Слайд 1Путешествие по стране Лексика и Фразеология
Савчук Людмила Павловна, учитель русского
языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №6
Слайд 2
Орфографическая и синтаксическая
пятиминутка.
Музыка об...рвалась когда в окнах
заполыхал б…гровый закат.
Скрипнула дверь и Чайковский вышел на крыльцо.
З..л..неет цв..тет поет бл..стит и в..с..ли(т, ть)ся все ж..вое.
Ра..бегайтесь руч..и ра..текайтесь лужи!
Слайд 3
Орфографическая и синтаксическая
пятиминутка (проверка)
Музыка оборвалась, когда в окнах
заполыхал багровый закат.
Скрипнула дверь, и Чайковский вышел на крыльцо.
Зеленеет, цветет, поет, блестит и веселится все живое.
Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи!
Слайд 4
Цель урока
повторить понятие о лексике как разделе науки о языке;
закрепить
знания о группах слов в лексике;
повторить понятие «фразеологический оборот»;
развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).
Слайд 5Омонимы
Синонимы
Фразеологизмы
Профессионализмы
Диалектизмы
Антонимы
Многозначные слова
Страна Лексика
Слайд 6В каждом ряду синонимов выделить слово, где признак выражен сильнее
Большой, громадный,
колоссальный
Храбрый, мужественный, смелый
Яркий, блистательный, ослепительный
Огромный, значительный, исполинский
Слайд 7 Проверим!
Большой, громадный, колоссальный
Храбрый, мужественный, смелый
Яркий, блистательный, ослепительный
Огромный, значительный, исполинский
Слайд 8
Определить значение выделенных в предложении слов?
Я больно прикусила
язык.
Так вкусно, что язык проглотишь.
Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.
Слайд 9Физкультминутка
Спал цветок (закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,
слегка надавливая на
них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх, вдох,
посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (руки согнуты, в стороны, выдох)
Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Слайд 11Объяснить значение фразеологизмов
Слайд 12Объяснить значение фразеологизмов
Дать по рукам
Вставлять палки в колеса
Тянуть быка
за рога
Водить за нос
Выйти из себя
Сесть в калошу
Бить баклуши
Заклятый враг
Сломя голову
Точить лясы
Закадычный друг
Кромешная тьма
Слайд 13 Запишите предложения, подберите
к выделенным словам фразеологизмы.
1.
Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать.
2. Задание написано совершенно четко, определенно.
3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось.
4. Много прошло времени с той поры.
Слайд 14 Проверим
1. Одноклассники ни с того ни сего перестали со
мной разговаривать.
2. Задание написано черным по белому.
3. Мой друг вел себя как ни в чем ни бывало.
4. Много воды утекло.
Слайд 15 .
Рефлексия
По каким странам мы сегодня путешествовали?
Какая страна вам
особенно понравилась и запомнилась, почему?
Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика?
Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране?
Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?
Слайд 16Домашнее задание
Написать сочинение на тему
«Для чего нам нужны фразеологизмы?»
или
«Судьба фразеологизма»
Слайд 17Спасибо за урок!
Удачи вам, ребята!