Презентация, доклад по русскому языку на тему Фразеологизмы (6 класс)

Содержание

Правая рука была забинтована. Капитан команды — это правая рука тренера. Разберите по членам предложенияНайдите одинаковые словосочетанияПопробуйте заменить каждое слово в словосочетаниях другимВ каком предложении имеются слова, употреблённые в переносном значении?

Слайд 1


Слайд 2Правая рука была забинтована.
Капитан команды — это правая рука тренера.


Разберите по членам предложения
Найдите одинаковые словосочетания
Попробуйте заменить каждое слово в словосочетаниях другим
В каком предложении имеются слова, употреблённые в переносном значении?

Правая рука была забинтована. Капитан команды — это правая рука тренера. Разберите по членам предложенияНайдите одинаковые словосочетанияПопробуйте

Слайд 3В чем разница?

В чем разница?

Слайд 4Лингвистический
эксперимент
Замените в данном словосочетании подчеркнутое слово синонимом:
куда глаза глядят

Можно ли

«обновить» устаревшее слово «зеница» во фразе беречь как зеницу ока на слово зрачок?

Можно ли заменить грамматическое число компонентов данных словосочетаний?
сбиться с ног – сбиться с ноги
Лингвистический экспериментЗамените в данном словосочетании подчеркнутое слово синонимом:куда глаза глядятМожно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» во фразе

Слайд 5Изменился смысл высказываний!
Каков

результат
лингвистического эксперимента?
Изменился     смысл     высказываний!Каков результатлингвистического эксперимента?

Слайд 6Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые – фразеологизмы

(фразеологические обороты).

Вывод:

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо сочетанию слов.

Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые – фразеологизмы (фразеологические обороты).Вывод:Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов,

Слайд 8Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об

особенностях его строения и употребления в речи. 
Развивающая: развить навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; сформировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, научиться отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развить творческие способности и образное мышление школьников; обогатить словарный запас школьников;
Воспитательная: воспитать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в

Слайд 10Фразеологические сращения абсолютно неделимы

1) Наличие непонятных устаревших слов:
попасть впросак
2) Наличие грамматических

архаизмов:
спустя рукава
3) Отсутствие какой-либо синтаксической связи:
чем свет
из рук вон
Фразеологические сращения абсолютно неделимы1) Наличие непонятных устаревших слов:попасть впросак2) Наличие грамматических архаизмов:спустя рукава3) Отсутствие какой-либо синтаксической связи:чем

Слайд 11Фразеологические единства: целостное значение мотивировано значением составляющих слов

Фразеологические единства: целостное значение мотивировано значением составляющих слов

Слайд 12Фразеологические сочетания имеют слова как со свободным, так и со связанным значением

Фразеологические сочетания имеют слова как со свободным, так и со связанным значением

Слайд 13Признаки свободных и несвободных словосочетаний

Признаки свободных и несвободных словосочетаний

Слайд 15Обратимся к учебнику
с. 85, упр. 149

Обратимся к учебникус. 85, упр. 149

Слайд 16Словари фразеологизмов
Русская фразеология. Историко-этимологический словарь /  Под ред. В.М. Мокиенко
Фразеологический словарь

русского языка / Под ред. А.И. Молоткова

Фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Н. Тихонов (рук. авт. кол.), А.Г. Ломов, Л.А. Ломова

Большой фразеологический словарь русского языка / Отв. ред. В. Н. Телия

Словари фразеологизмовРусская фразеология. Историко-этимологический словарь /  Под ред. В.М. МокиенкоФразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.

Слайд 17Обратимся к учебнику
с. 82, упр. 143

Обратимся к учебникус. 82, упр. 143

Слайд 18Закрепим изученное!

Закрепим изученное!

Слайд 19Бить баклуши - заниматься чем-то пустяковым, бездельничать
Когда

Каштанка совсем уже свыклась с новой жизнью…хозяин погладил её и сказал:
- Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать.
(А.П. Чехов)

Бить баклуши - заниматься чем-то пустяковым, бездельничать    Когда Каштанка совсем уже свыклась с новой

Слайд 20Баклуша
- это чурка, специально приготовленная для выделки из неё ложки или

чашки. Заготовка баклуш считалась самым простым и лёгким делом. Его обычно поручали старикам или подросткам, которые целыми днями сидели и били баклуши.
Баклуша- это чурка, специально приготовленная для выделки из неё ложки или чашки. Заготовка баклуш считалась самым простым

Слайд 21Зарубить на носу - запомнить крепко- накрепко, раз и навсегда
Ты заметь

себе правило в жизни и заруби это себе на носу: никогда не становись на второе место.
(М. Пришвин)
Зарубить на носу - запомнить крепко- накрепко, раз и навсегдаТы заметь себе правило в жизни и заруби

Слайд 22Зарубить на носу
Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а

всего лишь памятную дощечку, бирку для зписей.
В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Зарубить на носуСлово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для

Слайд 23Попасть впросак – попасть в беду, в тяжёлое положение

Петя понял, что попал впросак: никакой тайны у Гаврика, разумеется, не было, а он только хотел над ним посмеяться.
(В. Катаев)
Попасть впросак – попасть в беду, в тяжёлое положение    Петя понял, что попал впросак:

Слайд 24Попасть впросак
Просак – так называли станок для витья верёвок. Станки стояли

близко друг к другу, так что, проходя между ними, надо было следить, чтобы в просак не попал край одежды, прядь волос или борода – иначе быть беде.
Попасть впросакПросак – так называли станок для витья верёвок. Станки стояли близко друг к другу, так что,

Слайд 25«Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой



Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек …

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …

Ребята слушать их не станут:
От этой песни …

«Доскажи словечко»Дружнее этих двух ребятНа свете не найдешь.О них обычно говорят:Водой …Мы исходили городокБуквально вдоль и поперек

Слайд 26Подбери картинку к фразеологизму

Подбери картинку к фразеологизму

Слайд 27Собери фразеологизм

Собери фразеологизм

Слайд 28Отгадайте фразеологизм

Отгадайте фразеологизм

Слайд 29Расшифруйте фразеологизм

Расшифруйте фразеологизм

Слайд 30Что запомнилось?
Как ты оцениваешь себя
и одноклассников?

Что запомнилось?Как ты оцениваешь себяи одноклассников?

Слайд 31Домашнее задание

Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть