Презентация, доклад по русскому языку на тему Конструкции с союзом КАК

Содержание

Тема урока: Запятая в конструкциях с союзом как Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

Слайд 1Запятая в конструкциях с союзом как.
Презентацию подготовила Цыганкова Людмила Алексеевна, учитель

МОУ «СОШ № 100» г.Саратова
Запятая в конструкциях с союзом как.Презентацию подготовила Цыганкова Людмила Алексеевна, учитель МОУ «СОШ № 100» г.Саратова

Слайд 2Тема урока: Запятая в конструкциях с союзом как

Каждое

слово языка, каждая его форма
есть результат мысли и чувства,
через которые отразилась в слове
природа страны и история народа.
К. Ушинский


Тема урока:  Запятая в конструкциях  с союзом как   Каждое слово языка, каждая его

Слайд 3Цель занятия:
привести в систему знания о конструкциях с союзом как;
закрепить умение

различать конструкции с союзом как по их роли в предложении и смысловому значению, правильно ставить знаки препинания в предложениях с названными конструкциями;
активизировать умение использовать конструкции с союзом как в речевой практике;
воспитывать чуткое отношение к красоте и выразительности речи.

Цель занятия:привести в систему знания о конструкциях с союзом как;закрепить умение различать конструкции с союзом как по

Слайд 4 Слова К.Ушинского, взятые эпиграфом, не только подчёркивают задачу нашего урока,

но и служат выражением общей цели изучения языка как средства общения, выражения наших мыслей и чувств.
Для передачи информации как в устной, так и в письменной форме, подчёркивания и уточнения смысловых оттенков в русском языке существует множество моделей предложений (простых, сложных, с различными видами союзной и бессоюзной связи), различных конструкций (обособленных и уточняющих членов, вводных слов и предложений, вставных конструкций, устойчивых оборотов речи).
Особую сложность представляют конструкции с союзом как.





Слова К.Ушинского, взятые эпиграфом, не только подчёркивают задачу нашего урока, но и служат выражением общей цели

Слайд 5Задание.

Записать предложения, расставить знаки препинания, определить вид придаточных и способы

подчинения, сделать вывод о видах придаточных, присоединяемых союзом как.
Какое добавочное смысловое значение вносит союз как в данные придаточные предложения?
Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо как опускалась на землю мгла и как зажигались одна за другой звёздочки.
Когда знаешь науку о Земле то можешь взглянуть на горы и равнины так как смотрит на строчки книги человек который научился грамоте.

Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, определить вид придаточных и способы подчинения, сделать вывод о видах придаточных,

Слайд 6Проверьте правильность выполнения задания.

Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась

на землю мгла и как зажигались одна за другой звёздочки.
Когда знаешь науку о Земле, то можешь взглянуть на горы и равнины так, как смотрит на строчки книги человек, который научился грамоте.
Небо опустилось и стало жёлто-розовым, как будто на него падал отсвет далёкого пожара.
Вывод.
В первом предложении союзом как присоединяются однородные изъяснительные придаточные. Запятая между вторым и третьим придаточными не ставится, так как они соединены сочинительным союзом и.
Во втором предложении с параллельным подчинением придаточных союзом как присоединяется придаточное образа действия.
В1 и 2 предложениях придаточные с союзом как имеют добавочное значение сравнения.






Проверьте правильность выполнения задания.Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла и как зажигались

Слайд 7В русском языке употребляется более 10 конструкций с союзом КАК. Каждая

из них выполняет определённую синтаксическую роль в предложении, обладает определённым смысловым значением, в зависимости от которого может выделяться или не выделяться запятыми.
Чтобы не сделать пунктуационной ошибки, следует определить, какую именно конструкцию присоединяет союз как, а затем – смысловое значение данной конструкции.
В русском языке употребляется более 10 конструкций с союзом КАК. Каждая из них выполняет определённую синтаксическую роль

Слайд 8Задание.
Познакомьтесь с алгоритмом.
Вспомните, какие конструкции может присоединять союз как.
При каких условиях

запятая ставится?
При каких условиях запятая не ставится?
Задание.Познакомьтесь с алгоритмом.Вспомните, какие конструкции может присоединять союз как.При каких условиях запятая ставится?При каких условиях запятая не

Слайд 9
как
СОЮЗ
алгоритм







какСОЮЗ алгоритм

Слайд 10Задание.
Выньте из файла лист с заданиями 1-4.
Используя алгоритм, определите, какая конструкция

присоединяется союзом КАК, какое значение имеет данная конструкция.
Сделайте вывод, при каком условии конструкции с союзом КАК выделяются запятыми.

Задание.Выньте из файла лист с заданиями 1-4.Используя алгоритм, определите, какая конструкция присоединяется союзом КАК, какое значение имеет

Слайд 11Задание № 1
Когда он спустился с горы, лишь тогда по-настоящему понял,

как труден и опасен был подъем.
2.И колючей веткой ель в окно стучала, как
стучит порою путник запоздалый.
3. Как сговорившись, утки враз поднялись с болота.
4. Вы, как мне кажется, человек серьезный.
5. Пьер, как законный сын, получит все. (Л. Т.)
6. Герасим, как лев, выступал сильно и бодро. (Л.Т.)
7.Это было не что иное, как изморозь.



Задание № 1Когда он спустился с горы, лишь тогда по-настоящему понял, как труден и опасен был подъем.2.И

Слайд 12
Задание № 2
1. Росписи эти как музыка.
2. Клен у дома был

как золотой.
3. Он был вызван в суд как свидетель.
4. Мне было интересно ходить в лес как одному, так и с ребятами.
5. Получились результаты как нельзя лучше.
6. Дождевые струи проникали в землю, подобно тому как вонзаются стальные прутья.
7. Его болезнь как рукой сняло.

Задание № 21. Росписи эти как музыка.2. Клен у дома был как золотой.3. Он был вызван в

Слайд 13Задание № 3
1. Мороз как художник.
2. Сосны как солдаты в строю.
3.

Наш парк как лес.
4.Поле как огромный зеленый ковер.
5.Месяц как зарево пожара.


Задание № 31. Мороз как художник.2. Сосны как солдаты в строю.3. Наш парк как лес.4.Поле как огромный

Слайд 14Фразеологические обороты с союзом как.
Бледный как смерть.
Боится как огня.
Один как перст.
Холодный

как лед.
Стройный как кедр.

Вертится как белка в колесе.
Все как на подбор.
Далек как небо от земли.
Мудрый как Соломон.
Ходит как в воду опущенный.



Фразеологические обороты с союзом как.Бледный как смерть.Боится как огня.Один как перст.Холодный как лед.Стройный как кедр.Вертится как белка

Слайд 15
Преобразуйте данные предложения так, чтобы получился сравнительный оборот.
Прочитайте преобразованные предложения и

объясните, что изменилось относительно знаков препинания.
Как изменился смысл предложения? Какие новые оттенки значения появились?
Преобразуйте данные предложения так, чтобы получился сравнительный оборот.Прочитайте преобразованные предложения и объясните, что изменилось относительно знаков препинания.Как

Слайд 16
1. Мороз разукрасил окна, как художник.
2. Сосны стоят, как солдаты в

строю.
3. Наш парк разросся, как лес.
4. Поле раскинулось, как огромный зеленый ковер.
5. Месяц полыхает, как зарево пожара.


1. Мороз разукрасил окна, как художник.2. Сосны стоят, как солдаты в строю.3. Наш парк разросся, как лес.4.

Слайд 17Образец правильного ответа.
В первом и втором предложениях подчёркивается динамичность происходящего (разукрасил,

стоят).
В третьем и четвёртом предложениях картина приобретает объёмность, широту (сад разросся, поле раскинулось).
В пятом предложении глагол-сказуемое придаёт яркость, красочность изображаемой картине.
Образец правильного ответа.В первом и втором предложениях подчёркивается динамичность происходящего (разукрасил, стоят).В третьем и четвёртом предложениях картина

Слайд 18Итак,
сравнительные обороты придают высказыванию
яркость,
красочность,
выразительность.

Итак, сравнительные обороты придают высказываниюяркость,красочность,выразительность.

Слайд 19Сравнение – одно из распространенных средств выразительности в художественной литературе. Это

изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим с целью выявления какого-либо особо важного в художественном отношении признака объекта сравнения. Чаще всего сравнение оформляется с помощью сравнительных союзов КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО и др.
Сравнение – одно из распространенных средств выразительности в художественной литературе. Это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного

Слайд 20Задание.
Прочитайте предлагаемые вам тексты, запишите предложения и попытайтесь выявить художественную роль

сравнения.
Задание.Прочитайте предлагаемые вам тексты, запишите предложения и попытайтесь выявить художественную роль сравнения.

Слайд 21

А.С. Пушкин

Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра.


А.С. Пушкин  			Я оробел и

Слайд 22

Этим сравнением автор подчёркивает растерянность, необычайное волнение своего героя (с трепетом

ждал).
Этим сравнением автор подчёркивает растерянность, необычайное волнение своего героя (с трепетом ждал).

Слайд 23

А.П.Чехов

Все небо усыпано мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.



Слайд 24Приведённое сравнение подчёркивает яркость, сияние, обновлённость картины природы.

Приведённое сравнение подчёркивает яркость, сияние, обновлённость картины природы.

Слайд 25Сравнение может касаться не одной какой-либо стороны явления, а ряда признаков

сложного явления. Такое сравнение называется развёрнутым.
Примером развёрнутого сравнения может служить XI строфа стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Сравнение может касаться не одной какой-либо стороны явления, а ряда признаков сложного явления. Такое сравнение называется развёрнутым.

Слайд 26«Осень»
XI строфа

А.С. Пушкин

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны!



«Осень»XI строфа

Слайд 27 Сила поэтического вдохновения уподобляется мощи большого корабля, движение

человеческой мысли сравнивается с движением могучей машины.
Поэтическая картина проникнута внутренним напряжением, передаёт динамику зарождения и развития вдохновения, лежащего в основе творчества.
Сила поэтического вдохновения уподобляется мощи большого корабля, движение человеческой мысли сравнивается с движением могучей

Слайд 28Итак, сравнение – одно из распространённых средств художественной выразительности. Оно представляет

собой источник, на основе которого возникли другие художественные средства: метафоры, эпитеты, перифразы и др.
Однако сравнение не является прерогативой только художественной речи.
Итак, сравнение – одно из распространённых средств художественной выразительности. Оно представляет собой источник, на основе которого возникли

Слайд 29Прочитайте незаконченные предложения в задании №4.
Как вы думаете, какими оборотами можно

дополнить данные предложения?
Допишите предложения.
Прочитайте сначала те, в которых поставили запятые. Объясните постановку запятой.
Прочитайте предложения, в которых не нужно ставить запятую. Объясните отсутствие запятой.
Прокомментируйте, к каким стилям речи можно отнести составленные предложения.
Сделайте вывод об использовании сравнительных оборотов в разных стилях речи.



Прочитайте незаконченные предложения в задании №4.Как вы думаете, какими оборотами можно дополнить данные предложения?Допишите предложения.Прочитайте сначала те,

Слайд 30Как вы думаете, какими оборотами можно дополнить данные предложения?
Задание №4

1. Древесина

используется как _____________.
2. Книги как ___ проходят с нами через всю жизнь.
3. Он был вызван в суд как _________________.
4. Выступающий охарактеризовал эту задачу как ___
5. Как ___ он выполнил эту работу быстро и хорошо.

Как вы думаете, какими оборотами можно  дополнить данные предложения?  Задание №41. Древесина используется как	_____________.2. Книги

Слайд 31Проверьте правильность ответа.
Задание №4
1. Древесина используется как строительный материал.
2. Книги, как

надёжные друзья, проходят с нами через всю жизнь.
3. Он был вызван в суд как свидетель.
4. Выступающий охарактеризовал эту задачу как наиболее важную.
5. Как специалист высокого класса, он выполнил эту работу быстро и хорошо.



Проверьте правильность ответа.Задание №41. Древесина используется как строительный материал.2. Книги, как надёжные друзья, проходят с нами через

Слайд 32Итак, сравнительные обороты могут быть использованы во всех стилях речи. Это

свидетельствует о том, что сравнение лежит в основе нашего мышления, способа познания действительности.
Итак, сравнительные обороты могут быть использованы во всех стилях речи. Это свидетельствует о том, что сравнение лежит

Слайд 33 Задание.

Используя полученные знания и алгоритм, выполните тестовые задания.
После выполнения задания обменяйтесь

работами и проверьте правильность выполнения по ключам.


Задание.Используя полученные знания и алгоритм, выполните тестовые задания.После выполнения задания обменяйтесь работами и проверьте правильность

Слайд 34Ключи к тесту

Ключи к тесту

Слайд 35Итак,
подведём итог урока.

Итак, подведём итог урока.

Слайд 36Алгоритм написания синквейна.
Одно слово – существительное, главная тема, мысль.
Два слова –прилагательные,

указывающие на качество первого слова.
Три слова – глаголы, действия первого слова.
Суждение из четырёх слов по теме первого слова
Существительное – синоним первому слову. Вывод, заключение.
Алгоритм  написания синквейна.Одно слово – существительное, главная тема, мысль.Два слова –прилагательные, указывающие на качество первого слова.Три

Слайд 37Домашнее задание:
I. Подобрать 6 – 7 предложений с оборотами, указанными в

алгоритме.

Написать сочинение в научно – публицистическом стиле на тему:
«Роль сравнительных оборотов в речи».
1.Какие существуют в русском языке обороты и конструкции со значением сравнения?
2. Как может выражаться сравнение?
3.Какую роль выполняют в речи обороты и конструкции со значением сравнения?

Примеры подобрать из прочитанных худ. произведений и
научных статей по химии, истории и т. д.

желаю удачи

Домашнее задание:I. Подобрать 6 – 7 предложений с оборотами, указанными в алгоритме.Написать сочинение в научно – публицистическом

Слайд 38Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 39Только б мыслить их научить,
Доброты взлелеять побеги!
Ради этого стоит жить,
Дорогие мои

коллеги!
Только б мыслить их научить,Доброты взлелеять побеги!Ради этого стоит жить,Дорогие мои коллеги!

Слайд 40Использованная литература:
Д. Э. Розенталь. Русский язык. 10- 11 класс. ООО «Издательство

«Мир и Образование», 2011.
В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. Москва «Просвещение», 1998.
А. В. Сухотинская. Москва, «Высшая школа», 1995.
Л.А. Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А. Гвоздарёв. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». Москва, «Просвещение», 1987.

Использованная литература:Д. Э. Розенталь. Русский язык. 10- 11 класс. ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011.В. Ф. Греков,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть