Презентация, доклад по русскому языку на тему Отрицательные частицы НЕ и НИ

Содержание

Обучающая: научиться на основе приобретённых знаний распознавать, писать и правильно употреблять в своей речи частицы НЕ и НИ .Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся, мыслительных умений(сравнивать, классифицировать, обобщать), переноса знаний в новые ситуации.Воспитывающая: осуществлять патриотичеЦель урока

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Отрицательные частицы
НЕ и НИ
урок

русского языка в 7 классе

учитель русского языка и литературы
Суворова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа»Отрицательные частицыНЕ и НИурок русского языка в 7 классеучитель русского

Слайд 2Обучающая: научиться на основе приобретённых знаний распознавать, писать и правильно упот
реблять

в своей речи частицы НЕ и НИ .Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся, мыслительных умений(сравнивать, классифицировать, обобща
ть), переноса знаний в новые ситуации.Воспитывающая: осуществлять патриотич
е

Цель урока

Обучающая: научиться на основе приобретённых знаний распознавать, писать и правильно употреблять в своей речи частицы НЕ и

Слайд 3учебник русского языка;
Оценочные листы для учащихся;
дидактические карточки;
репродукция картины И.И. Шишкина «Утро

в сосновом лесу».

Оборудование урока

учебник русского языка;Оценочные листы для учащихся;дидактические карточки;репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Оборудование урока

Слайд 4Подготовка к уроку
Учащиеся:
повторяют изученные правила;
подбирают словосочетания с частицами НЕ и НИ

к картине
И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»



Учитель:
продумывает оформление урока;
разрабатывает коммуникативную ситуацию;
готовит презентацию и дидактический материал для урока



Подготовка к урокуУчащиеся:повторяют изученные правила;подбирают словосочетания с частицами НЕ и НИ к картине И.И. Шишкина «Утро в

Слайд 5
Предлагается коммуникативная ситуация:
На доске запись: «Когда к вам не придёшь,

вы хорошие оценки получаете» (Родители)


Вопрос: Что напутали родители?
Чтобы дать «грамотный» ответ на данный вопрос и суметь объяснить это родителям, что нужно знать?
О чём же пойдёт речь на уроке? (о частицах НЕ и НИ)

Какова цель урока ?

Обозначение темы. Постановка цели урока.


научиться на основе приобретённых знаний распознавать, писать и правильно употреблять в своей речи частицы НЕ и НИ .

Предлагается коммуникативная ситуация:На доске запись: «Когда к вам не придёшь, вы хорошие оценки получаете» (Родители)Вопрос: Что

Слайд 63. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
Задание для групп.

Помогите восстановить схему «Частицы не и ни».

Отрицательные частицы

2. для выражения отрицания в предложениях без подлежащего

для выражения утверждения при двойном отрицании

3. для выражения отрицания перед сказуемым или другим членом предложения

5. для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словами НЕТ, НЕЛЬЗЯ

4. для выражения утверждения в вопросительно-восклицательных предложениях

6. для выражения утверждения в придаточной части предложения.

НЕ

НИ

3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. Задание для групп. Помогите восстановить схему «Частицы не и

Слайд 7
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,


Нет ни в чём тебе конца,
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.

(М. Ножкин.)

4. Проверочные упражнения.
Задание . Прослушать поэтические тексты. Используя опорную схему, выразите согласие-несогласие в употреблении частиц НЕ и НИ в каждом тексте.

Я люблю тебя, Россия,Дорогая наша Русь.Нерастраченная сила, Неразгаданная грусть.Ты размахом необъятна, Нет ни в чём тебе конца,Ты

Слайд 8Мне по душе и тишь её, и гам.
Куда б меня судьба

ни заносила,
Я возвращаюсь к волжским берегам,
Откуда начинается Россия.

(А.Дементьев.)
Мне по душе и тишь её, и гам.Куда б меня судьба ни заносила,Я возвращаюсь к волжским берегам,Откуда

Слайд 9Я точно знаю, кто впервые
Давным-давно сказал: «Не трусь!»
Тогда сказала так Россия,
Россия…

Если кратко – Русь.
(А.Прокофьев.)
Я точно знаю, кто впервыеДавным-давно сказал: «Не трусь!»Тогда сказала так Россия,Россия… Если кратко – Русь.

Слайд 10Самостоятельная индивид
Задание: записать предложения, обозначив соответствующей цифрой (см. схему) условия выбора

написания частиц НЕ и НИ.

Нельзя (не-ни) любить своей Родины.
(Ни-не) звука русского, (ни-не) русского лица (ни-не) встретил.
И какой же русский (не-ни) любит быстрой езды!
Где б (ни-не) ехал, близко иль вдали,
Как бы (ни-не) встречали – привечали,
О тебе, Россия, боль Земли,
Все мои желания кричали!
(В.Сорокин.)

Самостоятельная индивидЗадание: записать предложения, обозначив соответствующей цифрой (см. схему) условия выбора написания частиц НЕ и НИ. Нельзя

Слайд 11Проверь себя.
Нельзя не любить своей Родины.

2) Ни звука русского, ни русского

лица не встретил.

3) И какой же русский не любит быстрой езды!

4) Где б ни ехал, близко иль вдали,
Как бы ни встречали – привечали,
О тебе, Россия, боль Земли,
Все мои желания кричали!
(В.Сорокин.)
Проверь себя.Нельзя не любить своей Родины.2) Ни звука русского, ни русского лица не встретил. 3) И какой

Слайд 12Задание: на основе картинок и предложенных к ним предложений попытайтесь объяснить

разницу в написании данных сочетаний.

5. Ознакомление с новыми умениями
(умение различать написание сочетаний: не один( много, несколько) и ни один (никто); не раз ( много раз) и ни разу (никогда, совсем).

Не один наш герой способен на такую нежность.

Ни один художник не нарисует такую картину.

Я ни разу на море не был.

Этот город будет сниться мне не раз.

Задание: на основе картинок и предложенных к ним предложений попытайтесь объяснить разницу в написании данных сочетаний.5. Ознакомление

Слайд 13А сколько молний грудь твою разили!
Не раз, врываясь в дом твой,

обнаглев,
Враги кричали: «Кончено с Россией!»
И узнавали твой, Россия, гнев.
(А.Прокофьев.)

6. Упражнения для групп на освоение и закрепление новых умений.
Задание 1. В данном поэтическом тексте объяснить употребление выражения «не раз».

А сколько молний грудь твою разили!Не раз, врываясь в дом твой, обнаглев,Враги кричали: «Кончено с Россией!»И узнавали

Слайд 14
Задание 2. В данные предложения вставьте подходящие по смыслу выражения не

один – ни один, не раз – ни разу.


1. … час бродила по Подмосковью.

2. На нашем озере я был … .

3. … город в мире не заменит мне мою любимую Москву.

Задание 2. В данные предложения вставьте подходящие по смыслу выражения не один – ни один, не раз

Слайд 157. Творческая работа. Продолжи рассказ по картине И.И. Шишкина «Утро в

сосновом лесу», включив в него частицы НЕ и НИ.

Глухой уголок соснового бора. Тихое утро. Неуклюжие медвежата. Кто (не-ни) знает этой картины И.И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу».

7. Творческая работа. Продолжи рассказ по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», включив в него частицы

Слайд 16Итог урока. Рефлексия
Какие умения вы приобрели на данном уроке?
Используя оценочный лист

и заработанные бонусы, оцените свою деятельность и деятельность своих товарищей по группе.
Учитель предлагает вернуться к вопросу «Что напутали родители?» и дать «грамотный» ответ родителям.

Критерии оценивания

Итог урока. РефлексияКакие умения вы приобрели на данном уроке?Используя оценочный лист и  заработанные бонусы, оцените свою

Слайд 17Итог урока. Рефлексия
Оценочный лист
Бонусы


( за каждый заработанный бонус учащиеся получают

по 1 дополнительному баллу)

1 — за ответ на проблемный вопрос в конце урока.
3- на основе картинок объяснить разницу в написании сочетаний не раз — ни разу, не один — ни один.
Итог урока. РефлексияОценочный листБонусы ( за каждый заработанный бонус учащиеся получают по 1 дополнительному баллу) 1 —

Слайд 18Домашнее задание
В известном шлягере поётся: «Я отправлюсь за тобой, что бы

путь мне не пророчил…» Или всё-таки «ни пророчил»? Что перед вами – утверждение или отрицание?
Домашнее заданиеВ известном шлягере поётся: «Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил…» Или всё-таки

Слайд 19Список использованных источников.



Литература.
Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. –

М.: Просвещение, 1988.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Учебник русского языка 7 класс - М.: Просвещение, 2009.


Ресурсы – ИНТЕРНЕТ.
1. http://www.testsoch.info/ne-i-ni/

Список использованных источников.Литература.Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть