Слайд 1
Предложения
с прямой речью.
5 класс.
Слайд 2Прямая речь – речь какого – либо лица, переданная от его
имени без изменения.
Слайд 31. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!»;
2. «Который час?» - спросил
Саша;
3. «Полпервого» - ответила мама.
4. «Можно я еще немного погуляю?» - попросил Саша.
5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки».
Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей, как слова автора и прямая речь. Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.
Слайд 4Прочтите предложения. Найдите слова автора при прямой речи и выделите их. Обратите внимание, какие
знаки препинания стоят до и после слов автора.
1) «Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец.
2) Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».
3) «Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.
Слайд 5«Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец.
Я ответил: «Пройдите
один квартал, и там будет аптека».
«Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.
Слайд 6Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли
слова автора, а за ними следовала прямая речь:
Слайд 7Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания. Прямая речь заключается
в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится двоеточие.
Из-за двери ответили: «С вами говорит участковый».
А: «П». А: «П!» А: «П?»
Слайд 8Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится тире, а после кавычек —запятая.
«Солнышко
село», — удивился муравей.
«П», — а.
Слайд 9Если прямая речь заканчивается
восклицательным или вопросительным знаком, он ставится внутри кавычек, а запятая или точка не ставится.
«Лёша
дома?» — поинтересовались на другом конце провода.
«П?» — а.
«Удивительное это дело – книга!» - написал Лев Кассиль.
«П!» — а.
Слайд 10Схемы предложений с прямой речью.
«П», - а.
«П!» – а.
«П?» –
а.
А: «П».
А: «П!»
А: «П?»
Слайд 11Составьте схемы к предложениям:
« Славная погода завтра будет», - заметил я.
«П»,
— а.
«Не пишешь ли ты стихов?» - вдруг спросил Петр Иванович.
«П?» — а.
«Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.
«П!» — а.
Слайд 12Вставьте пропущенные знаки препинания.
Добро пожаловать, мой сын сказал с улыбкой он
Руслану.
«Добро пожаловать, мой сын», - сказал с улыбкой он Руслану.
Слайд 13Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть нерешительно спросил я.
«Вы сами прочтете стихи или мне вам прочесть?» - нерешительно спросил я.
Да это бунт закричал исправник.
«Да это бунт!» - закричал исправник.
Слайд 14Составьте схемы к предложениям:
Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я
попробую».
А: «П».
Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?»
А: «П?»
Мишка кричит: «Здорово получается!»
А: «П!»
Слайд 15Вставьте пропущенные знаки препинания.
Брат сказал Я хочу с тобой поехать
Брат сказал:
"Я хочу с тобой поехать".
Казбич нетерпеливо прервал его Поди прочь, безумный мальчишка
Казбич нетерпеливо прервал его: "Поди прочь, безумный мальчишка!"
Слайд 16Елизавета спросила
Как долго вы будете отсутствовать
Елизавета спросила:
«Как долго вы
будете отсутствовать?»
Слайд 17Слова автора содержат глаголы говорения:
сказал, подумал, попросил, написал, прочитал,
шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.
Слайд 18Предложения с прямой речью.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко!
Ты ходишь
круглый год по небу».
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные», -
им царевна говорит.
«Братец мой», - отвечает месяц ясный.
Слайд 19Прочтите отрывок из русской народной сказки «Царевна- лягушка».
Найдите в тексте все глаголы, с помощью
которых вводится прямая речь.
Слайд 20Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за
клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь.
«Дай, — говорит, — убью зверя!»
А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич!
Когда-нибудь пригожусь тебе».
Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему
морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.
«Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо
мною, пусти меня в море».
Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.
Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю
задом».
Слайд 21Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за
клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь.
«Дай, — говорит, — убью зверя!»
А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич!
Когда-нибудь пригожусь тебе».
Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему
морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.
«Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море».
Он бросил её в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.
Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом,
а к морю задом».
Слайд 22Запишите предложения, расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений.
1) Вот жадина
изумилась сестра.
2) Спасибо Павлуша сказала я.
3) Отец успокоил ты спи.
4) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил.
5) Стой окрикнул Пётр.
Слайд 23Найдите и исправьте ошибки в схемах.
А – «П».
2) «П!», - а
«П» - а.
«П!»: а.
Слайд 24 Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: «
Хорошо!»
2) «Спасибо тебе» : сказал доктор.
3) «Звери, собирайтесь!» - крикнул он.
4) «Что там случилось?» - спросил Крокодил.
Слайд 25Дополните определение прямой речи.
Прямая речь — это _______ какого-либо лица, которые переданы _________
без изменений.
На источник прямой речи указывают слова ________. Они могут стоять __________ прямой речи. Прямая речь часто вводится специальными словами — глаголами _________ и мышления или существительными с тем же значением.
Слова для справок: слова, на письме, автора, до, после и внутри, говорения.