Слайд 1Работу выполнила ученица БОУ СОШ №34
Двухголовых Анастасия
«Роль синонимов в русском языке»
Слайд 3Актуальность исследования :
знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой
культуры человека. Если мы все время будем повторять одно то же слово, например, слово «писатель», то это будет раздражать читателя, как звук царапанья по стеклу.
Слайд 4Цель проекта
заключается в исследовании роли синонимов в русском языке и языке
художественных произведений.
Слайд 5Задачи проекта:
1. показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление
- необходимое условие яркой, выразительной и точной речи;
2. раскрыть сущность синонимов и причины их возникновения;
3. определить отличительные особенности синонимов друг от друга;
4. провести лингвистический эксперимент с учащимися 5 класса на использование слов синонимического ряда прилагательного «активный»;
5. приобрести навыки самостоятельной работы с различной литературой и словарями по выбранной тематике.
Слайд 6Гипотеза:
предполагаю, что если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной,
точной, эмоциональной.
Слайд 7Исторические аспекты становление науки о синонимах
Синонимы определялись как слова, близкие, но
не тождественные по значению (среди синонимов были выделены называющие одну и ту же вещь).
Было установлено, что синонимы являются показателем развитости языка, его богатства, гибкости, служат для разнообразия выражения мысли.
Было отмечено также, что слова-синонимы различаются стилистически, степенью признака, способностью сочетаться с тем или иным кругом слов.
Область синонимики – слова с отвлеченным значением.
Слайд 8Синонимы – слова разнозвучащие, близкие, но не тождественные по своему значению.
Это определение синонимов сложилось в конце XVIII в. и дожило до наших дней.
Синонимы – слова, обозначающие одно и то же явление объективной действительности, но различающиеся оттенками значения, стилистической принадлежностью.
Слайд 9Рис. 1. Отличительные особенности синонимов друг от друга
Слайд 11Чем отличаются синонимы языка друг от друга.
Синонимы языка отличаются друг от
друга употребительностью. Глаза, очи, зеницы, гляделки-существительные обозначающие орган зрения, но только слова глаза сейчас общеупотребительно ;очи- слово поэтическое, зеницы -старое, а гляделки- просторечное. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза, гляделками, напротив, глаза маленькие или невыразительные, а слово глаза подходит во всех случаях.
Слайд 13Ф. Тютчев «Весна»
Зима недаром злится:
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И
гонит со двора..
Весна, зима изображаются как живые существа: зима злится, весна стучится.
Писать просто и красиво – два равнообязательных требования к поэтической речи. Без речи ясной и выразительной нет искусства слова, нет поэтической речи.
В поэзии есть свои речевые традиции, художественные стили. Они порождают слой поэтической лексики – синонимы поэтической речи.
Например, слова очи – зеницы, синь – лазурь являются поэтическими синонимами.
Выйдешь в поле – весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озёр..
Слайд 14М.Ю. Лермонтов Тучи»
В апреле 1840 года М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи»:
Тучки
небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В стихотворении А.С.Пушкина:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури….
Язык художественной литературы содержит много речевых синонимов, создаваемых переносным употреблением слов, привлечением слов старинных и разговорных.
Хотя зима не злится, а весна не стучится, хотя человек не заяц и не волк, однако такой способ выражения своих мыслей и чувств обладает своими достоинствами: слова получают дополнительную выразительность.
Слайд 15К.Паустовский «Заячьи лапы».
Встретился-попался,убежал-удрал,выбежал,побежал,
выбежал,побежал; заволновался-затревожился,забеспокоился,пахнет-сильно тянуло гарью,догнать-нагнать, тащить-волочить,чувствовать-чуять,почуять,подождать-быстро-живо,проворно,скоро,брать-подобрать.
Писатель употребил
эти синонимы, чтобы более точно описать пожар.
Слайд 16
Таким образом, читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению
с людьми, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе. Речь, обогащенная синонимами, приносит успех оратору, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми. Если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоциональной.
Слайд 17ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА БАЗЕ 5 «Б» КЛАССА БОУ СОШ №34
Этапы эксперимента:
констатирующий, формирующий и контрольно-диагностический.
Цель эксперимента – развитие познавательной активности учащихся в области применения синонимов в устной и письменной речи.
Задачи:
1) провести анализ и оценку уровня познавательной активности учеников в области применения синонимов в русском языке;
2) формировать умения владеть синонимами в устной и письменной речи;
Слайд 18
Рис. 3. Результаты контрольно-диагностического этапа эксперимента
Слайд 19Заключение.
Читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению с людьми,
повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе.
Речь, обогащенная синонимами, приносит успех оратору, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми.
Если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоциональной.