14.Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытываете удовольствие , потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его , и ваше собственное мнение о вас стало выше.
15.Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 16По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. 17.В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(251 слов)
(По А.Грецкову)

Исходный текст.   1.Психологи утверждают, что

Слайд 12 Информация о тексте сжатого изложения

МИКРОТЕМЫ.
1)Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами, от оценки нашего поведения.
2)Положительные функции отрицательных эмоций не могут появиться без наших усилий.
3)Преодолев себя и отдав другу то , что нам нравится, мы обрадуем друга и повысим свою самооценку.
4)Радость – это внутренняя награда.
Информация о тексте сжатого изложения

Слайд 13

Первый абзац

1) Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2)Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3)Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными.4) Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.(68)

Первый абзац1) Психологи утверждают, что настроение

Слайд 14 Вариант сокращения 1-го абзаца
Психологи утверждают, что настроение часто

зависит не от происходящих событий , а от нашего восприятия их. Если мы действуем во вред себе, то возникают неприятные переживания, а совершаем что-то хорошее, возникает радость.(31)

Вариант сокращения 1-го абзаца Психологи утверждают, что настроение часто зависит не от происходящих событий ,

Слайд 15 Работа с текстом
Исключили отдельные фрагменты

предложения №1(приём исключения).
Образовали сложное предложение путём слияния предложений №2-4 (приём обобщения).
Работа с текстомИсключили отдельные фрагменты предложения №1(приём исключения).Образовали сложное предложение путём

Слайд 16

Второй абзац


1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2)У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции.3) Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4)Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 5)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(49)

Второй абзац

Слайд 17 Вариант сокращения 2-го абзаца.
Неприятные эмоции тоже полезны,

так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(33)
Вариант сокращения 2-го абзаца.Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и

Слайд 18 Работа с

текстом14


Образовали сложные предложения путём слияния двух смежных №1-2 и №3-4(приём обобщения).

Работа с текстом14Образовали сложные предложения путём слияния двух

Слайд 19

Третий абзац


1) Представьте, например, такую ситуацию.2) Вы ищете подарок другу на день рождения , но так и не находите ничего подходящего.3) Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 4)Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что был бы по-настоящему хороший подарок.5) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытываете удовольствие , потому что обрадовали друга, а ещё потому что и его , и ваше собственное мнение о вас стало выше. (95 )

Третий абзац    1)

Слайд 20Вариант сокращения з-го абзаца.
Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания,

чтобы доставить радость другу. При этом вы тоже начинаете испытывать радость, повышается ваша самооценка.(22 слов)
Вариант сокращения з-го абзаца.Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу. При этом

Слайд 21

Работа с текстом.

Использовали приёмы исключения (исключили предложения , содержащие второстепенную информацию) и приёмы обобщения (свернули исходную информацию, переформулировав содержание текста своими словами).

Работа с текстом.Использовали приёмы исключения (исключили

Слайд 22 Четвёртый

абзац

1)Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 2)По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью.3)В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(39 слов)

Четвёртый абзац1)Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой.

Слайд 23Вариант сокращения 4-го абзаца.
Радость – своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает,

когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих. (19 слов)
Вариант сокращения 4-го абзаца.Радость – своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное

Слайд 24 Работа с текстом
Использовали метод исключения

(исключили фрагменты предложений и предложение №2, содержащее второстепенную информацию).
Работа с текстомИспользовали метод исключения (исключили фрагменты предложений и предложение №2,

Слайд 25

Сжатый текст

Психологи утверждают, что настроение часто зависит не от происходящих событий , а от нашего восприятия их. Если мы действуем во вред себе , возникают неприятные переживания, а совершаем что-то хорошее , возникает радость.
Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.
Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу . При этом вы тоже начинаете испытывать радость, повышается ваша самооценка.
Радость – своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(110слов)

Сжатый текст    Психологи

Слайд 26СПАСИБО ЗА РАБОТУ

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть