Слайд 1ОГЭ - 2019
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)
Слайд 2
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние,
языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание С2?
В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
! Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание 15.1?
Слайд 3 Обратите внимание на то, что в формулировке
задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению.
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Внимательно прочитайте задание.
Слайд 5Итак, озвучим основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том,
как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 6МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3.
начать сочинение с высказывания.
Слайд 7Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)
Чтобы задания на экзамене не оказались для вас котом в мешке, продолжаем разбираться в критериях. Копайтесь в них, изучайте, читайте по несколько раз в день, учите наизусть, чтобы наконец-то понять, ЧТО же от вас будет требоваться на экзамене!
Ну про наизусть - это, конечно, перебор. Но знать эти критерии вы просто обязаны!
Иначе не видать вам самого высокого балла за сочинение!
Слайд 8НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение
без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения
пересказывать или переписывать исходный текст.
Слайд 9Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых влениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Слайд 10Шаг 3. Составляем план сочинения
Предлагаю 3 варианта.
План 1
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим
2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
План 2
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
План 3
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.
Слайд 11! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац.
Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
Пишем сочинение по плану 2.
Слайд 12Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл
Не забудьте о логическом переходе к аргументам!
В
приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.
Слайд 13
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни
и в нашем сознании,
чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее
точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё
многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного
высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
Слайд 14
Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:
утверждал
рассуждалотмечал
считал и
т.д.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Слайд 15 Язык – одно из чудес, с помощью
которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.
Слайд 16или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так:
нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Слайд 17или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о
том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Слайд 18Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте
... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Слайд 19Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя
и ваши рассуждения.
Общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из прочитанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Слайд 20Например:
Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися
дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33)(приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Слайд 21Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов
в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
Слайд 22При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д.
Не
забывайте, что они отделяются запятой.
Слайд 23Шаг 6. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в
заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Слайд 24Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в
русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Слайд 25Примерный образец экзаменационного сочинения:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю
так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Слайд 26 Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической
окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Слайд 27Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в
русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Слайд 28 Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского
о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Слайд 29Итак, начнём традиционно с сокращений:
С1 - сочинение-рассуждение на лингвистическую тему,
К1 - К4 -
критерий 1 - критерий 4.
Слайд 30С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
1. Дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, назвал
2 или более разные функции языкового явления – 2 балла
2. Дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, но назвал 1 функцию языкового явления – 1 балл
3. Не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, не назвал ни одной функции языкового явления – 0 баллов
Слайд 31С1К2 Наличие примеров-аргументов
1. Привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют каждую из 2-х разных функции языкового
явления – 2 балла
2. Привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 1 функцию или привёл 2 примера-аргумента, которые иллюстрируют 1 функцию: 1 пример из текста и 1 пример не из текста или привёл 1 пример-аргумент из текста, который иллюстрирует 1 функцию – 1 балл
3. Привёл 1-2 примера-аргумента из текста, не соответствующих обоснованиям, или привёл примеры-аргументы не из текста, или не привёл ни одного примера-аргумента – 0 баллов
Слайд 32С1К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность
1. Нет логических ошибок, последовательность не нарушена, абзацы
сохранены –2 балла
2. Допущена 1 логическая ошибка и/или 1 нарушение абзацного членения текста – 1 балл
3. Допущено более 1 лог. ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0 баллов
Слайд 33С1К4 Композиционная стройность
1. Ошибок в построении текста нет – 1 балл
2. Нет композиционной стройности,
продуманности, завершённости – 0 баллов
3.Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1 – С1К4 – 7 баллов