Презентация, доклад по русскому языку на тему Часть С ЕГЭ по русскому языку

Содержание

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или нет вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ

Слайд 1Подготовка к выполнению задания части 3 (С) ЕГЭ по русскому языку

Подготовка к выполнению задания части 3 (С) ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем,

поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или нет вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – не менее 150слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратным, разборчивым почерком.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного

Слайд 3РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Прочитайте текст медленно, вдумчиво,

осознанно. Говорит ли вам о чём-нибудь фамилия автора текста?
Сформулируйте (кратко!) тему: о чём (о ком) этот текст? Запишите тему. Например: текст о милосердии, о бережном отношении к природе, о роли книги в жизни человека. Если текст имеет заглавие, определите, каково соответствие (прямое, переносное, опосредованное) заглавия теме.
Изучите графическое оформление текста: количество абзацев и их объём. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом.
Определите главное в каждой микротеме (в абзаце), обратив внимание на ключевые слова (как правило, это повторяющиеся слова).
Определите для себя функциональный стиль и тип речи текста.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Прочитайте текст медленно, вдумчиво, осознанно. Говорит ли вам

Слайд 4Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Проблема – это сложный теоретический

или практический вопрос, требующий решения, исследования. Постарайтесь, опираясь на содержание текста, какой-то конкретный случай, рассмотренный в тексте, вписать выделенную вами проблему в ряд «вечных» проблем. Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только данный конкретный факт (или факты), но и многие подобные (типичные) случаи. Формулируйте проблему общо. Например: проблема нравственного выбора человека; проблема смысла жизни; проблема взаимоотношений людей; проблема истинной доброты; милосердия; отцов и детей и т.п.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения,

Слайд 5Как сформулировать проблему?
Сформулировать проблему можно в виде вопроса (вопросов):

Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть современным? Что является главным в жизни человека: духовное или материальное? Кто за нас решит экологические проблемы?

Можно сформулировать проблему одним словом или словосочетанием (проблема чего). Например: проблема войны и мира.
Как сформулировать проблему?Сформулировать проблему можно в виде вопроса (вопросов):   Какова роль литературы в жизни общества?

Слайд 6С формулировки проблемы можно начать сочинение. Например:
Какова роль литературы в духовном

становлении человека? Над этой серьёзной проблемой размышляет лауреат Нобелевской премии И.Бродский.
Д.С.Лихачёв уделяет внимание философской проблеме, актуальной во все времена: в чём смысл человеческого бытия?
Текст В.Солоухина заставил меня задуматься над сложной философской проблемой поиска смысла жизни.
С. Львов, известный публицист и лингвист, коснулся острой проблемы, которая сегодня активно обсуждается в обществе: что значит быть современным?
В.Солоухин размышляет над проблемой, которая волнует каждого из нас: как сохранить этот мир для будущих поколений?
В.Песков приглашает нас к серьёзному разговору о бережном отношении человека к природе.


С формулировки проблемы можно начать сочинение. Например: Какова роль литературы в духовном становлении человека? Над этой серьёзной

Слайд 7Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста.
«Комментировать» означает «объяснять, пояснять».
Прокомментировать – значит выбрать

из текста эпизоды, примеры, цитаты, которые помогают раскрыть проблему текста, и пересказать своими словами. Проблемы могут быть:
свободно интерпретированы;
представлены при изложении собственной точки зрения;
процитированы (при этом должны быть использованы небольшие цитаты из предложенного текста).
Иначе говоря, комментарий – это выборочный пересказ своими словами исходного текста (допускается выборочное цитирование), подтверждающий, что в тексте рассматривается именно эта проблема. НЕОБХОДИМО ПРИВЕСТИ ДВА ПРИМЕРА_ИЛЛЮСТРАЦИИ

Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста. «Комментировать» означает «объяснять, пояснять».Прокомментировать – значит выбрать из текста эпизоды, примеры, цитаты,

Слайд 8Прокомментировать проблему

показать
степень понимания текста;
умение видеть его важнейшие

аспекты;
понять
замысел автора; ход авторской мысли.
Прокомментировать проблему показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; ход авторской мысли.

Слайд 9Комментарий к проблеме может включать
характеристику проблемы;
анализ композиции текста, позволяющей понять

авторский замысел, его позицию;
анализ аспектов (микротем);
синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:
Комментарий к проблеме может включатьхарактеристику проблемы; анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию; анализ аспектов

Слайд 11

СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА     
(1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.    (4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»    (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.    (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"    (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.    (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."   

Слайд 12(27) - Что вам, Семен Иваныч?    (28) - Да вот

затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.     (30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..." (39) - Что там еще?    (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?    (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."    (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался… (А.П.Чехов)
(27) - Что вам, Семен Иваныч?    (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести

Слайд 13Проблема?
Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их

моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.
Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.
Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.
Проблема лицемерия, двуличия
Проблема?Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни. Философствуя

Слайд 14Вариант (1) комментария проблемы:
Рассматривая данную проблему на примере эпизода

из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. А.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.
Вариант (1) комментария проблемы:  Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание

Слайд 15Вариант (2) комментария проблемы:

Анализируем композиционные и художественные приёмы
З а г

л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно А.П.Чехов видоизменил его на слёзы крокодила?)
«Говорящая» фамилия героя.
Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий.
Авторская ирония.
Вариант (2) комментария проблемы:Анализируем композиционные и художественные приёмы З а г л а в и е рассказа

Слайд 16Вариант (4) комментария проблемы:
анализируем аспекты проблемы
Как проследить развитие авторской мысли в

тексте?
Для этого нужно
исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль;
записать её в виде пункта плана.
Вариант (4) комментария проблемы:анализируем аспекты проблемыКак проследить развитие авторской мысли в тексте?Для этого нужно исходный текст разделить

Слайд 19Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах?
Нравственные
Экологические
Социальные
Психологические
Философские
Социально-психологические
Социально-философские и

т.п.
Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах?НравственныеЭкологическиеСоциальныеПсихологическиеФилософскиеСоциально-психологическиеСоциально-философские и т.п.

Слайд 20Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
общественно значимой
социальной
философской
нравственной
морально-этической
злободневной
актуальной
острой
важной
вечной
серьёзной
назревшей, наболевшей
глубокой и т.п.



Проблема, рассматриваемая автором, может быть:общественно значимойсоциальнойфилософскойнравственнойморально-этическойзлободневнойактуальнойостройважнойвечнойсерьёзнойназревшей, наболевшейглубокой и т.п.

Слайд 21Проблема может заставить читателя:
Глубоко задуматься;
Серьёзно размышлять;
Рассуждать вместе с автором;
Лучше понять себя

и окружающих (трагизм происходящего, красоту и хрупкость окружающего мира);
Серьёзнее относиться к …;
По-иному посмотреть на …;
Переосмыслить своё отношение к …;
Критичнее относиться к …;
Поделиться мыслями о …;
Развивать мысль о …;
С горечью понять, что …;
Иронично относиться к … и т.п.
Проблема может заставить читателя:Глубоко задуматься;Серьёзно размышлять;Рассуждать вместе с автором;Лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту и

Слайд 22Формулируем позицию автора
Если проблема текста –это вопрос, то авторская позиция –

ответ на этот вопрос. В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), можно предположить, что в тексте могут быть языковые средства: оценочные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию.
В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Распространенной ошибкой является отождествление автора и рассказчика в художественной литературе. Выявить авторскую позицию в тексте художественного стиля помогут вам средства выразительности.

Формулируем позицию автораЕсли проблема текста –это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос. В тексте

Слайд 23Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Аргументация –

это приведение доказательств, примеров, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед слушателями, читателями или собеседниками. Аргументы должны быть правдивыми, доступными, понятными, убедительными, опираться на авторитетные источники.
В качестве доказательства в сочинении можно использовать примеры из художественной литературы; факты, события из личной жизни и жизни окружающих, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений.
Аргументы надо приводить в системе (конечный аргумент должен быть самым сильным).

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.Аргументация – это приведение доказательств, примеров, объяснений для

Слайд 24Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного

текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Свое мнение вы должны высказать корректно. Возможные варианты:
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Кажется спорной мысль автора о том, что…
Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…
Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.
С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…
Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…
Интересна позиция автора в том, что…
Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…

Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте,

Слайд 25Варианты начала текста:
Формулировка проблемы исходного текста в виде вопроса (вопросов).
Изречения известных

писателей, ученых, деятелей искусства, имеющие отношение к проблеме текста.
Сообщение сведений об авторе текста (если он известен вам) и определение места проблемы в его творчестве.
Использование небольшой цитаты из предложенного текста, где четко обозначена проблема.
Использование назывного предложения и приема умолчания.
В начале сочинения обязательно назовите имя, фамилию автора.

Не начинайте сочинение со слов: В своем тексте автор…
Прочитайте черновой вариант работы. Части сочинения должны иметь определенное логическое расположение, четкий порядок следования. Предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и грамматически (с помощью последовательной, т.е. цепной, или параллельной связи). Помните: один из признаков текста – его завершенность. Подведите итог сказанному, но не повторяйтесь. В качестве обобщения можно использовать афоризмы, пословицы и поговорки.
Отредактируйте сочинение и после этого перепишите его на бланк № 2.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком!
 

Варианты начала текста:Формулировка проблемы исходного текста в виде вопроса (вопросов).Изречения известных писателей, ученых, деятелей искусства, имеющие отношение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть