Презентация, доклад по русскому языку на тему Выпускное сочинение. Дом.(11 класс)

Содержание

Жанр итогового сочиненияоткрытость автора, его самостоятельная субъективная позициянебольшой объём свободная композиция эмоциональность, образность речи, близость её к разговорнойСВОЙСТВА ЭССЕ:Эссе — это рассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведение факта, а передача субъективных впечатлений, раздумий

Слайд 1Выпускное сочинение
Д О М

Выпускное сочинениеД О М

Слайд 2Жанр итогового сочинения
открытость автора, его самостоятельная субъективная позиция
небольшой объём
свободная композиция


эмоциональность, образность речи, близость её к разговорной

СВОЙСТВА ЭССЕ:

Эссе — это рассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведение факта, а передача субъективных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Жанр итогового сочиненияоткрытость автора, его самостоятельная субъективная позициянебольшой объём свободная композиция эмоциональность, образность речи, близость её к

Слайд 3Надпредметный характер сочинения
факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;
факты

из биографий писателей, учёных, художников, исторических деятелей;
факты из вашей собственной биографии (если только вы не будете увлекаться ими);
результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

В качестве аргументов могут быть использованы:

Надпредметный характер сочиненияфакты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников; факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических

Слайд 4Законы построения текста одинаковы для всех.
Первое предложение каждого абзаца – абзацный

зачин. В нем обычно выражена микротема абзаца. Значит, в этом абзаце нужно раскрыть эту мысль, не отклоняясь в сторону. В следующем абзаце уже ничего не повторять.
Предложения в абзаце должны быть связаны (лучше – по цепочке)
Между абзацами должны быть мостики – переходы.
Законы построения текста одинаковы для всех.Первое предложение каждого абзаца – абзацный зачин. В нем обычно выражена микротема

Слайд 5Законы построения текста одинаковы для всех.
Предложения по конструкции должны быть

разнообразными (простыми, сложными, с обращениями, с вводными словами, риторические вопросы и восклицания, односоставные предложения, иногда состоящие из одного слова, и так далее)
Нужно использовать хотя бы минимум художественных средств: анафора (два-три предложения начинаются одинаково), ряды однородных членов, эпитеты, сравнения.
Законы построения текста одинаковы для всех. Предложения по конструкции должны быть разнообразными (простыми, сложными, с обращениями, с

Слайд 6Примерные темы сочинений
Моя семья
Тихая моя родина
Мой дом – уютный и родной
Можно

ли прожить без дома?
Мой дом – моя крепость
Бабушкин дом
Такие разные семьи
Семья – ковчег спасения

Примерные темы сочиненийМоя семьяТихая моя родинаМой дом – уютный и роднойМожно ли прожить без дома?Мой дом –

Слайд 7ДОМ. Как часто мы произносим это слово: пойду домой, забыл дома,

меня ждут дома, до дома недалеко.
ДОМ. Как часто мы произносим это слово: пойду домой, забыл дома, меня ждут дома, до дома недалеко.

Слайд 8Что нужно человеку для счастья? Что из перечисленного можно включить в понятие

«ДОМ»?

Любовь любимая работа понимание
Семья друзья Родина
РОДНОЙ ДОМ

Что нужно человеку для счастья? Что из перечисленного можно включить в понятие «ДОМ»?Любовь		любимая работа		пониманиеСемья		друзья			РодинаРОДНОЙ ДОМ

Слайд 9СКОЛЬКО СМЫСЛОВ У ЭТОГО МАЛЕНЬКОГО СЛОВА?

СКОЛЬКО СМЫСЛОВ У ЭТОГО МАЛЕНЬКОГО СЛОВА?

Слайд 10ДОМ – олицетворение Родины
Дом –семейный очаг, где всё согрето любовью, где

нас понимают и всегда примут.
Дом - это нас общий большой дом -Земля

ДОМ – олицетворение РодиныДом –семейный очаг, где всё согрето любовью, где нас понимают и всегда примут.Дом -

Слайд 11Тематическое направление «Дом»
Прочитайте текст. Исходя из разных смыслов, которые можно вложить

в слово «дом» сформулируйте четыре тезиса для сочинения.

Дом — жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность.
Дом — очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни, «медленные труды».
Дом — традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история.
Дом — «родное пепелище», основа человечности человека, «залог величия его», осмысленности и неодиночества существования. Понятие величественное и спокойное, символ единого, целостного большого бытия.

Задание:

Тематическое направление «Дом»Прочитайте текст. Исходя из разных смыслов, которые можно вложить в слово «дом» сформулируйте четыре тезиса

Слайд 12Тематическое направление «Дом»
Напишите короткое эссе на тему «Мой дом — это

я».


Если вы с вниманием отнеслись к предыдущему заданию, то наверняка поняли, что с домом могут быть связаны разные переживания, ассоциации и т. д., не только положительные. С одной стороны, дом — это своё, безопасное, охраняемое добрыми силами пространство. С другой — дом может быть чужим, неприветливым; он может быть местом заключения (тюрьма), местом тяжёлой болезни (больница, сумасшедший дом). Иными словами — местом «временной смерти». Такой дом называют антидомом.

Задание:

Тематическое направление «Дом»Напишите короткое эссе на тему «Мой дом — это я».Если вы с вниманием отнеслись к

Слайд 13ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ
1 предложение - Цитата (НЕТ МЕСТА МИЛЕЕ РОДНОГО ДОМА

– Цицерон)
2 предложение – Мне очень близка мысль… Насколько же прав великий римлянин…
(не надо «Трудно не согласиться» или «Я полностью согласен с автором»)
3 предложение – объяснение, почему прав (нельзя начинать с ПОТОМУ ЧТО или ТАК КАК)
4-6 предложения – ваше определение понятия «родной дом»:
Дом – это… Дом – это… Дом – это…
7 предложение – завершение абзаца (раз дом такой замечательный, о чем говорят предложения 4-6, то вывод…): И какое это счастье – знать, что на земле есть место, где тебя всегда ждут, где … (это одновременно и тезис)


ПИШЕМ  ВСТУПЛЕНИЕ1 предложение - Цитата (НЕТ МЕСТА МИЛЕЕ РОДНОГО ДОМА – Цицерон)2 предложение – Мне очень

Слайд 14Можно использовать эпиграф
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь

к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин
Можно использовать эпиграфДва чувства дивно близки нам,В них обретает сердце пищу:Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам.А.

Слайд 15 Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не

просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе XIX и XX веков являетсяобраз Дома. Дом не только как жилище, место обитания, но как быт и стиль жизни, надежный, привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции,семейные ценности, вкусы, культура семьи. А для нашего кризисного времени
характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться отжизненных бурь, где рядом самые близкие люди, которые тебя всегда поймут и помогут в трудную минуту
Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные,

Слайд 16Каждому из нас предстоит в скором времени заботиться о собственном доме,

создавая его или принимая в наследство (не столько в юридическом, сколько в нравственном смысле). Но чтобы дом, будь то особняк или скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, эволюцию этого понятия в русской культурной традиции, литературе.
Каждому из нас предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство

Слайд 17литература
1. Лев Николаевич Толстой «Война и мир», «Детство»
2. Михаил Александрович Шолохов

«Тихий Дон»
3. Михаил Афанасьевич Булгаков «Белая гвардия»
4. Иван Александрович Гончаров «Обломов»
5. Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»
6. Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»
7. Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей», «В горнице»
8. Иван Сергеевич Шмелев «Лето Господне»
9. Чингиз Айтматов «И дольше века длится день» (Буранный полустанок)
10. Максим Горький «На дне», «Детство»
11. Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»
11. Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»…
12. Тургенев, Толстой и их родовые гнезда
13. Эмигранты (Россия – потерянный рай)
14. Тамара Крюкова «Костя + Ника»
15. Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»


литература1. Лев Николаевич Толстой 	«Война и мир», «Детство»2. Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон»3. Михаил Афанасьевич Булгаков «Белая

Слайд 1816. Виктор Петрович Астафьев «Последний поклон»
17. Г. Белых и Л. Пантелеев

«Республика Шкид»
18. Екатерина Мурашова «Класс коррекции»
19. Стихи Марины Ивановны Цветаевой
20. Антон Павлович Чехов «Вишневый сад»
21. И многие-многие другие
16. Виктор Петрович Астафьев «Последний поклон»17. Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика Шкид»18. Екатерина Мурашова «Класс коррекции»19.

Слайд 19Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать

прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
Звезда полей, во мгле заледенелойОстановившись, смотрит в полынью.Уж на часах двенадцать прозвенело,И сон окутал родину мою...Звезда полей!

Слайд 20Каким же представлял себе и созидал русский человек свой Дом? Каким

воплотился он в творчестве русских писателей?
Каким же представлял себе и созидал русский человек свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей?

Слайд 21«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, люди, с

кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая – весь свет внаклон».

«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, люди, с кем вместе править праздники и будни,

Слайд 22«Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома… Вот:

дома. Прежде всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где заданное место и служба. Затем дома – в избе, на квартире, откуда, с одной стороны, уходишь на работу и, с другой – в себя. И дома – на родной земле». (В.Г. Распутин «Пожар»).

«Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома… Вот: дома. Прежде всего – дома, а

Слайд 23«Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом

ни в огне не горит, ни в воде не тонет». (Ф.А. Абрамов. «Дом»).
«Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни

Слайд 24Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом открыт навстречу всех дорог.
Я принял жизнь и

этот дом, как дар
Нечаянный, мне вверенный судьбою,
Как знак, что я усыновлен землею.
И снова человеческий поток
Сквозь дверь течет, не иссякая…
М. Волошин
Дверь отперта. Переступи порог.Мой дом открыт навстречу всех	дорог.Я принял жизнь и этот дом, как дарНечаянный, мне вверенный

Слайд 25Мир запутался тоже.
Дорогу домой так отчаянно
В мире он ищет…
Е. Евтушенко

Мир запутался тоже.Дорогу домой так отчаянноВ мире он ищет… Е. Евтушенко

Слайд 26Отчий дом!
Никак не надышусь я
Этим горьким запахом земли.
Бури века, что прошли

над Русью,
Выдуть этот запах не смогли.
В. Кочетков
Отчий дом!Никак не надышусь яЭтим горьким запахом земли.Бури века, что прошли над Русью,Выдуть этот запах не смогли.

Слайд 27Уже в мифических представлениях древних славян чрезвычайно важное место отводилось дому,

который оберегал человека от невзгод, внешнего мира,
создавал атмосферу защищенности и уюта. По предположению литературоведа Ю.М. Лотмана, «дом с его атрибутами, постелью, печью и теплом – вообще
закрытое и жилое пространство – воспринимается в рыцарских и богатырских текстах как «женский мир». Ему противостоит «поле», как пространство
«мужское». Лотман отмечает, что для былин характерен сюжет ухода богатыря из закрытого пространства «на волю» – в степь и «пустыню», и приводит
примеры: летописный Святослав, как идеальный рыцарь, не имеет дома, живет в поле; Тарас Бульба уходит из дома на Сечь, чтобы не «бабиться».

Уже в мифических представлениях древних славян чрезвычайно важное место отводилось дому, который оберегал человека от невзгод, внешнего

Слайд 28
В XIX веке наблюдается противопоставление патриархального и
цивилизованного жилища. Подробные описания

патриархального – даны Пушкиным (в «Дубровском», «Капитанской дочке»), Гоголем, Далем, Тургеневым и др. Противоположный тип жилища – благоустроенная городская квартира появляется в русской литературе начиная с «Писем русского путешественника» Карамзина, «привившего русскому читателю вкус к
европейской оформленности». «Отчетливое противостояние двух образов Дома, на которое… наложились две законченные культурные концепции – западническая и славянофильская, – позволило Гончарову в «Обыкновенной истории», а затем в «Обломове» создать емкие незабываемые образы жилищ,
которые олицетворяют два противоположных уклада русской жизни – «почвенный» и «европейский». Это Грачи или Обломовка, с одной стороны, и
дома Петра Адуева или Штольца – с другой».

В XIX веке наблюдается противопоставление патриархального ицивилизованного жилища. Подробные описания патриархального – даны Пушкиным (в «Дубровском»,

Слайд 29Для славянофилов Дом был прежде всего этическим пространством. Они разработали концепцию

Дома как семейного гнезда, где царит истинная любовь. С.Т. Аксаков не раз подчеркивал, что разбросанные в оренбургских степях семейные гнезда часто спасали людей от метели, мороза и ветра,
становились пристанищем, где хозяева отличались заботой и гостеприимством.
Известно, какое большое влияние оказали усадьбы Аксаково и Надеждино на сыновей С.Т. Аксакова.
Поэт А.С. Хомяков утверждал, что «дом есть единица и в смысле
нравственного союза семейства, и в смысле общественного устройства». Славянофилы выстраивали линию: гнездо – дом – семья – Россия.
В отличие от славянофилов, любителей сельского дома, Ф.М. Достоевский представил в своих произведениях картину городских квартир,
Для славянофилов Дом был прежде всего этическим пространством. Они разработали концепцию Дома как семейного гнезда, где царит

Слайд 30основном в Петербурге. Герои Достоевского редко когда живут в своем доме,

обычно у чужих людей, в проходных комнатах, на чердаках, в каморках,
похожих на чуланы, – в «гробах». У них нет домашнего очага, их быт «неустойчив», «случаен». Странные теории, «недоконченные» идеи зарождаются именно в этих углах, на «аршине пространства».

основном в Петербурге. Герои Достоевского редко когда живут в своем доме, обычно у чужих людей, в проходных

Слайд 31Л.Н.Толстой считал, что дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро,

мир, гармонию. Тема дома звучит и во многих стихотворениях С.А.Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная,..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая..», «Письмо матери» и др.
Л.Н.Толстой считал, что дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир, гармонию. Тема дома звучит и

Слайд 32В конце XIX – начале XX века образ Дома в русской

литературе еще более меняется. По наблюдениям З.С. Паперного, пьесы Чехова «роднит устойчивый
образ дома, в котором все более неприятно и неприкаянно живут герои». Ученый приводит слова Бернарда Шоу: «Русский драматург Чехов создал четыре увлекательных драматических этюда. Дома′, где разбиваются сердца».
Пьеса «Вишневый сад» - пророческое предчувствие А.П. Чехова о «нелегкой судьбе родной страны», начало воплощения обобщенного смысла слова «ДОМ» в литературе XX века. Любовь Андреевна Раневская обращается к живому, родному существу: «Прощай, милый дом, старый дедушка». И Аня, навсегда расставаясь с привычным, устоявшимся бытом, восклицает: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»
В конце XIX – начале XX века образ Дома в русской литературе еще более меняется. По наблюдениям

Слайд 33Петя Трофимов произносит фразу: «Вся Россия - наш сад».
А писатели

ХХ века: «Вся Россия – наш дом».
Петя Трофимов произносит фразу: «Вся Россия - наш сад». А писатели ХХ века: «Вся Россия – наш

Слайд 34Мотив Дома в литературе XX века является одним из главных. Образ

родного Дома в творчестве многих русских писателей прочно ассоциируется с Россией, ее укладом, ее обустройством, ее судьбой. Именно русскому человеку присуще единение с миром, включенность его в бытие Природы, Семьи, Дома, Народа, Истории, Вселенной, Космоса. Образ дома – любимый образ литературы последних лет. Это жилище, пристань, а не место временного обиталища человека; согретый материнским теплом угол, очаг, где голоса стариков и детей не противоречат друг другу. Дом – почка, дом – зерно, дом – завязь на ветви жизни.
Мотив Дома в литературе XX века является одним из главных. Образ родного Дома в творчестве многих русских

Слайд 35Путь домой.
Печальным пейзажем открывается рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»: холодный, ненастный

октябрь, слякоть, дождь. Он вводит нас в жизнь далекой деревеньки Заборье, где живет Катерина Петровна, одинокая старушка, забытая своей дочерью. Катерина Петровна обитает в старом доме, построенном её отцом - известным художником.
Путь в родные места Насти, единственного родного человека Катерины Петровны, долгий. Она живет в Ленинграде, она успешна, она работает секретарем в доме художника. Настя востребована, у неё «столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать письмо». Её забота о матери выражается в присланных раз в два-три месяца деньгах. Настя выстраивает свой жизненный путь так, как считает нужным. Ей он кажется успешным и правильным. Она помогает художникам, несправедливо обиженным; это о ней с благодарностью говорят на открытии выставки: «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать».
Путь домой.	Печальным пейзажем открывается рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»: холодный, ненастный октябрь, слякоть, дождь. Он вводит нас

Слайд 36 Но главного человека в своей жизни Настя проглядела. Равнодушие и суета

поглотили её. Даже скульптура Гоголя дважды будто упрекает девушку: «Эх ты, сорока!» За что же такие упреки?
Человек, предавший свою мать, забывший родные места,- несчастный человек. И автор не столько осуждает Настю, сколько жалеет. «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на денек». Такое письмо спрятать, будто стыдясь, в карман! Девушка приехала в Заборье, «блудная дочь» вернулась, но поздно. Матери больше нет! Настя уезжает из деревни крадучись, ей стыдно. Слава Богу, что стыдно! Нелегко ей будет дальше жить. Теперь наступит переоценка ценностей, однако самого важного – не вернуть. Мать, конечно, простит свою потерявшуюся дочь. Но простит ли Настя себя сама?! Паустовский вовсе не поучает нас, он просит нас думать и взвешивать свои поступки. Жизнь прожить – не поле перейти.
Но главного человека в своей жизни Настя проглядела. Равнодушие и суета поглотили её. Даже скульптура Гоголя дважды

Слайд 37сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека,

через его частную жизнь»
сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть