Презентация, доклад по русскому языку на тему Роль обращений в произведениях А.С.Пушкина

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ: ВЫЯВИТЬ РОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА, ПОВТОРИТЬ ПОСТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ, ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ СЛОВА РАЗВИВАЮЩАЯ: РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ

Слайд 1УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ по русскому языку в 8 классе
Выполнила
учитель русского языка и литературы
высшей

категории
МОУ «СОШ №4» города Ржева
Тверской области
Баранова Татьяна Ивановна
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  по русскому языку в 8 классеВыполнила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ: ВЫЯВИТЬ РОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРАХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА, ПОВТОРИТЬ ПОСТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ, ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ СЛОВА РАЗВИВАЮЩАЯ: РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К СЛОВУ, УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ

Тема урока:
«Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина»

ЦЕЛИ УРОКА:  ОБУЧАЮЩАЯ: ВЫЯВИТЬ РОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА, ПОВТОРИТЬ ПОСТАНОВКУ

Слайд 3 Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Н.В. Гоголь

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Н.В. Гоголь

Слайд 4Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина
Выполнить синтаксический разбор предложений:
Мой друг ,отчизне

посвятим
Души прекрасные порывы!

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной…

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе.
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.

Пора, мой друг, пора
Покоя сердце просит –
Летят за днями дни,
И каждый час уносит частичку бытия

ОБРАЩЕНИЕ СЛУЖИТ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СОБЕСЕДНИКА

Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина Выполнить синтаксический разбор предложений:Мой друг ,отчизне посвятимДуши прекрасные порывы! Не пой,

Слайд 5 Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина












Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?


Проснись, ленивец сонный!
(«К студентам»)


Любезный именинник,
О Пущин ,дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой
(«К Пущину»)
Здравствуй, Вульф, приятель мой!
Приезжай сюда зимой.
(«Из письма Вульфу»)

Обращение адресовано конкретному лицу, адресату.

Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Слайд 6Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина
Обращение к неодушевлённым предметам
Унылая пора! Очей

очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье…

Весна, весна!
Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!

Роль обращений в произведениях А.С. ПушкинаОбращение к неодушевлённым предметамУнылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса,Люблю я

Слайд 7При обращении используются
различные типы определений
согласованные
приложения
глаголы повелительного наклонения
несогласованные
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И

легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!

Ты не забудешь дружбы нашей
О Пущин, ветреный мудрец!

придают побудительный характер

выражают эмоциональную напряженность

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

При обращении используются различные типы определенийсогласованныеприложенияглаголы повелительного наклонениянесогласованныеПростите, верные дубравы!Прости, беспечный мир полейИ легкокрылые забавыСтоль быстро улетевших

Слайд 8Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина 3адание №2
Записать предложение, объяснить орфограммы, пунктограммы,

составить схему, дать характеристику предложению:
Мой первый друг мой друг бе…це…ый
И я судьбу бл...госл…вил
Когда мой двор уед…нённый
Печальным снегом занес … ый
Твой колокольчик огл…сил
Кому посвящено это стихотворение?
Для чего служат обращения в этом стихотворении?
Какое чувство испытывает поэт?
Что помогает выразить это чувство?


,

с

нн

!

а

о

,

и

,

ённ

,

а

.

Роль обращений в произведениях А.С. Пушкина 3адание №2Записать предложение, объяснить орфограммы, пунктограммы, составить схему, дать характеристику предложению:Мой

Слайд 9«…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться» М.В. Ломоносов
Задание №3
Работа с текстом:
Ещ… пущ…

старуха бр…нит…ся
Дурачина ты, простофиля!
Выпр…сил, дурачина, к…рыто!
В к…рыт… много ль к...рысти?

- Какую функцию выполняет обращение в данном тексте?
«…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться» М.В. Ломоносов Задание №3Работа с текстом:Ещ… пущ… старуха бр…нит…сяДурачина ты, простофиля!Выпр…сил,

Слайд 10«…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться» М.В. Ломоносов
Задание №3
Работа с текстом:
Ещ… пущ…

старуха бр…нится
Дурачина ты, простофиля!
Выпр…сил, дурачина, к…рыто!
В к…рыт… много ль к...рысти?


ё

е

а

о

о

о

е

о

«…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться» М.В. Ломоносов Задание №3Работа с текстом:Ещ… пущ… старуха бр…нитсяДурачина ты, простофиля!Выпр…сил,

Слайд 11«Письмо матери»
Марии Ивановне
В сей день я только получил ваше письмо с

деньгами… Вы не ошиблись, почтеннейшая маменька, я точно сильно нуждаюсь в это время…
Теперь вы, великодушная моя маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь вас прошу сделать для меня еще величайшее одолжение. Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаев и нравов малороссиян наших, и потому я знаю, любезнейшая моя, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке.
Поздравляю Вас, бесценная и несравненная маменька, с радостным днем вашего ангела, желаю Вам провесть его в полном удовольствии. Очень жалею, что не могу прислать Вам хорошего подарка. Но Вы видите мою сыновнюю любовь к Вам.
Вечно и неизменно любящий Вас сын
Н. Гоголь – Яновский

Роль обращений в эпистолярном жанре

Выписать обращения, использованные Н.В. Гоголем в письмах к отцу и матери

«Письмо отцу»
Василию Гоголю

Милостивый государь мой папенька!
Письмо Ваше получил я 28 сентября. Весьма рад, находя Вас, сударь мой, в добром здравии. Сделайте милость, объявите мне, поеду ли я домой на рождество?

Между прочим, прошу Вас, дражайший папенька, еще: нельзя ли каким-нибудь образом достать «Собрание образцовых сочинений в стихах и прозе»
Еще прошу уведомить меня, дорогой друг, не приедете ли вы в Нежин посетить нас и осчастливить меня своим присутствием.
Прощайте, дражайший папенька!
Ваш послушнейший и покорнейший сын
Николай Гоголь-Яновский


Какое отношение передается к матери? К отцу?
Что узнали об этимологии слова «сударь»? Употребляется ли оно сейчас?
В каких произведениях А.С. Пушкин использовал эпистолярный жанр?

«Письмо матери»Марии ИвановнеВ сей день я только получил ваше письмо с деньгами… Вы не ошиблись, почтеннейшая маменька,

Слайд 12Итог урока:
Обращение служит для привлечение внимания собеседника
Обращение адресовано конкретному лицу, адресату.
Обращение

к неодушевлённым предметам
Обращение носит оценочный характер


Домашнее задание:
написать письмо от имени
Петра Гринева на
разрешение на брак с
Машей Мироновой:
- девочки – матери
мальчики – отцу,
использовав обращения
из писем Н.В. Гоголя

Итог урока:Обращение служит для привлечение внимания собеседникаОбращение адресовано конкретному лицу, адресату.Обращение к неодушевлённым предметамОбращение носит оценочный характерДомашнее

Слайд 13Самым интересным на уроке для меня было…

Для меня оказалось трудным и

сложным…

На месте Татьяны Ивановны я бы…
Самым интересным на уроке для меня было…Для меня оказалось трудным и сложным…На месте Татьяны Ивановны я бы…

Слайд 14Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть