Слайд 1Выполнила: Лапина Арина
ученица 6 Г класса
МБОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары
Научный
руководитель: Зимина Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Русский язык
«Фразеологизмы с
числовой категорией»
Муниципальное бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №46» города чебоксары
Слайд 2
В русском языке фразеологизмы широко распространены. Они необходимы для того,
чтобы говорящий мог выразить свое отношение к тому, что высказывает. Основная задача этих словосочетаний – воздействие на воображение собеседника или читателя с целью сделать сказанное более выпуклым.
Слайд 3
Тема нашей работы, несомненно, актуальна: настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах
у выпускников 9х и 11х классов ,которые сдают ОГЕ и ЕГЕ. Оказалось, что многие из старшеклассников с трудом находят фразеологизмы в тексте. Из нашей работы вы сможете пополнить свой словарный запас и узнать для себя много интересной информации.
Проблемой исследования является то, что многие не знают о значении чисел во фразеологизмах, а кто-то не слышал вообще о таком понятии, как «Фразеологизм с числовой категорией».
Слайд 4
Цель исследования – узнать как можно больше о фразеологизмах с числовой категорией.
Для осуществления цели
были поставлены следующие задачи:
1) выяснить значение понятия «фразеологизм», выделить их виды;
2) выяснить, что такое фразеологизм с числовой категорией;
3) узнать, какое значение имеют числа во фразеологизмах;
4) провести анкетирование среди учащихся гимназии;
5) познакомить одноклассников с найденным материалом.
Объект исследования – фразеологизмы с числовой категорией.
Предмет исследования – группа фразеологизмов с числовой категорией, история числового значения в них.
Гипотеза исследования. Могло ли быть связано значение цифр во фразеологизмах с историей русского народа?
Слайд 5Методы исследования:
теоретический(изучение научной литературы)
эмпирический(анкетирование учащихся)
Научная новизна данного исследования определяется выбором материала изучения фразеологизмов с
числовой категорией в русском языке, к тому же был проведён анализ самооценки учащихся гимназии.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют сделать вывод об уровне знания учащихся об истории фразеологизмов в русском языке, а также расширить представления о происхождении фразеологизмов с числовой категорией.
Практическая значимость
работа может быть использована педагогами при изучении такого раздела языкознания, как «Лексика. Фразеология».
Исследование нашей темы проводилось в три этапа:
• первый этап – анализ литературных источников по проблеме исследования, ;
• второй этап – проведение и анализ исследования среди обучающихся гимназии;
• третий этап – оформление исследовательского проекта, тезисов и презентации.
Структура и объем работы - исследовательский проект состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Слайд 6 Фразеологизмы и их виды
Фразеологизмами называются устойчивые словосочетания, которые используются для придания
речи выразительности, динамичности. Фразеологизмы можно встретить в устной речи, в художественной литературе,они широко используются в публицистике и политике. Пожалуй, в наименьшей мере они встречаются только в официальных документах и специальной литературе.
Слайд 7Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов:
• фразеологические сращения - неделимый оборот, значение которого совершенно не выводимо
из суммы составляющих его компонентов.
фразеологические единства - это устойчивый оборот, в котором отчётливо сохраняются признаки раздельности компонентов. каждое слово такой фразы имеет своё значение, но в совокупности они приобретают переносный смысл.
фразеологические сочетания - устойчивый оборот, в состав которого входят слова как со свободным значением, так и с фразеологически связанным, несвободным.
Слайд 8 Фразеологизмы с числовой категорией.
Значение числа во фразеологизмах
фразеологизмы с числовой категорией – это
устойчивые выражения с числительными.
Прежде чем перейти к самим фразеологизмам, необходимо определиться со значением чисел,
которые в них употребляются:
0 – передает понятие ничтожества
1 – 1) малое количество, 2) одиночество;
2 – 1) близость расстояния, быстрота;
3 – высокое качество или степень;
4-целость,совокупность
5 – значение лишнего;
6-создание или творение чего-либо нового
• 7- неисчислимое большое множество
8-число вновь обретенного рая, а также возобновления, восстановления
9-означает всемогущество
10-число содержит все числа, а следовательно, все вещи и возможности
Слайд 9
Также помимо этих чисел в русском языке существуют фразеологизмы с числами:
Опять
двадцать пять - то же самое, одно и то же; о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся.
Дать сто очков вперед - значительно превосходить кого-либо в чем-либо.
Сто к одному – о чем-то, что может произойти с большой степенью вероятности
.
Слайд 10Значение чисел в жизни русского народа
Русская народная традиция больше тяготеет к
слову, нежели к числу. Однако и в сказках, и в былинах, и в житиях святых появляется определенная числовая символика, набор священных чисел, повторяющихся в разных образах и несущих определенный смысл.
Слайд 11Примеры фразеологизмов с числовой категорией
Слайд 12 было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 100 человек (учащиеся 6г,
6и-л, 6э и 8г классов). Им были представлены следующие вопросы:
1. Что такое фразеологизм?
2. Что такое фразеологизм с числительным оборотом?
Слайд 13список фразеологизмов, которые написали ученики в анкете
Этот список очень большой ,
но я выбрала 10 самых используемых фразеологизмов,это:
Как две капли воды
В тридевятом(тридесятом) царстве.
Стреляный воробей
Семь раз отмерь,один раз отрежь
Опять двадцать пять
Небо показалось с овчинку
Манна небесная
Авгиевы конюшни
Повесить уши
Филькина грамота
Слайд 14Выводы
1. фразеологизмы с числовой категорией – особый пласт фразеологии, требующий дальнейшего изучения;
2. Некоторые фразеологизмы с числовой категорией действительно связаны с истории русского народа;
3. Все фразеологизмы в русском языке украшают человеческую речь
На этом работа над проектом не заканчивается. Думаем, что накопленный материал ляжет в основу исследования дальше. Также хотелось бы расширить перечень классификаций устойчивых сочетаний слов.