Презентация, доклад по русскому языку на тему :Синонимы русского языка

Содержание

Актуальность исследования : знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой культуры человека. Если мы все время будем повторять одно то же слово, например, слово «писатель», то это будет раздражать читателя, как звук царапанья по

Слайд 1Работу выполнила ученица БОУ СОШ №34
Двухголовых Анастасия
«Роль синонимов в русском языке»

Работу выполнила ученица БОУ СОШ №34Двухголовых Анастасия«Роль синонимов в русском языке»

Слайд 3Актуальность исследования : знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой

культуры человека. Если мы все время будем повторять одно то же слово, например, слово «писатель», то это будет раздражать читателя, как звук царапанья по стеклу.
Актуальность исследования : знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой культуры человека. Если мы все

Слайд 4Цель проекта заключается в исследовании роли синонимов в русском языке и языке

художественных произведений.
Цель проекта заключается в исследовании роли синонимов в русском языке и языке художественных произведений.

Слайд 5Задачи проекта: 1. показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление

- необходимое условие яркой, выразительной и точной речи; 2. раскрыть сущность синонимов и причины их возникновения; 3. определить отличительные особенности синонимов друг от друга; 4. провести лингвистический эксперимент с учащимися 5 класса на использование слов синонимического ряда прилагательного «активный»; 5. приобрести навыки самостоятельной работы с различной литературой и словарями по выбранной тематике.
Задачи проекта: 1. показать, что выбор нужного синонима и правильное его употребление - необходимое условие яркой, выразительной

Слайд 6Гипотеза: предполагаю, что если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной,

точной, эмоциональной.
Гипотеза: предполагаю, что если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоциональной.

Слайд 7Исторические аспекты становление науки о синонимах
Синонимы определялись как слова, близкие, но

не тождественные по значению (среди синонимов были выделены называющие одну и ту же вещь).
Было установлено, что синонимы являются показателем развитости языка, его богатства, гибкости, служат для разнообразия выражения мысли.
Было отмечено также, что слова-синонимы различаются стилистически, степенью признака, способностью сочетаться с тем или иным кругом слов.
Область синонимики – слова с отвлеченным значением.
Исторические аспекты становление науки о синонимахСинонимы определялись как слова, близкие, но не тождественные по значению (среди синонимов

Слайд 8Синонимы – слова разнозвучащие, близкие, но не тождественные по своему значению.

Это определение синонимов сложилось в конце XVIII в. и дожило до наших дней. Синонимы – слова, обозначающие одно и то же явление объективной действительности, но различающиеся оттенками значения, стилистической принадлежностью.
Синонимы – слова разнозвучащие, близкие, но не тождественные по своему значению. Это определение синонимов сложилось в конце

Слайд 9Рис. 1. Отличительные особенности синонимов друг от друга

Рис. 1. Отличительные особенности синонимов друг от друга

Слайд 10Рис. 2. Классификация синонимов

Рис. 2. Классификация синонимов

Слайд 11Чем отличаются синонимы языка друг от друга.
Синонимы языка отличаются друг от

друга употребительностью. Глаза, очи, зеницы, гляделки-существительные обозначающие орган зрения, но только слова глаза сейчас общеупотребительно ;очи- слово поэтическое, зеницы -старое, а гляделки- просторечное. Между этими словами есть и смысловые различия: очами можно назвать лишь большие красивые глаза, гляделками, напротив, глаза маленькие или невыразительные, а слово глаза подходит во всех случаях.
Чем отличаются синонимы языка друг от друга.Синонимы языка отличаются друг от друга употребительностью. Глаза, очи, зеницы, гляделки-существительные

Слайд 13Ф. Тютчев «Весна»
Зима недаром злится:
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И

гонит со двора..
Весна, зима изображаются как живые существа: зима злится, весна стучится.
Писать просто и красиво – два равнообязательных требования к поэтической речи. Без речи ясной и выразительной нет искусства слова, нет поэтической речи.
В поэзии есть свои речевые традиции, художественные стили. Они порождают слой поэтической лексики – синонимы поэтической речи.
Например, слова очи – зеницы, синь – лазурь являются поэтическими синонимами.
Выйдешь в поле – весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озёр..
Ф. Тютчев «Весна»Зима недаром злится:Прошла её пора –Весна в окно стучитсяИ гонит со двора..Весна, зима изображаются как

Слайд 14М.Ю. Лермонтов Тучи»
В апреле 1840 года М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи»:
Тучки

небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В стихотворении А.С.Пушкина:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури….
Язык художественной литературы содержит много речевых синонимов, создаваемых переносным употреблением слов, привлечением слов старинных и разговорных.
Хотя зима не злится, а весна не стучится, хотя человек не заяц и не волк, однако такой способ выражения своих мыслей и чувств обладает своими достоинствами: слова получают дополнительную выразительность.
М.Ю. Лермонтов Тучи»В апреле 1840 года М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи»:Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь

Слайд 15К.Паустовский «Заячьи лапы».
Встретился-попался,убежал-удрал,выбежал,побежал,
выбежал,побежал; заволновался-затревожился,забеспокоился,пахнет-сильно тянуло гарью,догнать-нагнать, тащить-волочить,чувствовать-чуять,почуять,подождать-быстро-живо,проворно,скоро,брать-подобрать.
Писатель употребил

эти синонимы, чтобы более точно описать пожар.
К.Паустовский «Заячьи лапы».Встретился-попался,убежал-удрал,выбежал,побежал,   выбежал,побежал; заволновался-затревожился,забеспокоился,пахнет-сильно тянуло гарью,догнать-нагнать, тащить-волочить,чувствовать-чуять,почуять,подождать-быстро-живо,проворно,скоро,брать-подобрать.Писатель употребил эти синонимы, чтобы более точно описать

Слайд 16
Таким образом, читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению

с людьми, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе. Речь, обогащенная синонимами, приносит успех оратору, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми. Если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоциональной.
Таким образом, читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению с людьми, повышаем культуру речи, становимся

Слайд 17ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА БАЗЕ 5 «Б» КЛАССА БОУ СОШ №34
Этапы эксперимента:

констатирующий, формирующий и контрольно-диагностический.
Цель эксперимента – развитие познавательной активности учащихся в области применения синонимов в устной и письменной речи.
Задачи:
1) провести анализ и оценку уровня познавательной активности учеников в области применения синонимов в русском языке;
2) формировать умения владеть синонимами в устной и письменной речи;
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА БАЗЕ 5 «Б» КЛАССА БОУ СОШ №34Этапы эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольно-диагностический.Цель эксперимента –

Слайд 18
Рис. 3. Результаты контрольно-диагностического этапа эксперимента

Рис. 3. Результаты контрольно-диагностического этапа эксперимента

Слайд 19Заключение.
Читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению с людьми,

повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе.
Речь, обогащенная синонимами, приносит успех оратору, увлекает искренностью, заставляет быть единым целым в беседе, работе, общении с людьми.
Если речь обогащается синонимами, то она становится яркой, выразительной, точной, эмоциональной.
Заключение.Читая произведения писателей и поэтов, мы учимся правильному общению с людьми, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше,

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНЕИ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНЕИ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть