Презентация, доклад по русскому языку на тему Сложносочиненное предложение (9 класс)

Содержание

За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 17–21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.(17)Когда поезд отошёл от оче­ред­ной стан­ции, я по­ста­вил книгу на от­кры­тое окно и стал смот­реть на лес, на поля и луга, ко­то­рые мель­ка­ли за окном.

Слайд 1За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 1–7 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого

пред­ло­же­ния.

(1)Солн­це са­ди­лось. (2)Во­круг пахло ве­чер­ней про­хла­дой. (3)Птицы за­мол­ча­ли, усту­пив место на­ше­му герою. (4)Он вска­раб­кал­ся на остат­ки трух­ля­во­го пень­ка, чтобы быть по­вы­ше, и запел. (5)Это был свет­ля­чок — ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том, что видел: пре­крас­ную кар­ти­ну за­ка­та, кра­си­вое небо, зелёное море травы, се­реб­ря­ные слёзы росы и лю­бовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел лю­бовь. 

За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 1–7 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния. (1)Солн­це са­ди­лось. (2)Во­круг пахло ве­чер­ней

Слайд 2За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 17–21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого

пред­ло­же­ния.

(17)Когда поезд отошёл от оче­ред­ной стан­ции, я по­ста­вил книгу на от­кры­тое окно и стал смот­реть на лес, на поля и луга, ко­то­рые мель­ка­ли за окном. (18)И вдруг — о ужас! (19)Книга ис­чез­ла между двой­ны­ми ок­на­ми ва­го­на. (20)Ещё не по­ни­мая серьёзно­сти по­ло­же­ния, я замер и ис­пу­ган­но смот­рел на отца, на со­се­да-лётчика, ко­то­рый пы­тал­ся до­стать книгу. (21)Через ми­ну­ту уже весь вагон по­мо­гал нам.

За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 17–21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.(17)Когда поезд отошёл от оче­ред­ной стан­ции,

Слайд 3За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 18—21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого

пред­ло­же­ния.

(18)Ва­лер­ка по­чув­ство­вал на своём лице влаж­ные при­кос­но­ве­ния тёплого со­ба­чье­го языка: со­всем кро­шеч­ная со­ба­ка, а пры­га­ла так вы­со­ко! (19)Он про­тя­нул руки, под­хва­тил со­ба­ку, и она уткну­лась ему в шею, часто и пре­дан­но дыша.
– (20)Чу­де­са! — раз­дал­ся гу­стой, сразу за­пол­нив­ший всё про­стран­ство лест­нич­ной клет­ки голос. (21)Голос при­над­ле­жал щуп­ло­му не­вы­со­ко­му че­ло­ве­ку.

За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 18—21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.(18)Ва­лер­ка по­чув­ство­вал на своём лице влаж­ные

Слайд 4За­да­ние 9 № 3771. Среди пред­ло­же­ний 31—38 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер

этого пред­ло­же­ния.

(31)И тогда со­сед­ский маль­чиш­ка, школь­ник, пер­вым решил ска­зать ему прав­ду.
– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты го­ло­сишь? (34)Это ар­тист. (35)Не ве­ришь — спро­си у ки­но­ме­ха­ни­ка.
(36)Но ки­но­ме­ха­ник мол­чал: взрос­лые не хо­те­ли ли­шать маль­чи­ка его горь­кой и пре­крас­ной ил­лю­зии.
(37)Мать на­кло­ни­лась к сыну, скорб­ная и стро­гая, в гла­зах её сто­я­ли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок, пойдём. 

За­да­ние 9 № 3771. Среди пред­ло­же­ний 31—38 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным при­ло­же­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.(31)И тогда со­сед­ский маль­чиш­ка, школь­ник,

Слайд 5За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 23–27 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого

пред­ло­же­ния.

(23)Летом 1942 года ребят впер­вые при­гла­си­ли на во­ен­ный крей­сер. (24)Они по­еха­ли на гру­зо­вой ма­ши­не, за­хва­тив му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты и тан­це­валь­ные ко­стю­мы. (25)На па­лу­бе ко­раб­ля играл ме­ло­дии Чай­ков­ско­го Витя Пан­фи­лов, тан­це­ва­ла Рая Ива­но­ва, чи­та­ла стихи Вера Бо­ро­ду­ли­на. (26)По щекам мо­ря­ков, не раз смот­рев­ших смер­ти в лицо, текли слёзы. (27)3нав­шие цену му­же­ству, мо­ря­ки ви­де­ли силу духа ле­нин­град­ских школь­ни­ков. 

За­да­ние. Среди пред­ло­же­ний 23–27 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.(23)Летом 1942 года ребят впер­вые при­гла­си­ли

Слайд 6Ответьте на вопросы.
Дайте определение сложному предложению.
Перечислите основные виды сложных предложений.
Чем разделяются

простые предложения в составе сложного.
Какое предложение называют сложносочиненным?
Назовите 3 разряда сочинительных союзов.
Перечислите сочинительные противительные союзы.
Перечислите сочинительные соединительные союзы.

Теория

Ответьте на вопросы.Дайте определение сложному предложению.Перечислите основные виды сложных предложений.Чем разделяются простые предложения в составе сложного.Какое предложение

Слайд 7Верные и неверные утверждения
1. Грамматика включает в себя морфологию и

синтаксис..
2. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

3. Существует два способа связи слов в словосочетании (управление, примыкание).
4. Предложение – это синтаксическая единица.

5. В сложном предложении одна грамматическая основа.
6. Союз а, но, да (=но), однако, зато, же – подчинительные союзы.
7. В ССП с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.
8. Предложение День был холодный, но ясный – это ССП с противительным союзом но.
9. [ ] , и [ ] – верная схема ССП с соединительным союзом.
10. ССП с соединительными союзами обозначают явления, которые происходят одновременно или последовательно.
11. и, тоже, также, да (=и), зато, ни…ни – соединительные союзы.

Ключ: 1, 2, 4, 7, 9, 10

Практика

Верные и неверные утверждения 1. Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис..2. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.3.

Слайд 8



1
2






, и
, да (=и)
, тоже
1
1
1
2
2
2
, также


, ни
Ни
1
2

12, и, да (=и), тоже111222, также, ниНи12

Слайд 9Упражнение 49.
Расставьте знаки препинания. Определите, что они разделяют:

однородные члены или простые предложения.
Упражнение 49.   Расставьте знаки препинания. Определите, что они разделяют: однородные члены или простые предложения.

Слайд 101. Высоко в небе летят журавли и далеко слышен

их звонкий крик .

сущ.

глаг.

сущ.

прич.

,

[

]


[

]

( сложное, ССП с соединит. союзом И)

1. Высоко в небе летят журавли  и  далеко слышен их звонкий крик . сущ.глаг.сущ.прич.,[][]

Слайд 112. Зима уходит и весело чирикают воробьи .


сущ.

глаг.

сущ.

глаг.

,

[

]


]

( сложное, ССП с соединит. союзом И)

[

2. Зима уходит   и  весело чирикают воробьи . сущ.глаг.сущ.глаг.,[]]( сложное, ССП с соединит. союзом

Слайд 123. Голубеет небо и кричат грачи .
сущ.
глаг.
сущ.
глаг.
,
[
]

[
]


( сложное, ССП с соединит. союзом И)

3. Голубеет небо  и  кричат грачи . сущ.глаг.сущ.глаг.,[][]  ( сложное, ССП с соединит. союзом

Слайд 134. Зачирикал громко и тревожно воробей и все

воробушки сразу скрылись .

сущ.

глаг.

сущ.

глаг.

,

[

]


[

]

( сложное, ССП с соединит. союзом И)

нар.

нар.

4. Зачирикал громко  и тревожно воробей  и  все воробушки сразу скрылись . сущ.глаг.сущ.глаг.,[][] (

Слайд 145. Рябчики выпорхнули и расселись по елкам и березкам .
глаг.
сущ.
глаг.
[

]


( прост. предл. с однородн. чл. предл )

сущ.

сущ.

5. Рябчики выпорхнули  и расселись по елкам и березкам .глаг.сущ.глаг.[]  ( прост. предл. с однородн.

Слайд 156. Скворцы вывелись и улетели и давно их

место в скворечнике занято воробьями .

глаг.

сущ.

глаг.

[


]

(сложное, ССП с сочинит. соединит. союзом И )

]

[

прич.

,

сущ.

6. Скворцы вывелись  и улетели  и  давно их место в скворечнике занято воробьями .глаг.сущ.глаг.[]

Слайд 167. Все вороны поднялись с дерева и помчались

темной тучей за филином .

глаг.

сущ.

глаг.

[


]

( прост. предл. с однородн. чл. предл )

7. Все вороны поднялись с дерева  и   помчались темной тучей за филином . глаг.сущ.глаг.[]

Слайд 178. Прилетел журавль сел среди кочек и стал разгуливать .


глаг.

сущ.

глаг.

[


]

( прост. предл. с однородн. чл. предл )

глаг.

,

глаг.

8. Прилетел журавль  сел среди кочек и стал разгуливать . глаг.сущ.глаг.[]  ( прост. предл. с

Слайд 18Допишите сложносочиненные предложения.

1)[ Ласточки низко летали над землей] , и [

].
2)[ ] , а [ворона уже свила себе гнездо].
3) [ ] , но [ птицы
еще не улетели в теплые края].

Допишите сложносочиненные предложения.1)[ Ласточки низко летали над землей] , и [

Слайд 19Вариант 1. Выпишите номера простых предложений с однородными членами. Учтите, что

запятые не проставлены. Вариант 2. Выпишите номера сложных предложений. Учтите, что запятые не проставлены.

1. В тайге водятся волки и рыси.
2. В березовых рощах сосновых борах растут белые грибы.
3. Море бушует и волны разбиваются о берег.
4. Солнце поднялось, но греет неласково.
5. С утра реку затянуло туманом но рыбаков это не испугало.
6. Лето собирает а зима подъедает.

Вариант 1. Выпишите номера простых предложений с однородными членами. Учтите, что запятые не проставлены. Вариант 2. Выпишите

Слайд 20
Ключ для самопроверки:
1в. – 1, 2, 4.
2в. – 3, 5, 6.

Ключ для самопроверки:1в. – 1, 2, 4.2в. – 3, 5, 6.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть