Презентация, доклад по русскому языку на тему Устаревшие слова(5 класс)

Содержание

Добра и здоровья, ребята, гости!Весьма порадуйте сегодня меня, дети, т.к. очень хочу познать и увидеть старание ваше!

Слайд 1Гой еси, добры молодцы, гости!
Вельми порадуйте днесь мя, отроки, понеже зело

волю ведать и узреть усердие ваше!

«ГОЙ» означает «жить», а «ЕСИ» — «есть». Буквально: «Ты сейчас есть и будь живым ещё!». «ГОЙ ЕСИ, ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ» (устар.)– так приветствуют всех, кому желают добра и здравия
ВЕЛЬМИ (устар.) - очень, весьма
ДНЕСЬ(устар.) – сегодня МЯ (устар.)- меня ОТРОК(устар.) - подросток среднего возраста
ПОНЕЖЕ (устар.) - так как, поскольку
ЗЕЛО (устар.) – очень, сильно
ВОЛЮ(ВОЛИТИ-н.ф.) – хочу
ВЕДАТЬ (устар.) – знать
ЗРЕТЬ (устар.) – видеть,
УСЕРДИЕ (устар.) – старание.
.

Гой еси, добры молодцы, гости!Вельми порадуйте днесь мя, отроки, понеже зело волю ведать и узреть усердие ваше!«ГОЙ»

Слайд 2Добра и здоровья, ребята, гости!
Весьма порадуйте сегодня меня, дети, т.к. очень

хочу познать и увидеть старание ваше!
Добра и здоровья, ребята, гости!Весьма порадуйте сегодня меня, дети, т.к. очень хочу познать и увидеть старание ваше!

Слайд 3Какую помету вы встретили в словаре? Что она обозначает?
Устар. – устаревшие

слова

Но эти слова живые, они о многом могут нам рассказать. О чем они могут рассказать?
Какую помету вы встретили в словаре? Что она обозначает?Устар. – устаревшие словаНо эти слова живые, они о

Слайд 4Тема урока:
О ЧЕМ ГОВОРЯТ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА?
Пятое декабря.
Классная работа.

Тема урока:О ЧЕМ ГОВОРЯТ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА?Пятое декабря.Классная работа.

Слайд 5Зачем нужно нам изучать эту тему? Для чего нужно знать устаревшие

слова?

Итак, какова будет цель нашего урока?
Зачем нужно нам изучать эту тему? Для чего нужно знать устаревшие слова?Итак, какова будет цель нашего урока?

Слайд 7Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления

Слайд 8Прочитайте слова. Подумайте, по какому принципу распределены слова. Это поможет вам

выяснить две причины устаревания слов.
Сюртук, злато, ланиты, треуголка, кольчуга, рыбарь.
1 группа Сюртук, треуголка, кольчуга.

2 группа Злато, ланиты, рыбарь.
Вывод:
Прочитайте слова. Подумайте, по какому принципу распределены слова. Это поможет вам выяснить две причины устаревания слов. Сюртук,

Слайд 9Вывод:
1. Если из жизни уходит какой–то предмет, например, сюртук, треуголка, кольчуга, крепостной,

боярин, то и слово выходит из употребления. Такие слова называются историзмами.
2. Вторая причина в том, что слова заменились синонимами, например, злато - золото, рыбарь – рыбак, ведать-знать, ланиты-щеки. Такие слова называются архаизмами.

2 причины устаревания слов:
1. исчезновение из современной жизни предметов, явлений, понятий (историзмы).
2. Замена слов современными словами – синонимами (архаизмы).

Вывод:1.	Если из жизни уходит какой–то предмет, например, сюртук, треуголка, кольчуга, крепостной, боярин, то и слово выходит из

Слайд 10Запишем:
Устаревшие слова
Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с

исчезновением предметов, явлений, понятий: боярин, стольник, алтын.

Архаизмы - устаревшие слова, замененные современными словами- синонимами: злато-золото, ланиты – щёки, выя – шея

Запишем:Устаревшие словаИсторизмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий: боярин, стольник,

Слайд 12Прочтите отрывок из стихотворения, найдите в нём устаревшие слова
Снега пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит

на облучке
В тулупе, в красном кушачке.

А.С. Пушкин.

Прочтите отрывок из стихотворения, найдите в нём устаревшие словаСнега пушистые взрывая,Летит кибитка удалая.Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушачке.А.С. Пушкин.

Слайд 13Кибитка
Облучок

КибиткаОблучок

Слайд 14Тулуп

Тулуп

Слайд 15Рассмотрите человека, представленного на иллюстрации.
Подпишите названия частей тела человека, которые

вы знаете, устаревшими словами.
Рассмотрите человека, представленного на иллюстрации. Подпишите названия частей тела человека, которые вы знаете, устаревшими словами.

Слайд 16Старинные названия частей человеческого тела

Старинные названия частей человеческого тела

Слайд 17Физкультминутка.
Встаньте прямо.
Вытяните выю.
Расправьте рамена.
поднимите десницу и шуйцу,
Сомкните вежды три раза.
Потрите дланью

ланиты, уста, вежды
ударьте дланью о долонь
Нахмурьте чело.
погрозите перстом соседу. (
Физкультминутка.Встаньте прямо.Вытяните выю.Расправьте рамена.поднимите десницу и шуйцу,Сомкните вежды три раза.Потрите дланью ланиты, уста, веждыударьте дланью о долоньНахмурьте

Слайд 18Угадайка
"Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка

тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".

Три щелка – три щелчка

Полба - это вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней, из которой варили полбяную кашу. 

Угадайка

Слайд 19
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в

аршин…


Родины – обряд рождения ребенка

Аршин - старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени1 аршин = 1/3 сажени =  16 вершков1 аршин = 1/3 сажени =  16 вершков = 0,7112 м

Наступает срок родин;    Сына бог им дал в аршин… Родины – обряд рождения ребенкаАршин

Слайд 20Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим,

мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.

Челядь - дворовые слуги помещика

Вершо́к — старорусская единица измерения — старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. 

Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем

Слайд 21На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка…



Душегрейка - нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей — бархата, плиса, парчи, шелка.

Кичка -  старинный русский головной убор замужних женщин.

На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка… Душегрейка - нагрудная женская одежда на

Слайд 22И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами…

Перст –

палец на руке
И царица хохотать,И плечами пожимать,И подмигивать глазами,И прищелкивать перстами… Перст – палец на руке

Слайд 23Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

Рать

– войско, военный отряд, военные действия.
Чтоб концы своих владенийОхранять от нападений,Должен был он содержатьМногочисленную рать. Рать – войско, военный отряд, военные действия.

Слайд 24Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы.

Бусурман ( басурман) – иноверец, человек

иной веры
Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы.Бусурман ( басурман) – иноверец, человек иной веры

Слайд 25Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь словариком. Булава, Кулебяка, Лохань,

Ушат, Кокошник, Кичка, Кафтан, Алтын, Грош, Полушка, Пищаль, Квашня, Картуз, Ботвинья, Армяк, Явства, Алебарда, Зипун, Душегрейка, Гривенник

Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь словариком. Булава, Кулебяка, Лохань, Ушат, Кокошник, Кичка, Кафтан, Алтын, Грош,

Слайд 26Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь словариком.
Булава, Кулебяка, Лохань,

Ушат, Кокошник, Кичка, Кафтан, Алтын, Грош, Полушка, Пищаль, Квашня, Картуз, Ботвинья, Армяк, Явства, Алебарда, Зипун, Душегрейка, Гривенник

Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь словариком. Булава, Кулебяка, Лохань, Ушат, Кокошник, Кичка, Кафтан, Алтын, Грош,

Слайд 27Игра «Подскажи словечко». Заполните пропуски, подобрав подходящие по смыслу устаревшие слова,

употребив их в нужном числе и падеже.
1.Между тем Амалия Штокфиш распоряжалась; назначила (денежная единица, равная 3 копейкам) по ……..у с каждого двора... (М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города»).
2.Селифан принялся стучать, и скоро, отворив калитку, высунулась какая-то фигура, покрытая (крестьянский кафтан) ………., и барин со слугою услышали хриплый бабий голос... (Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»).
Игра «Подскажи словечко». Заполните пропуски, подобрав подходящие по смыслу устаревшие слова, употребив их в нужном числе и

Слайд 28Игра «Подскажи словечко». Заполните пропуски, подобрав подходящие по смыслу устаревшие слова,

употребив их в нужном числе и падеже.
1.Между тем Амалия Штокфиш распоряжалась; назначила (денежная единица, равная 3 копейкам) по алтыну с каждого двора... (М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города»).
2.Селифан принялся стучать, и скоро, отворив калитку, высунулась какая-то фигура, покрытая (крестьянский кафтан) армяком, и барин со слугою услышали хриплый бабий голос... (Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»).
Игра «Подскажи словечко». Заполните пропуски, подобрав подходящие по смыслу устаревшие слова, употребив их в нужном числе и

Слайд 29Игра «Подскажи словечко».
3.Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию, друзья!
Ее ничтожность разумею


И мало к ней привязан я;
Для призраков закрыл я (глазные веки) …….. (А.С.Пушкин).
4.Русский мужик говорит (денежная единица, равная 10 коп.) о ….. или о семи (денежная единица, равная 2 коп.) …………. меди, старики и старухи размахивают руками или говорят сами с собою, иногда с довольно удивительными жестами... (Н.В.Гоголь).
5.Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким (обильные, вкусные, изысканные кушанья) ……………….. угощала... (А.С.Пушкин «Золотой петушок»).
Игра «Подскажи словечко». 3.Покамест упивайтесь ею,Сей легкой жизнию, друзья!Ее ничтожность разумею И мало к ней привязан я;

Слайд 30Игра «Подскажи словечко».
3.Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию, друзья!
Ее ничтожность разумею


И мало к ней привязан я;
Для призраков закрыл я (глазные веки) вежды (А.С.Пушкин).
4.Русский мужик говорит (денежная единица, равная 10 коп.) о гривеннике или о семи (денежная единица, равная 2 коп.) грошах меди, старики и старухи размахивают руками или говорят сами с собою, иногда с довольно удивительными жестами... (Н.В.Гоголь).
5.Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким (обильные, вкусные, изысканные кушанья) явством угощала... (А.С.Пушкин «Золотой петушок»).
Игра «Подскажи словечко». 3.Покамест упивайтесь ею,Сей легкой жизнию, друзья!Ее ничтожность разумею И мало к ней привязан я;

Слайд 31Задание:
Составьте фразу, в которой вы поблагодарите друг друга за работу или

гостей за то, что пришли, но использовать вы должны только устаревшие слова. Вашими помощниками станут словарик и ваша эрудиция.
Задание:Составьте фразу, в которой вы поблагодарите друг друга за работу или гостей за то, что пришли, но

Слайд 32Слова для справок:
НАКАЗАТЕЛЬ - наставник, учитель
Благодарствуйте – благодарю вас.
ДРУЖИНА -

Товарищи, община, спутники; войско
ДРУЗИ – друзья
ЖИВОТ – жизнь, употреблялось в выражении «не жалея живота своего»
МАСТРОТА – мастерство
ХИТРОСТЬ – мудрость
АЛАФА - награда
ПРИСЕТИТИ - ниспослать милость
НАРОЧИТЫЙ - отличный
ПРАВЫЙ – правильный
ПАЧЕ - превыше
БЛАЖИТИ – славить, прославить
КАПИТИСЯ – собираться вместе
ТЩАНИЕ – старание
КОБЬ - счастье
РЕВНОСТЬ – усердие
БЛАГИЙ - хороший
ЛЮБО – хорошо
КУДЕСЫ - чудеса
Слова для справок:НАКАЗАТЕЛЬ - наставник, учитель Благодарствуйте – благодарю вас.ДРУЖИНА - Товарищи, община, спутники; войскоДРУЗИ – друзья

Слайд 33Подводим итоги урока.
Какие слова называют устаревшими?
Почему слова устаревают?
О чем рассказывают устаревшие

слова?
Для чего используются устаревшие слова?
Достигли ли мы цели, поставленной на уроке?
Подводим итоги урока.Какие слова называют устаревшими?Почему слова устаревают?О чем рассказывают устаревшие слова?Для чего используются устаревшие слова?Достигли ли

Слайд 35Домашнее задание.
Написать свой текст (на любую тему), используя устаревшие слова.

§42, упражнение 335
Домашнее задание.Написать свой текст (на любую тему), используя устаревшие слова.

Слайд 36И в заключение:
" Вельми радовали днесь мя, отроки, понеже зело ведаю

и зрю усердие ваше. Благодарствуйте".
И в заключение:

Слайд 37Прочитайте текст. Подберите подходящее по смыслу слово. Ответьте на вопросы после

прочтения текста.
«Шесть килограммов на голове»
У замужней женщины головной убор мог достигать шестикилограммового веса. Главное, чтобы эта конструкция полностью закрывала волосы. В народе верили, что именно волосы обладают колдовской силой. В отличие от кички и сороки, которые носили только замужние женщины, этот головной убор (…………………..) мог носиться и незамужними. (…………………..) плотно охватывал голову, закрывая волосы. Как правило, он (………….………..) надевался на праздники. Обычно он был обтянут золотой тканью, натянутой на твердую основу, и обшит жемчугом.

Прочитайте текст. Подберите подходящее по смыслу слово. Ответьте на вопросы после прочтения текста.«Шесть килограммов на голове»У замужней

Слайд 38Прочитайте текст. Подберите подходящее по смыслу слово. Ответьте на вопросы после

прочтения текста.
Ответьте на вопросы:
1) Сколько килограммов мог весить головной убор замужней женщины?
2)Почему головные уборы должны были полностью закрывать голову женщины?
3)Какие головные уборы носили замужние женщины?
4)Соотнесите названия головных уборов и с изображениями.
Кичка – г , Сорока – б , Кокошник – а , Картуз – в .
А) б) в) г)

Прочитайте текст. Подберите подходящее по смыслу слово. Ответьте на вопросы после прочтения текста.Ответьте на вопросы:1)	Сколько килограммов мог

Слайд 39
Математические задачи
1.Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын

да деньгу, головотяпы же давали грош да животы (жизни) свои в придачу. (М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»). Какая сумма стала предметом торга?
Примечание: алтын=3 копейки, деньга= 0,5 копейки, грош=2 копейки .
Решение: 3 коп.+0,5 коп.= 3,5 коп.
3,5 коп.-2 коп.=1,5 коп.
Математические задачи1.Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош

Слайд 40
Математические задачи
2.Этими денежными единицами на Руси пользовались достаточно часто. Так,

три рубля содержали 100 алтынов, что позволяло пользоваться им при денежных расчетах.
Посчитайте, чему равен 1 рубль.
1 рубль= 33 алтына + 2 деньги.
3.Аннушка насобирала в лесу пять коробов грибов. Три короба она отдала бабушке на зимний запас, а остальные увезла с батюшкой на ярмарку. Сколько денег получила Маша, если известно, что один короб грибов стоит 1 гривенник и 2 гроша? Переведите полученную сумму в копейки.
Примечание: Гривенник = 10 копеек, грош=2 копейкам.
Решение: 1) 5 коробов – 3 короба=2 короба
2) 2 *умножить на (1 гривенник+2 гроша) = 2 гривенника+ 4 гроша или
2*) 10 коп.+2*умн.2 коп.=14 коп. (за один короб)
3) 2*умн. на 10 копеек + 4 * умн. на 2 копейки = 28 копеек.
3*) 14 коп.*умн.2= 28 копеек





Математические задачи2.Этими денежными единицами на Руси пользовались достаточно часто. Так, три рубля содержали 100 алтынов, что

Слайд 41Урок русского языка в 5 классе Тема урока « Устаревшие слова» Урок

общеметодологической направленности. Технологии : здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития творческих способностей, информационно- коммуникационные.
Урок русского языка в 5 классе  Тема урока « Устаревшие слова» Урок общеметодологической направленности. Технологии :

Слайд 42Формирование УУД
Предметные: научиться определять устаревшие слова по формальным и лексическим признакам.
Метапредметные.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы и работы в парах. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.
Личностные: формирование познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности.

Формирование УУДПредметные: научиться определять устаревшие слова по формальным и лексическим признакам.Метапредметные. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть