Слайд 1Образовательный проект на тему: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях»
Урок по русскому
языку для учащихся 8 класса
Автор: Максименкова Александра Алексеевна,
Учитель русского языка и литературы;
Г. Химки, МБОУ СОШ № 27
Слайд 2Цели образовательного проекта:
Познакомить с основными видами подчинительной связи (согласование, управление,
примыкание);
Научить определять виды связи слов в словосочетаниях;
Закрепить понятия о строении и значении словосочетаний;
Преобразовать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Слайд 3Инновационность проекта:
Развивающее обучение
Создание ситуации успеха на уроке
групповая дискуссия
работа
с раздаточным материалом
План урока:
Организационный момент
Лингвистическая разминка (именные, глагольные и наречные словосочетания)
Проверка домашнего задания (определение видов словосочетания)
Работа по теме урока:
А) работа по учебнику
Б) объяснение нового материала учителем
Закрепление изученного материала (работа по учебнику, грамматические задания у доски и в тетрадях, индивидуальные карточки)
Подведение итогов урока
Слайд 5
Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с
помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания, которые определяются грамматическими свойствами зависимых слов.
Если зависимое слово отвечает на вопрос какой? который? чей?, то перед нами согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде числе и падеже. При этом меняется и главное, и зависимое слово. Например: осенняя пора – осенней поры и т.д. Зависимым словом выступают прилагательные, причастия, местоимения, порядковые числительные. (Учащиеся приводят примеры таких словосочетаний)
Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного (местоимение, числительное), то такой вид связи называется управление. При таком виде связи главное слово управляет зависимым. При этом форма зависимого слова остается неизменной, а форма главного слова может меняться. Например: позвонил другу – позвонили другу- позвоним другу и т.д. (Учащиеся приводят примеры таких словосочетаний и изменяют форму главного слова).
Если зависимое слово выражено неизменяемой частью речи (наречием, деепричастием или начальной формой глагола), то это примыкание. Здесь идет речь о примыкании зависимого слова главному только по смыслу. Например: очень быстро, шел насвистывая, планирую успеть и т. д. (Ученики приводят свои примеры)
Список литературы:
Учебник Русский язык 8 класс Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская (2014)
с. 39
Слайд 6 1. Определить вид синтаксической связи в словосочетаниях, построить схемы.
Определить тип словосочетания по главному слову:
Хвойный лес, равнодушный ребенок, пользоваться пособием, прочитать книгу, встретить приятеля, шутить по телефону, третий этаж
2. Дополнить словосочетания главным словом, определить вид синтаксической связи:
Ветреный.., гуманный.., лиственный.., дружеский.., гостеприимный.., неожиданное..
3. Дополнить словосочетания зависимым словом, определить вид синтаксической связи:
Заплатить.., оплатить.., позвонить.., надеть.., зависеть.., посмеяться.., убежать..
Слайд 7А1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
□ 1) громко звучавший
□
2) ударивший недруга
□ 3) кажущийся сном
□ 4) смеющиеся ребята
А2. Какое словосочетание является глагольным?
□ 1) увлекаться спортом
□ 2) осенний ветер
□ 3) слишком громко
□ 4) первый этаж
А3. В каком словосочетании вид связи — СОГЛАСОВАНИЕ?
□ 1) кабинет доктора
□ 2) первая любовь
□ 3) довольно силен
□ 4) позвонить приятелю
А4. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
□ 1) белая юбка
□ 2) взмах руки
□ 3) красные и белые
□ 4) собрать урожай
В1. Из данного предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Солнце нынче встает очень рано.
Список использованной литературы:
Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс, М., «ВАКО», 2011 г.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку (универсальное издание), 8 класс. М., «ВАКО», 2016.
На этапе опроса могут использоваться контрольно-измерительные материалы.
Примерные задания:
Слайд 8Проблемные вопросы:
Что НЕ является словосочетанием?
С какими видами словосочетаний вы познакомились
на прошлом уроке?
Как определить вид синтаксической связи слов в словосочетании?
Дайте характеристику синтаксическим видам связи слов в словосочетании (согласованию, управлению, примыканию)
Проблемные задания:
1. Приведите собственные примеры словосочетаний с различными видами синтаксической связи.
2. Замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление:
Вишневый компот, воронье гнездо, картофельное пюре
3. Замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование:
Листья березы, горшок из глины, фигурки из бумаги
4. Заменить словосочетания со связью примыкание на словосочетания со связью согласование:
Петь громко, завтра днем
5. Заменить словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление:
Выполнить без ошибок, исчезнуть без следа, рассказывать с улыбкой
Слайд 9
Примерные ответы учащихся
А) на проблемные вопросы
Словосочетанием не являются сочетание существительного с
предлогом,
однородные члены и грамматическая основа.
2. На прошлом уроке мы познакомились с именными, глагольными
и наречными словосочетаниями. Чтобы определить их вид, мы должны выяснить, какой частью речи является главное слово.
3. Чтобы определить вид синтаксической связи в словосочетании мы должны выяснить, какой частью речи является зависимое слово и как оно соотносится с главным.
4. При согласовании зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. При управлении главное слово управляет зависимым. Зависимое слово ставится в нужную форму. При примыкании зависимое слово выражено неизменяемой частью речи. Оно «примыкает» к главному только по смыслу.
Слайд 10Примерные ответы учащихся
Б) на проблемные задания
Длинный язык – согласование, шутки по
телефону – управление, очень тихо - примыкание
Вишневый компот – компот из вишни, воронье гнездо – гнездо вороны, картофельное пюре – пюре из картофеля
Листья березы – березовые листья, горшок из глины – глиняный горшок, фигурки из бумаги – бумажные фигурки
Петь громко – громкое пение, завтра днем – завтрашний день
Безошибочное выполнение, бесследное исчезновение, рассказывать, улыбаясь
Слайд 11Рефлексия (самооценка урока)
А) Учащиеся отлично определяют главное и зависимое слово в
словосочетании,
задают вопрос от главного к зависимому.
Учащиеся отлично научились определять, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Учащиеся хорошо определяют тип связи согласование в словосочетании. Способны безошибочно назвать часть речи, которой выражено зависимое слово.
Учащиеся удовлетворительно определяют тип связи управление в словосочетании. Иногда допуская ошибки, находят в словосочетании зависимое слово, которое ставится в нужной форме, могут определить его падеж.
Затруднения вызвало определение типа связи примыкание, нахождение главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного слова к зависимому. Ученикам сложно определить деепричастие в словосочетании. В связи с этим у них возникли сложности с приведением своих примеров словосочетаний.
Слайд 12
Рефлексия (самооценка урока)
Б) Отношение к содержанию учебного материала – равнодушное. Данная
тема не вызвала у учеников особого интереса.
Отношения между детьми в процессе усвоения материала – активность. У большинства учеников наблюдалось стремление проявить себя, исправить ошибки другого и разобраться в собственных.
Отношение к учителю – нейтральное.