Презентация, доклад по русскому языку на тему Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Содержание

1.Наотмашь 12. Сдержишь2. Плачь 13. ВояжКирпич

Слайд 1ОР
Ф
О
Г
Р
А
Ф
И
Ч
Е
С
К
А
Я

Р
А
З
М
И
Н
К
А

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯРАЗМИНКА

Слайд 21.Наотмашь

12. Сдержишь
2. Плачь 13. Вояж
Кирпич 14. Щелочь
Могуч 15. Видишь
Брошь 16. Смерч
Фальшь
Муляж
Навзничь
Текуч
Пастбищ
Неудач









1.Наотмашь              12. Сдержишь2. Плачь

Слайд 3Числовой диктант: верное утверждение – 1; неверное – 0.


В зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Части бессоюзного сложного предложения соединятся посредством интонации.
Интонация выражает смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится точка с запятой.

Проверь! 1110

Числовой диктант: верное утверждение – 1; неверное – 0.

Слайд 4Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника уже залитого мраком

я подвигался вперёд с трудом (И. Тургенев).

2. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет короткая бархатная трава.

3. Сад выл и шумел в воздухе кружились мокрые жёлтые листья в аллеях стояли лужи (В. Вересаев).

Задание: спишите бессоюзные сложные предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически (где это возможно) объясните постановку знаков препинания.

Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника уже залитого мраком я подвигался вперёд с трудом (И.

Слайд 5Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком;

я подвигался вперёд с трудом (И. Тургенев).
Дубовые кусты разрослись по скатам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава.
Сад выл и шумел, в воздухе кружились мокрые жёлтые листья, в аллеях стояли лужи (В. Вересаев).


Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я подвигался вперёд с трудом (И.

Слайд 6Задание: составьте схемы сложных предложений (знаки препинания в предложениях не расставлены).
1.

Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом
(Н. Сладков).
2. Мне показалось что под кустом у того берега обязательно должен прятаться рак (В. Солоухин).
3. Проехать было нельзя вершина сосны загородила дорогу
(К. Паустовский).

,оттого что

почему?

1.

Проверим!

2.

что?

, что

3.

?

почему?

Задание: составьте схемы сложных предложений (знаки препинания в предложениях не расставлены).1. Яблони пропали оттого что мыши объели

Слайд 7распознаю бессоюзные
сложные предложения
определю смысловые
отношения между частями
бессоюзного сложного
предложения
знаю, какой знак

препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении со значением причины
распознаю бессоюзныесложные предложенияопределю смысловые отношения между частями бессоюзного сложногопредложениязнаю, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном

Слайд 8Задачи урока:
1. Познакомиться с правилом постановки знаков препинания в бессоюзном сложном

предложении со значением причины,

пояснения, дополнения.

2. Составить опорный конспект правила или алгоритм действий по правилу постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения.

3. Научиться применять правило постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения

Задачи урока:1. Познакомиться с правилом постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении со значением причины,пояснения, дополнения.2. Составить

Слайд 9Бессоюзные сложные предложения со значением
причины, пояснения, дополнения.
Учебник, стр. 130-131: 1

группа – составление
опорного конспекта;
2 группа – составление алгоритма
постановки знака
знака препинания.
Бессоюзные сложные предложения со значениемпричины, пояснения, дополнения. Учебник, стр. 130-131: 1 группа – составление

Слайд 10Задание. 1 группа: выписать бессоюзные сложные предложения со значением причины; 2

группа: выписать бессоюзные сложные предложения со значением пояснения сказуемого; 3 группа: выписать бессоюзные сложные предложения со значением разъяснения содержания первой части. Знаки препинания в предложениях расставлены.
Задание. 1 группа: выписать бессоюзные сложные предложения со значением причины; 2 группа: выписать бессоюзные сложные предложения со

Слайд 11И соседи присмирели, воевать уже не смели: таковой им царь Дадон

дал отпор со всех сторон (А. Пушкин).
Одно было ясно: радио вопило о небывалой силе продвигающегося в океан тайфуна, о необычайной сжатости его круга (Соколов-Микитов).
Легко сказать: ты должен стать другим человеком (В. Каверин).
И молва трезвонить стала: дочка царская пропала (А. Пушкин)
Страшно было только по вечерам: в трубе вдруг начинал выть ветер.
Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь
(Б. Полевой).



И соседи присмирели, воевать уже не смели: таковой им царь Дадон дал отпор со всех сторон (А.

Слайд 12И соседи присмирели, воевать уже не смели: таковой им царь Дадон

дал отпор со всех сторон (А. Пушкин).
почему?

2. Страшно было только по вечерам: в трубе вдруг начинал выть ветер.

почему?

Значение причины

И соседи присмирели, воевать уже не смели: таковой им царь Дадон дал отпор со всех сторон (А.

Слайд 13Легко сказать: ты должен стать другим человеком
(В. Каверин).


2. И молва

трезвонить стала: дочка царская пропала
(А. Пушкин)

что?

о чём (что)?

Значение пояснения сказуемого

Легко сказать: ты должен стать другим человеком (В. Каверин).2. И молва трезвонить стала: дочка царская пропала (А.

Слайд 141. Одно было ясно: радио вопило о небывалой силе продвигающегося в

океан тайфуна, о необычайной сжатости его круга (Соколов-Микитов).

а именно
2. Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь
(Б. Полевой).


а именно

Со значением разъяснения содержания первой части.

1. Одно было ясно: радио вопило о небывалой силе продвигающегося в океан тайфуна, о необычайной сжатости его

Слайд 15Задание. 1 группа: выпишите бессоюзные сложные предложения со значением дополнения, разъяснения,

расставьте знаки препинания; 2 группа: выпишите бессоюзные сложные предложения со значением причины , расставьте знаки препинания.
Задание. 1 группа: выпишите бессоюзные сложные предложения со значением дополнения, разъяснения, расставьте знаки препинания; 2 группа: выпишите

Слайд 161. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь

смотрел на неё, усмехаясь (К. Паустовский).
2. Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь (Б. Полевой).
3. К первому дню праздника всё было готово картины развешены, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зелёных бочек (В. Катаев).
4. Старший политрук молчал не надо мешать командиру принимать решение (Л. Соболев).
5. Вспыхнувшее пламя освещает безрадостную картину на кромке льда вповалку лежат олени, там же виднеется трое заледеневших нарт (Г. Федосеев).
6. Вечерами возле клуба всё население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается (Ю. Грибов).
1. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь (К. Паустовский).2.

Слайд 17Бессоюзные предложения со значением дополнения, разъяснения
К первому дню праздника всё

было готово: картины развешены, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зелёных бочек (В. Катаев).
Вспыхнувшее пламя освещает безрадостную картину: на кромке льда вповалку лежат олени, там же виднеется трое заледеневших нарт (Г. Федосеев).
Вечерами возле клуба всё население собиралось: кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается (Ю. Грибов).

Бессоюзные предложения со значением дополнения, разъяснения К первому дню праздника всё было готово: картины развешены, столбы для

Слайд 18Бессоюзные сложные предложения со значением причины
1. Она с усилием подняла глаза

и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь (К. Паустовский).
2. Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь
(Б. Полевой).
3. Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение (Л. Соболев).

Бессоюзные сложные предложения со значением причины1. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел

Слайд 19Синтаксическое лото
Слышу я
Деревья словно плакали
Только видит
И опять сжалось у меня сердце
Я

не жалею о былом
Царь недолго собирался

1. С ветвей на землю всё время падали крупные капли
(В. Арсеньев).
2. для чего, для какой нужды, для какого чёрного дьявола затеяли люди войну себе на погибель (Соколов-Микитов).
3. вьётся вьюга, снег валится на поля, вся белёшенька земля
(А. Пушкин).
4. В тот же вечер обвенчался
(А. Пушкин).
5. Оно меня не усладило
(М. Лермонтов).
6. звенит синица средь желтеющих полей (И. Тургенев).

Синтаксическое лотоСлышу яДеревья словно плакалиТолько видитИ опять сжалось у меня сердцеЯ не жалею о быломЦарь недолго собирался1.

Слайд 20Учебник, стр. 133, упр. 198 (работа группами)
Творческая работа

Учебник, стр. 133, упр. 198 (работа группами)Творческая работа

Слайд 21Домашнее задание
Учебник, стр.132, упр.197

Домашнее заданиеУчебник, стр.132, упр.197

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть